Тема 1. Политология как наука о политике
Негосударственное частное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Южный институт менеджмента
В.Д. Середа, И.Д. Золотарева
ПОЛИТОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие
для бакалавров всех направлений подготовки
Краснодар 2013
УДК 32.001
ББК 66.0
С 32
Рецензенты:
доцент кафедры дореволюционной отечественной истории Кубанского государственного университета, кандидат исторических наук ,
доцент М.Ю. Горожанина
заведующий кафедрой философии и истории Южного института менеджмента, кандидат исторических наук, доцент С.М. Сивков
С 32 | Середа В.Д. , Золотарева И.Д. Политология. Учебно-методическое пособие для бакалавров всех направлений подготовки – Краснодар: ЮИМ, 2013. – 144 с. |
Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки бакалавра по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Пособие ориентировано на формирование базовых теоретических знаний и компетенций в области политологии. Пособие предназначено для бакалавров всех форм обучения и направлений подготовки.
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом ЮИМ (протокол №1 от 10.09.2013 г.)
УДК 32.001
ББК 66.0
© Издательство ЮИМ, 2013
СОДЕРЖАНИЕ | |
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................ | |
1. ПРОГРАММНЫЕ ТЕМЫ КУРСА «ПОЛИТОЛОГИЯ»…………………….…….. | |
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.......................................................... | |
3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ…………………………………………….. | |
4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМ……………………………………………………… | |
4.1 Краткое содержание вопросов………….………………………………….………. | |
5. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ………………………………………..……… | |
6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ…………………………….......... | |
6.1 Методические рекомендации к семинарским занятиям………………..………… | |
6.2 Методические рекомендации по написанию и оформлению рефератов, докладов……………………………………………………………… | |
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА........................................ | |
8. ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………...……….. | |
9. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ……………………………………………………...………. | |
10. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ………………………………………….. | |
11. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ……………………………………………………………. | |
12. ТАБЛИЦЫ………………………………………………………………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие ориентировано на раскрытие следующих дидактических единиц: объект, предмет и метод политологии, её место в системе социально-гуманитарных дисциплин; история политических учений; политическая жизнь, её основные характеристики; политическая система, институциональные аспекты политики; политические отношения и процессы, субъекты политики; политическая культура; политическая идеология (история развития, современное состояние, перспективы); политический процесс в России; мировая политика и международные отношения; сравнительная политология.
Современная концепция высшего образования исходит из того, что выпускник вуза, будущий специалист в той или иной сфере деятельности, не может быть политически неграмотным. Иначе он не сможет стать полноценной личностью, самостоятельным субъектом, принимающим ответственные решения за свою судьбу и судьбу других людей Способность же принимать рациональные решения в политической жизни не приходит стихийно, а формируется в ходе систематического приобретения знаний и опыта. На приобретение таких знаний и ориентировано преподавание политологии в качестве обязательной учебной дисциплины.
Цель и задачи обучения
В результате изучения курса «Политология» студент должен:
- понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества;
- иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, её месте и статусе в современном политическом мире;
- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;
- владеть способностью анализировать сложившуюся ситуацию в политической жизни;
- уметь выделять приоритеты в принятии важных политических решений;- продемонстрировать навыки в решении конфликтных ситуаций, владеть политической культурой.
ПРОГРАММНЫЕ ТЕМЫ КУРСА «ПОЛИТОЛОГИЯ»
Тема 1. Политология как наука о политике.
Тема 2. Основные этапы истории политических учений.
Тема 3. Политика и политическая жизнь.
Тема 4. Теория власти и властных отношений.
Тема 5. Политическая система общества.
Тема 6. Место и роль государства в политической системе общества.
Тема 7. Политические партии и общественно-политические движения.
Тема 8. Политические отношения и политические процессы. Субъекты политики.
Тема 9. Политическое сознание и политическая культура.
Тема 10. Мировая политика и международные отношения. Политическое
прогнозирование.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Политология как наука о политике
Общественная потребность в политологии. Объект и предмет политологии. Политология как интегральная наука о политике, власти, политических системах, процессах. Понятие политического. Система категорий политологии. Структура политологии. Понятие, структура и функции политики. Сущностные черты политики.
Становление и развитие методологии и инструментария анализа политических явлений. Эмпирический и теоретический уровни политического знания. Сравнительная политология. Типы политических методологий.
Теоретическая, методологическая, практическая, образовательная и прогностическая функции политологии как науки и учебной дисциплины.
Место политологии в системе социально-гуманитарных наук и учебных дисциплин. Соотношение политологии с философией, социологией, юриспруденцией, психологией, историей, культурологией и т.д. (вопросы 1 - 5).