Основополагающие признаки и виды демократии
Ответ на вопрос "что есть демократия" не может быть достаточен без определения наиболее общих признаков этого явления. Иногда еще говорят о принципах демократии (виды вообще оставляют в стороне), но применение этого термина более уместно при характеристике работающей демократии, то есть при ответе на вопрос "как делается демократия". Некоторые исследователи, характеризуя суть демократии, не только называют принципы и признаки, но и говорят об основополагающем, или изначальном принципе. Первый термин принадлежит одному из основоположников теории демократии Ш. Л. Монтескье и обозначается как добродетель, определяемая соблюдением законов и заботой о равенстве; второй - видному знатоку современных политических режимов Р. Арону, обозначаемый им как законность и соперничество в отправлении власти и чувство компромисса, не связанное напрямую с соблюдением законов [Арон Р. Демократия и тоталитаризм.- М., 1993.- С.70].
Контекст изложения темы не предполагает освещения основополагающих или изначальных принципов демократии и обычных ее признаков и принципов, показ их субординации и взаимодействия. Представляется достаточным перечислить признаки и дать общую их характеристику. Выделяются прежде всего следующие черты:
1. Институциональное выражение суверенитета, верховной власти яорода. Демократия означает юридическое признание того факта, что народ, а не монархия, аристократия, бюрократия или духовенство выступает официальным источником власти. Суверенитет народа в том и выражается, что именно ему принадлежит учредительная и конституционная власть в государстве, что он избирает своих представителей в органы власти, а при необходимости сменяет их. Народ имеет также право непосредственного участия в разработке и принятии законов посредством референдумов, а также некоторых народных инициатив. (273)
2. Периодическая выборность основных органов государства. Правда, истории давно известна практика народного избрания монархов, которые затем приобретали право на пожизненное правление и даже передачу этого права по наследству. В Древней Греции существовала так называемая "эксимнестия" - выборная монархия. Однако при подобных выборах правителей демократия еще отсутствовала. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются на строго определенный срок. Ротация правителей в демократическом обществе - оборотная сторона их выборности. В зависимости от порядка формирования (избрания) органов власти и от их строения, демократические государства делятся на парламентские, президентские, смешанные (или полупрезидентские) республики, суперпрезидентские республики, парламентские монархии и т. д. Эти институционные параметры будут рассматриваться в главе о государстве.
3. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении. Хотя степень народовластия здесь, как уже отмечалось (и об этом еще будет идти речь), довольно ограничена, это не должно подрывать доверия к названному признаку, .поскольку демократия (по крайней мере представительлад) иначе не действует.
4. Равенство граждан на участие в управлении государством. В современной сяожноорганизованной политической системе этот принцип как минимум предполагает: равенство избирательных прав; свободу создания гражданами политических партий и -объединений, артикулирующих и отстаивающих их интересы; шраво на получение и распространение информации, м это, возможно, главное - право на участие в конкурентной борьбе за руководящие должности в государстве.
Из признака "равенство прав граждан" вытекают важнейшие характеристики демократии: равенство может выть формальным, чисто юридическим и фактическим, предполагающим создание примерно одинаковых социальных возможностей для реализации людьми своих политических прав (материальный достаток, свободное время, доступ к информации).
В зависимости от характера равенства демократия делится на политическую, экономическую, социальную и индустриальную. Слово democratia, появившееся в V в. до
н. э., (274) вплоть до прошлого века было политической концепцией, демократия означала политическую демократию. Сейчас, однако, говорят также о демократии в неполитичес-ком, или субполитическом смысле. Говорят о демократии индустриальной, экономической и особенно часто - о социальной. Интересен поэтому вопрос о значении этих видов демократии и о том, как они соотносятся с политической демократией"
Идея социальной демократии лучше всего была передана Токвилем и Брайсом. Первый во время посещения США в 1831 г. был поражен общественными предпосылками американской демократии (равенство статуса, манеры, обычаи и др.). Социальное равенство показалось Токвилю поразительным. Это общество не знало феодального прошлого, "дух" демократии пронизывал его. Токвиль, наблюдая демократию США, определяет ее как уравнение условий жизни или равенство людей в социальном плане. Последнее у него означает отсутствие наследуемого различия в общественном положении, а также доступность каждому всех видов деятельности, почестей и званий. Он противопоставляя демократию аристократии и до 1848 г. понимал демократию скорее как состояние общества, а не как политическую демократию. После Токвиля идею демократии как образа жизни, как общего состояния и стиля общества определил Брайс. Его интерпретация демократии ж самом общем виде такова; это общество, чей характер требует от его членов признания себя социально равными.
Индустриальная демократия - термин, введенный в конце XIX в. Сиднеем и Беатрисой Узбб. По существу это демократия в рамках индустриальных предприятий. Можно сказать, что индустриальная демократия – это адаптация греческой прямой демократии к индустриальному обществу, в котором один член политического сообщества заменяется членом экономического сообщества, рабочим на рабочем месте. Наиболее показательный пример индустриальной демократии – это югославский тип "самоуправления" рабочих советов.
Экономическая демократия - многогранное и, в конце концов, уклончивое понятие. Логика, ведущая к этой конструкции, следующая: в связи е тем, что политическая демократия главным образом ограничивается политическим и юридическим равенством, а социальная демократия делает акцент на равенство статуса, то эко(275)номическая демократия отражает отношение к уравниванию богатства. Цель экономической демократии - перераспределение богатства и уравнивание экономических возможностей и условий. Экономическую демократию можно охарактеризовать и так: равенство контроля
над экономическим производственным процессом.
Социальная, индустриальная и экономическая демократии, безусловно, обнажают важнейшие срезы социума. Последняя, например, в марксистской интерпретации даже вытесняет политическую демократию и заменяет ее. Однако в действительности все они являются подчиненными демократиями. Первые два вида демократии обращаются к четко тождественным структурам и включают неполитическую демократию. Эти две концепции не обращаются к проблеме демократии на уровне государства, то есть как к проблеме управляемой государственной демократии. Экономическая же демократия ныне - крайне неясное и чрезмерно широкое понятие. Демократия в политическом смысле – это макродемократия. Это совершенно полновластная демократия. Политическая демократия - необходимое условие, инструмент, какую бы демократию или демократическую цель мы ни вынашивали. Хорошо эта мысль сформулирована Дж. Сартори: если господствующая политическая система не является демократической, тогда социальная демократия имеет мало смысла, индустриальная демократия - мало подлинности, а экономическое равенство может не отличаться от равенства между рабами. Именно поэтому демократия без опреде-
лителя обозначает "политическую демократию", а демократия - это прежде всего полити-ческое понятие. Именно о такой демократии и идет речь в данной главе.