Тема 13.Политическая культура и политическая социализация
1. Понятие политической культуры и её структура.
2. Функции и типы политической культуры.
3. Политическая социализация.
I. Важнейший элемент политической жизни общества — политическая культура. Без неё невозможны политическая и гражданская жизнь общества, политические отношения в отдельных странах и международном масштабе. От уровня и типа политической культуры во многом зависят формы, способы и масштабы политического участия и поведения, характер политических действий, степень цивилизованности общества.
Подобно тому, как общая культура определяет и предписывает те или иные формы и правила поведения в различных сферах жизнедеятельности человека, так и политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и правила игры в политической сфере.
От степени соотношения и соответствия ценностей политической культуры ценностям политической системы зависит устойчивость и жизнеспособность этой системы. Даже Римская империя основывалась не столько на силе, сколько на согласии и доброй воле её подданных. В наше время стабильность Великобритании, других стран Запада также основывается на высокой политической культуре граждан, субъектов власти. Именно культурные стандарты определяют образцы и формы поведения институтов власти, народа, а вместе с этим и политическую систему, и политический режим. Чем ниже уровень политической культуры, тем больше тоталитаризма, авторитаризма, неконституционных действий. Глубина и темпы реформ также связаны с уровнем политической культуры.
Идея политической культуры имеет древнее происхождение. Она встречается в трудах Платона, Аристотеля. Проблемы политической культуры затрагивали Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.–Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и другие. Они предприняли попытку выявить связь межу политическими представлениями людей и политическим устройством общества.
Сам термин «политическая культура» впервые в научный оборот был введен немецким философом И.Г. Гердером в XVIII в.
Современные концепции политической культуры разрабатываются такими учеными как Х. Файер, Г. Алмонд, С. Верба, Р. Шварценберт, М. Дюверже, А. Тойнби и другие. В советской политической литературе проблемы политической культуры начинают разрабатываться с середины 80-х годов. Существенный вклад в её разработку внесли Э. Баталов, К. Гаджиев, Е. Егоров и многие другие.
Что такое политическая культура? Политическая культура — это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Политическая культура — это довольно многогранное явление. Она фиксирует уровень и характер политических знаний, оценок и действий людей, а также содержание и качество духовных ценностей, традиций, норм, регулирующих политическое поведение.
Сфера политической культуры — политическая жизнь общества, все то, что затрагивает проблемы власти и управления, участия людей в политике, а также «пограничные зоны» — взаимодействия политики и права, политики и экономики, политики и нравственности.
Политическая культура проявляется: в культуре принятия политических решений; поведении политических партий, движений, граждан, органов власти; восприятии политических явлений; в характере взаимодействия между политическими институтами; в уровне идеологизированности политических субъектов; в политическом языке, жестикуляции, символике. Она не ограничивается только этим. Политическая культура проникает в образование, науку, во всю духовную культуру. Проникает она и в материальную культуру, придавая ей политическую окраску. Сегодня политическую окраску приобретает производственная культура, культура земледелия, культура врачебной деятельности и т. д.
В своей структуре политическая культура включает следующие основные элементы: когнитивный, эмоционально-психологический, нравственно-оценочный, поведенческий, а также политическую символику.
Когнитивный элемент политической культуры составляют политические знания и представления людей о политике, политической системе, политической власти, ее формах и механизмах осуществления; о демократии, правах человека и т. д., то есть все то, что составляет политическое образование.
Эмоционально-психологический элемент политической культуры — это политические чувства и переживания, которые испытывает человек, участвуя в политической жизни. К ним можно отнести чувство социальной справедливости, терпимости или нетерпимости к инакомыслию, эмоциональный подъем по поводу победы на выборах и т. д. Сюда же входят и иррациональные моменты в политическом поведении человека. Они проявляются в форме фанатичной любви к вождю, приверженности догмам, мифам, утопиям. Последние выступают в роли своеобразного компенсатора недостатка научных знаний о политике. Политические мифы и утопии, основанные на надеждах и чаяниях, легко воспринимаются широкими массами. Они их воодушевляют на активные политические действия, вселяют веру в лучшее будущее.
Нравственно-оценочный элемент политической культуры включает характерные для данного общества ценности, идеалы, нормы и т. д. Он предполагает определенную оценку, суждение и мнение о политических объектах, процессах. Здесь роль играет соотнесение собственных представлений с идейно-ценностными установками государства, общества, человечества.
Поведенческийэлемент политической культуры образуют формы и степень участия граждан в политической жизни общества (митингах, демонстрациях, политических забастовках, пикетах, выборах, политических акциях и т. д.). Он включает также политические установки, типы политической активности, формы, стили, образцы, навыки политического поведения.
Развитая политическая культура предполагает такие нормы поведения, как: отношение к человеку как к высшей ценности, терпимость к инакомыслию, лояльность, сознательная дисциплина и самодисциплина, гражданская ответственность, ответственность перед будущим и др. Эти нормы создают своеобразный кодекс цивилизованного поведения субъектов политических отношений. Они предполагают конституционные, правовые формы поведения и деятельности.
Высокая политическая культура складывается именно из этих четырех элементов. Недостаточное развитие или отсутствие одного из этих элементов не способствует ее высокому уровню. Например, если бы в послереволюционные годы и более поздний период политические силы Советского Союза владели бы высокой политической культурой, то знали бы, что карать человека без суда и следствия, исходя только из эмоций, нельзя. В настоящее время мы также наблюдаем недостаточное развитие образовательного уровня политической культуры и превалирование эмоционально-психологического и нравственно-оценочного элемента. Нам не хватает основанной на знаниях рассудительности.
Важнейшей составной частью политической культуры является политическая символика, которая отражает, идеализирует мир политики и ее культуру. Элементами политической символики выступают — национально-государственная символика (Конституция, флаг, герб, гимн, денежные знаки и т. д.); политико-ритуальная символика (церемония инаугурации Президента, процессы возложения венков, цветов к национальным святыням и др.); скульптурно-архитектурная символика, воплощенная в памятниках, скульптурах, архитектурных сооружениях, символизирующих страну (в Беларуси — Дом правительства, Площадь Победы, вокзальные ворота); название городов, с которыми отождествляют страну (Москва — Россия, Минск — Беларусь). К политической символике относятся знаки отличия, флажки, эмблемы и другие символы.
Политическая символика разнообразит и украшает политическую жизнь общества, придает ей символически-культурный смысл. Она способствует сплочению нации, сохранению ее самобытности и традиций, формированию национального самосознания и национальных чувств народа, идей патриотизма, гражданственности. К сожалению, их частая смена в Беларуси не способствует этому.
II.Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической жизни общества. Они являются теми направляющими, по которым политическая культура входит в жизнь и быт людей. Именно с помощью функций она становится реально осязаемой, понятной, а, следовательно, практически значимой и достижимой.
Политической культуре присущи следующие основные функции.
Познавательная. Эта функция формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, нормы, повышает политическую образованность. Особенно важна и актуальна эта функция в отношении молодежи, которая находится в решающей стадии становления личности и подвержена всем влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит. Молодежь республики живет сейчас в обстановке свободы выбора и сделать его очень не просто. Идет ломка многих представлений, стереотипов. В этих условиях процесс формирования высокой политической культуры призван не только дать знания молодому поколению о политике, но и вооружить ее знанием таких норм политической культуры, как уважительное отношение к человеку как высшей ценности; терпимость к инакомыслию и другие.
Интегративная, которая призвана быть интегратором политического опыта и механизмом передачи его от поколения к поколению. Интегрируя и передавая политико-культурные ценности, политическая культура формирует стабилизирующую основу политической жизни и способствует согласию существующей политической системе и избранного обществом политического строя.
Коммуникативная функция, позволяющая установить связь между участниками политического процесса, действовать так, как требуют политические нормы.
Регулятивная. Она обеспечивает эффективное воздействие граждан на политический процесс в соответствии с общественно значимыми ценностями.
Воспитательная, которая позволяет сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации людей.
Социализации, характеризующая приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права.
Выделяют также функции идентификации, адаптации, ориентации и другие.
На практике все функции политической культуры тесно взаимосвязаны и направлены на формирование политически грамотной и социально активной личности, на стабильное развитие общества.
Важная характеристика политической культуры — её типология. Сейчас существует довольно обширная типология политической культуры, исходящая из разных критериев.
По характеру организации политической жизни различают рыночную и этатистскую политические культуры (Э. Баталов, И. Шумпетер). Рыночная политическая культура понимается и организуется как разновидность бизнеса и рассматривается как акт свободного обмена деятельностью. Её основные элементы — ориентация на конкурентную борьбу, индивидоцентристские установки, ориентация на спонтанность, саморегулирование в отправлении политических и иных функций.
Этатистская политическая культура — это культура, которая главенствующую роль в организации политической жизни и определении условий политического участия отводит государству. Это культура ограничения конкурентной борьбы, для которой интересы целого (государства, нации, класса, какой-либо организации) выше частных, индивидуальных интересов.
По отношению к инновациям (Р. Шварценберг, А. Боднер) выделяют открытую (ориентированную на иннокультурный, общечеловеческой опыт и общение) и закрытую(ориентированную на собственные локальные образцы и нормы) культуры;
По цивилизационному фактору (Н. Данилевский, А. Тойнби и др.) различают западную,восточную и восточноевропейскую политические культуры. Они сформировались на разных социально-экономических отношениях и политических процессах. В частности, для восточноевропейской политической культуры, которая сформировалась в условиях «срединного» географического положения, в результате взаимодействия западных и восточных ценностных ориентаций, при доминирующей роли государства в регулировании общественной жизни, как следствие определяющего воздействия идеалов и ценностей православного христианства, доминирования силовых методов разрешения кризисных и конфликтных ситуаций, дуализма власти и народа, экстенсивной экономики присущи — социокультурный раскол взаимооппонирующих политических культур (народа и элиты); доминирование в общественном сознании ценностей групповой справедливости («правды», коммунитаризма (коллективизма)), уравнительного равенства; этатизм сознания, отсутствие рациональности в западном понимании, неприятие инакомыслия, индивидуализма и конкуренции, доминирование идеологических ценностей над целевыми; иррациональный авторитет власти, персонифицированное восприятие её («добрый царь», «хороший вождь» и т. д.); ориентация не на личную активность, а на государственный патернализм и другие ценности.
По психологии субъектов политики (Г. Алмонд) — англо-американ-скую,континентально-европейскую,авторитарно-патриархальную и тоталитарную.
Англо-американской политической культуре характерны светский характер, прагматизм, общенациональный консенсус, центризм, умеренность в политике, отказ от крайностей.
Континентально-европейская культура также носит светский характер, но с элементами идеализма. Ей присущи цикличность, разграничения.
Для авторитарно-патриархальной политической культуры свойственно рассмотрение общества как единой семьи во главе с сильным лидером.
Тоталитарная политическая культура — это культура толпы. Её особенность — обожествление власти, формирование представления, что власть всё может, господство мифов, атмосфера напряжённости и борьбы;
По уровню политического участия (Г. Алмонд, С. Верба) — патриархальную (традиционную или провинциальную), подданническую и активистскую.
Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. При ней индивид слабо восприимчив к глобальной политической культуре и не выполняет конкретной роли. Данный тип политической культуры существует в молодых государствах, в которых сложилась и функционирует корпоративная культура разных социальных общностей, где масса населения безграмотна.
Подданническая политическая культура отличается низкой активностью граждан, пассивным отношением индивида к политической системе. При ней население знает о политике, но ориентировано на политическую систему и результаты её деятельности. Свои надежды на создание свободной и благополучной жизни население возлагает на власть и вождей.
Активистскаяполитическая культура — это самая развитая модель. Она отличается политической активностью граждан, их вовлечённостью и рациональностью. При ней граждане стремятся с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т. д.) влиять на политику и власть.
Г. Алмонд и С. Верба выделяли и смешанные типы политической культуры: патриархально-подданническую, подданнически-активистскую и патриархально-активистскую. По их мнению, эти три типа политической культуры реально преобладали в истории различных обществ.
По типу политического режима называют — либерально-демократи-ческую и авторитарно-тоталитарную политические культуры.
Либерально-демократическуюмодель политической культуры отличают свобода, права человека, гражданское общество, парламентаризм, правовое государство, добровольное и сознательное участие в политической жизни, плюрализм, т. е. всё то, что принято называть демократией. Причём эти демократические ценности не только декларируются, но и реализуются на практике.
Для авторитарно-тоталитарной политической культуры свойственны единая собственность, идеология, неприятие плюрализма мнений и инакомыслия, культ главы государства, государственное регулирование всех сфер общественной жизни, порядок любой ценой, принудительное участие в политической жизни. Права и свободы при этом типе культуры только провозглашаются, но в действительности не осуществляются.
В реальной практике все типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные типы с преобладанием тех или иных компонентов. С точки зрения стабильности политического режима наиболее оптимальна синтетическая культура «гражданственности», где преобладают элементы подданнической и активистской культур.
Политическая культура не исчерпывается универсальными типами. Существуют разнообразные субкультуры, такие образования политической культуры, которые характерны лишь для отдельных социальных, этнических, региональных и других субъектов политики. Различают несколько типов таких субкультур — региональную (характерная для разных регионов страны, обусловленная социально-экономическими и другими отличиями), этнолингвистическую, религиозную, половозрастную и другие.
Рассматривая политическую культуру современной Беларуси в свете представленных типологий, ученые обнаруживают в ней типологичные черты закрытой, этатистской, пассивной, подданнической, восточноевропейской, авторитарно-тоталитарной политической культуры. Хотя большинство граждан проявляет живой интерес к политике, но не стремится воздействовать на власть, предпочитая подчиняться любому центру реальной власти, считая, что от их участия в политической деятельности ничего не изменится.
Для политической культуры граждан Беларуси характерны — неуважительное отношение к человеку как к личности, нетерпимость к инакомыслию и оппозиции, правовой нигилизм, зависимость от официальной идеологии, ориентация на социальную справедливость и равенство (несмотря на то, что это оказывается равенство в бедности), коллективизм и другие черты.
Причины существования такой политической культуры большинства граждан Беларуси кроются в историческом прошлом — длительном существовании общинных отношений; вхождении в состав других государств, в особенности, в состав России, где господствовали идеология и политика самодержавия. Сказывается влияние советской тоталитарной системы и коммунистической пропаганды.
Особенности политической культуры большинства граждан Беларуси затрудняют процесс освоения опыта демократического развития других стран, снижают чувствительность людей к нравственно-этическим стимулам политического поведения, предполагают тяготение к скачкообразным и нередко насильственным методам преобразования общества.
Вместе с тем, у определенной части интеллигенции, предпринимателей, граждан идет ценностная переориентация в сторону ценностей открытой, активистской, западной политической культуры. Именно эта часть населения служит тем социальным звеном, которое оказывает социально-культурную поддержку демократическим преобразованиям. Наше общество объективно заинтересовано в ускорении таких преобразований
Ш. Политическая культура выступает важным фактором социализации личности.
Социализация (от лат. «socialis» — общественный) — это процесс, с помощью которого политическая культура передается, приобретается и изменяется. Этот процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Политическая социализация — необходимый элемент воспроизводства и сохранения политической системы, ибо она готовит граждан к выполнению предписываемых ею политических ролей: гражданина, избирателя, члена партии, профсоюза и т. д. В то же время, социализация важна для самой личности, поскольку она позволяет ей адаптироваться к политике, освоить ее ценности, нормы и правила и, включиться в политическую жизнь, реализовать с помощью власти свои интересы.
Задачи политической социализации:
- формирование у широких слоев общества политической культуры, привитие людям устойчивых социально-значимых образов поведения;
- преобразование некоторых из этих элементов как необходимое условие общественных изменений;
- создание новой политической культуры в особых обстоятельствах, например, при возникновении нового независимого государства.
Важными институтами политической социализации выступают семья, школа, средства массовой коммуникации и информации, а также участие в политической деятельности и многое другое. На характер и специфику политической социализации оказывают значительное воздействие региональные и исторические особенности страны, характер политической системы, политический режим. Они могут принимать форму явной или скрытой передачи опыта. Явная передача включает непосредственную передачу или трансляцию информации, чувств, ценностей объективной политики, скрытая — путем подражания родителям, известным политикам и т. д.
Очень большое значение в политической социализации играет исторический опыт. Через него происходит накопление ее наиболее устойчивых и действенных элементов.
Важное средство передачи исторического опыта — традиции. Это устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Действие традиций находит выражение в определенных стереотипах поведения, воспроизводящихся в самых разнообразных исторических обстоятельствах.
Социализация — процесс избирательный, в ходе которого идет усвоение тех норм, ценностей, ориентаций и моделей поведения в политике, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии и жизненному опыту участников политического процесса. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни. По мере накопления социального опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение жизненно-политических позиций личности.
В политической социализации выделяют несколько этапов, связанных с основными периодами жизни человека.
Первый этап политической социализации происходит в детские и юношеские годы в семье, школе, группе ровесников.
Второй этап — в процессе интенсивного обучения человека в различных учебных заведениях, самообучения, под воздействием СМИ, разных социальных институтов. В это время формируется информационная сторона мировоззрения индивида, закладываются основы политической культуры. Важность данного этапа обусловлена тем, что успешность его происхождения в значительной степени предопределяет будущее страны — активность и осознанность политических действий.
Третий этап — это социализация индивида как личности в ходе активной деятельности, его включения в работу политических институтов (государственных структур, партий, общественных организаций, выборов и т. д.), в подготовку и проведение всевозможных политических акций. Этим этапом завершается превращение индивида в гражданина, человека, осознающего себя членом государства.
Следует отметить, что первый и второй этапы политической социализации могут находиться в конфликте. Он возникает тогда, когда молодой человек, получивший гуманные демократические представления о политике в семье, школе, университете, сталкивается с жесткими и далекими от демократии реалиями: авторитарной властью на производстве, безнравственностью политиков, бездушием и грубостью государственных служащих, разнообразными силовыми проявлениями власти. В этом случае происходит переоценка ценностей, проявлениями которой становятся аполитичность, конформизм или же радикальный политический протест. Здесь важно, чтобы воспитательный процесс не отрывался от реальной политической практики.
Политическая социализация осуществляется на трех уровнях личности: биологическом, психологическом и социальном. Биологический уровень личности оказывает существенное воздействие на сознание человека и его политическое поведение. Среди элементов этого уровня следует выделить наследственность, пол, возраст, темперамент, состояние здоровья и т. д. Например, свойства нервной системы, темперамент придают индивидуальное своеобразие политическому поведению не только отдельной личности, но и масс в целом.
Эмоции, воля, память, способности, мышление, характер и другие элементы составляют психологический уровень в структуре личности и оказывают влияние на политическое сознание и поведение человека. Например, без воли наиболее осознанного психологического элемента личности невозможно добиться целей в любой сфере.
Социальный уровень социализации человека характеризуется мировоззрением, его интересами, целями, ценностными установками и ориентациями. Они усваиваются индивидом в процессе воспитания и под воздействием целого ряда субъектов (агентов) политической социализации — семьи, дошкольных учреждений, школы и других учебных заведений, родственников, коллег, кланов, политических институтов, молодежных организаций, религиозных и общественных объединений, СМИ.
Интенсивность процесса политической социализации обычно ослабевает после формирования человека как личности, но в менее выраженной форме изменение политических представлений происходит в течение всей жизни: под влиянием новых ролевых требований (занятие руководящих позиций в общественных организациях, партиях, государстве и т.п.), важных политических событий (революции, войны и др.), а также возраста. Известно, например, что пожилые люди придерживаются более консервативных политических взглядов, чем молодежь.
На основании исторического опыта и политической практики выделяют несколько типов, образцов политической социализации.
Во-первых, гармоничный тип политической социализации предполагает наличие однородной культурной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог субъектов политических процессов. Подобная степень культурной одноразности характерна для англо-американской культуры, согласно которой субъекты политического взаимодействия привержены общепринятым идеалам, нормам, ценностям, что позволяет поколениям безболезненно входить в политическую жизнь.
Во-вторых, плюралистический тип политической социализации, который преобладает в странах континентальной Европы. Этот тип характеризуется наличием значительного числа разнородных субкультур, что предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы. Консолидированная демократия в рамках плюралистического типа политической социализации основана на динамичном равновесии трёх начал: развитого гражданского общества, конституционного ограничения власти и индивидуальной свободы личности.
В-третьих, различают конфликтный тип политической социализации, который характерен для незападных цивилизаций. Имеющийся в этих странах высокий уровень нищеты большинства населения, жёсткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затрудняют достижение согласия между носителями различных ценностей субъектами политических отношений и, прежде всего, властью.
В-четвёртых, выделяют гегемонистский тип политической социализации, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса, партии или определённой религии.
Главная проблема в отмеченном заключается в правильной организации процесса социализации. Американские политологи Д. Истон и Дж. Денис отмечали, что силовыми методами добиться принятия политических ценностей невозможно. Надо помочь людям принять их добровольно. Данное возможно тогда, когда политическая система будет задавать психологическую установку на добровольность принятия норм и ценностей господствующей в обществе политической культуры. Для этого важно поддерживать веру индивидов в важность политической социализации, легитимность власти. Существенную роль в этом должны играть политические и государственные деятели, преподаватели вузов и техникумов, СМИ — все ответственные за передачу общественно-политического опыта. Это особенно важно в нынешний переломный этап развития нашей республики.
Таким образом, политическая культура и политическая социализация неразрывно взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга, они выступают важнейшими элементами функционирования и стабильности политической системы.