Проблема предмета социологии.
Учебное пособие
кафедра ФИЛОСОФИИ
И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Москва 2015
Автор:
В.Г.Чернякин, кандидат философских наук, доцент,
доцент кафедры философии
и социально-экономических дисциплин
РПА Минюста России
Рецензенты:
Б. Н. Мальков – доктор философских наук, профессор кафедры философии
и социально-экономических дисциплин
РПА Минюста России
И.Б. Кабыткина – кандидат политических наук, доцент,
доцент кафедры государственного и муниципального управления
Московского городского университета управления Правительства Москвы
Учебное пособие по учебной дисциплине «Социология и политология» подготовлено на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность».
Обсуждено на заседании кафедры философии и социально-экономических дисциплин «» 2015 г.
Протокол №
Заведующий кафедрой
В.И.Красиков
РПА Минюста России, 2014
Предисловие
Данное учебное пособие является результатом более чем двадцатилетней практики преподавания дисциплин «Социология» и «Политология» в различных вузах столицы для студентов различных юридических специальностей.
Учебное пособие предназначено для студентов всех направлений подготовки юридического факультета РПА Минюста России. Оно включает в себя девять лекций и вопросы для самоконтроля по каждой лекционной теме.
Логика пособия такова, что в первых пяти темах раскрывается основное содержание основных социологических проблем, а в четырех последующих темах дается характеристика важнейших политологических проблем, наиболее актуальных для будущих юристов. Отбор тематики производился по итогам анализа компетенций на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность».
В теме «Социология и политология как науки» освещаются общетеоретические и методологические аспекты современных социологии и политологии: предметная область исследований, методы, используемые в социологических и политологических исследованиях, разъясняется структура и функции обеих наук в современном обществе.
Тема «Методология и методика проведения социологических исследований» позволяет студентам ознакомиться с тем новым, что привнесла социология в современную науку об обществе. В этой теме рассматривается многообразие проводимых социологами исследований, отмечаются особенности их основных видов, подчеркивается значение грамотного составления программы социологического исследования.
В теме «Личность и общество» разъясняется процесс социализации личности, разбираются основные положения статусно-ролевой теории личности, но самое главное - дается развернутая характеристика основных видов поведения личности в обществе, анализируются биологические, психологические и социологические подходы к объяснению причин отклоняющегося поведения.
Тема «Социальные институты» позволяет студентам представить основные структурные компоненты современного общества. Излагаются общетеоретические положения о сущности, общих функциях и дисфункциях социальных институтов. Кратко характеризуются базовые социальные институты современного общества, показывается их взаимосвязь и взаимовлияние.
Благодаря изучению темы «Социальная стратификация и социальная мобильность» студенты получат представление о таком важном явлении как социальное неравенство. В теме освещается сущность социальной стратификации, анализируются особенности всех стратификационных систем, раскрывается сложное содержание такого явления как социальная мобильность.
Политологическая часть учебного пособия начинается с темы «Политическая система общества», в которой освещается сущность, структура и функции политической системы, разъясняются особенности и имеющиеся недостатки в деятельности российской политической системы.
Тема «Политический режим» посвящена изучению основополагающих методов, средств и приемов функционирования политической системы. Раскрывается многообразие взаимоотношений государства и гражданского общества, выраженное в классических и современных классификациях политических режимов. Проведен сравнительный анализ различных типов политических режимов. Дана также оценка переходного состояния политического режима в нашей стране.
В теме «Международные отношения и внешняя политика государства» разъясняется динамика систем миропорядка, характеризуется современный этап международных отношений. Раскрывается сущность и содержание внешней политики государства, освещается с опорой на нормативно-правовые акты национальные интересы и основные направления внешней политики российского государства.
Благодаря изучению темы «Социально-этнические общности и национальная политика», студенты получат представление о роли межнациональных отношений в политической жизни общества. В теме проведен анализ особенностей, присущих межнациональным отношениям, проведена классификация видов национальной политики государства, дается оценка состоянию и перспективам межнациональных отношений в современной России.
Данное учебное пособие нацелено на то, что будущие юристы, опираясь на него в процессе обучения дисциплине «Социология и политология» получат базовые знания, которые будут дополняться и углубляться в учебном процессе.
Тема 1. Социология и политология как науки
1. Проблема предмета социологии.
2. Предмет и методы политологии.
3. Структура и функции социологии и политологии.
Вопросы самоконтроля
1. Что является предметом социологии с точки зрения представителей различных направлений науки?
2. Как взаимосвязана и взаимодействует социология с другими науками?
3. Какие мы знаем уровни социологического знания?
4. Что отличает макросоциологию, микросоциологию и теории среднего уровня?
5. Что отличает эмпирическую и теоретическую социологию?
6. Что отличает фундаментальную и прикладную социологическую науку?
7. Что такое «социальная инженерия» и каковы ее возможности?
8. Какие функции выполняет социология в современном обществе?
Вопросы самоконтроля
1. Что такое «социологическое исследование»?
2. Каковы основные этапы проведения социологического исследования?
3. Какие виды социологических исследований нам известны?
4. Что такое «программа социологического исследования»?
5. Каково содержание методологической части программы социологического исследования?
6. Каково содержание методической части программы социологического исследования?
7. Каковы преимущества и недостатки анализа документов как метода сбора социологической информации?
8. Каковы преимущества и недостатки опроса как метода сбора социологической информации?
9. Каковы преимущества и недостатки наблюдения как метода сбора социологической информации?
10. Каковы преимущества и недостатки социологического эксперимента как метода сбора социологической информации?
Тема 3. Личность и общество
1. Социализация личности
2. Статусно-ролевая теория личности
3. Поведение личности и социальный контроль
Социализация личности
Понятие «личность» происходит от древнеславянского слова «личина» - маска. Человек рождается как организм, а формируется как личность. Личность — это мера социального в человеке, мера его включенности в общественную практику. Социализация — это процесс превращения человека из индивида в личность.
Широко известны случаи, когда человеческих детенышей воспитывали звери. В 1946 году в Африке поймали в стаде павианов десятилетнего мальчика. Он прожил в стаде около десяти лет, питаясь кореньями, яйцами различных птиц, даже страусов. Однажды страус так лягнул его ногой, что у мальчика на всю жизнь остался на голове шрам. В 1973 году в глухом районе Сирии во время охоты был обнаружен среди газелей мальчик. Он мог бегать вместе со стадом газелей со скоростью до пятидесяти миль в час. У него было превосходное зрение и очень тонкий слух. Наибольшее число детей-волков дала миру Индия, возможно потому, что её жители из-за нищеты вынуждены были оставлять маленьких детишек в джунглях. В Индии были обнаружены также дети-пантеры и дети-леопарды. В начале 1996 года в одном из отдаленных районов Китая было поймано странное маленькое существо - покрытый шерстью ребенок, которого прозвали «мальчик-панда». В Турции охотник подстрелил медведицу, и на него накинулся маленький, но крепкий «древесный дух». Когда охотнику удалось с ним справиться, "дух" оказался девочкой, имевшей, однако, все повадки медведя и издававшей медвежье рычание.
Таких людей называют «феральными людьми». Они — продукт социальной изоляции. Социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в общественное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе. Когда «детей джунглей» обнаруживали, выяснялось, что они не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет. Феральные люди не смогли стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно.
Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире — в социально сконструированной реальности. Природа не позаботилась о подходящем для него «жилище». Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире. Человек становится человеком не потому, что произошел от человеческого существа, но лишь потому, что обучался и взаимодействовал с себе подобными.
Большой вред обществу и личности наносит «госпитальная социализация». «Госпитальная социализация» - это процесс становления личности вне семьи, в условиях таких государственных и благотворительных учреждений, как дома малютки, детские дома, дома-интернаты. Специфика воспитания и ухода за детьми накладывает отпечаток на дальнейший характер человека. Потенциал здоровья детей-сирот в большинстве крайне низок. Дети, оторванные от матери в возрасте до 2-х - 3-х лет, впоследствии имеют психологические и интеллектуальные нарушения, не подлежащие реабилитации. Опекунство и усыновление являются наиболее оптимальными формами устройства ребенка, т.к. они дают возможность наиболее полно компенсировать отсутствие семьи на основе персонифицированного подхода к каждому ребенку.
Социализация — одновременно и процесс, и механизм, и результат усвоения человеком культуры. Социализация — формирование личности. У новорожденного нет личности. Ребенок в раннем возрасте называет себя собственным именем и с трудом переходит к личному местоимению. Он не знает границ между собой и не собой, между «Я» и «не-Я». Главными временными точками формирования личности являются: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я».
Социологи создали ряд теорий социализации личности.
Ч. Кули: теория «зеркального Я»[3].
Ребенок приходит к формированию своего социального «Я» через понимание других. Другие (родители, ровесники, посторонние) являются своеобразным зеркалом для него. В обычное зеркало мы смотримся для того, чтобы поправить свой внешний вид. В других мы «смотримся» для того, чтобы откорректировать свое поведение, поправить что-либо в своем внутреннем мире. То, что мы видим в этом зеркале – реакции окружающих на наше поведение.Мы постоянно держим в уме, что о нас думают другие, какими мы выглядим со стороны, как другие будут реагировать на тот или иной наш поступок. Соответственно вносятся поправки в собственные действия. И это происходит постоянно, всю жизнь. Наше «Я» — не жестко фиксированное состояние, даже не структура, а процесс. Он происходит в особом пространстве — в пространстве межличностного взаимодействия. Наше «Я» обитает одновременно в нашем теле и вне его. Такое возможно потому, что «Я» не сводится к сумме психических процессов (они ограничены телом). Носителем или субстанцией «Я» выступают социальные отношения, средой обитания которых является общество.
Итак, становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным «Я». На социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Интернализация — превращение внешних норм во внутренние правила поведения. Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных ценностей и норм.
Теория развития личности Зигмунда Фрейда[4].
Личность включает три элемента: Ид - источник энергии, питаемой стремлением к удовольствию; Эго, осуществляющее контроль поведения личности на основе "принципа реальности", и Суперэго, выполняющее нравственную и оценочную функцию.
Формирование этих трех элементов личности предполагает последовательное прохождение четырех стадий: оральной, анальной, фаллической и стадии половой зрелости. Каждая из них связана с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной
Теория когнитивного развития Жана Пиаже[5].
Дети проходят ряд последовательных стадий, в процессе которых они усваивают новые навыки, определяющие пределы возможного для них познания: сенсомоторная (от рождения до двух лет); операциональная (с двух до семи лет); стадия конкретных операций (с семи до одиннадцати лет); стадия формальных операций (с двенадцати до пятнадцати лет).
На сенсомоторной стадии возможности социализации ограничены возможностями пяти органов чувств ребенка. Операциональная стадия предполагает расширение факторов социализующего воздействия. Но подлинная широкомасштабная социализация личности происходит на стадиях конкретных и формальных операций.
Вопросы самоконтроля
1. Что такое «социализация личности»?
2. Кто является «агентами социализации» личности?
3. Каковы причины десоциализации личности и условия ее ресоциализации?
4. Что такое «социальный статус личности»?
5. Какие существуют социальные статуты личности?
6. Что такое «социальная роль личности»?
7. Какие существуют социальные роли личности?
8. Какие виды поведения личности существуют в обществе?
9. Как видят причины отклоняющегося поведения личности в обществе представители различных социологических школ?
10. Что такое социальный контроль и как он осуществляется в обществе?
Понятие социальный институт
Термин «институт» происходи от латинского institutum – установление, учреждение. Понятие было заимствовано социологами из юриспруденции, где под институтом понимается определенный комплекс норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере. Каждый из классиков социологии имел собственную точку зрения на социальные институты.
Основоположник социологии О. Конт первым указал, что общество состоит из ряда социальных институтов – семьи, государства, религии. Задача социологии, считал он, – выявлять функции социальных институтов.
Г. Спенсер считал, что всякий социальный институт складывается как выполняющая определенные функции устойчивая структура социальных действий. Он различал институты родства (брак, семья); экономические (распределительные) институты; регулирующие институты (религия, политика). Определяющими факторами в развитии социальных институтов английский социолог называл борьбу за существование с соседними обществами и борьбу с окружающей природной средой. Г. Спенсер ввел в социологию понятие «дисфункция социального института» и первым исследовал причины этого явления.
Э. Дюркгейм отстаивал необходимость анализа социологами структурного прошлого социальных институтов при определении области возможных структурных вариантов в будущем. Социальные институты, отмечал он, - это важнейшее средство самореализации человека. Профессиональные корпорации он называл особыми институтами для поддержания органической солидарности в условиях разделения труда.
М. Вебер полагал, что социальные институты должны изучаться в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой индивиды реально ориентируются на них в своих действиях. Естественной природе человека не свойственна рациональная, сугубо целенаправленная деятельность на увеличение капитала при существенном ограничении собственных потребностей. Но на подобную деятельность возникает запрос в обществе. И чем активнее этот запрос реализуется в деятельности религиозных, этических и политических институтов, тем естественнее человек постигает свое новое предназначение в служении делу процветания капиталистического общества. М.Вебер проанализировал институты экономики, политики (бюрократии), религии.
Т. Парсонс отстаивал понимание социальных институтов особым образом организованных «узлов» социальных отношений. Социальные институты – особые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие поведение индивидов и образующие статусно-ролевую структуру. Они призваны обеспечивать социальный порядок в обществе, стабильность и интеграцию общества.
С. Липсет указывал, что социальные институты предполагают сознательно регулируемую и организованную форму деятельности массы людей, воспроизведение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передаваемых из поколения в поколение. Каждый социальный институт выполняет ряд общественно значимых функций.
Т. Веблен понимал социальные институты как различные обычаи, преобладающие стереотипы мышления, способы и методы деятельности, укоренившиеся в сознании людей. Эволюция социальных институтов и природы человека, утверждал он, происходит как естественный отбор наиболее приспособленного образа мыслей и типа поведения.
По мнению У. Гамильтона, социальные институты – словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев, постоянный способ мышления или действия, который стал обычаем для народа. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспосабливаем свою жизнь, представляет собой сплетение и непрерывную ткань социальных институтов.
Дж. Хоманс отстаивал бихевиористский подход: социальные институты – это относительно устойчивые модели социального поведения, на поддержание которых направлены действия многих людей.
Если обобщить все эти точки зрения, то можно предложить такое определение. Социальный институт – целесообразная устойчивая форма организации социальной деятельности и социальных отношений, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, устойчивое социальное образование, обеспечивающее гарантированную реализацию данных потребностей.
Социальный институт имеет как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Внешняя сторона социального института – социальные группы, социальные организации. Внутренняя сторона социального института – ценности, нормы, стандарты поведения.
Социальные институты выполняют роль инстинктов в человеческом обществе. Они помогают бороться за существование и успешно выживать не только отдельному человеку, но и всему обществу.
Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.
Процесс институционализации, т.е. образования социального института проходит несколько последовательных этапов: 1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; 2) формирование общих целей; 3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок; 4) появление процедур, связанных с нормами и правилами; 5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение; 6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; 7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может.
Социологи по-разному понимают внутреннюю структуру социальных институтов. Одни считают, что главными в социальном институте выступают «статусы» и «роли». Другие уверены, что в первую очередь речь идет о системе норм и предписаний. Третьи выделяют значение моделей и образцов поведения, регулируемых механизмом социального контроля и т.д. Все эти точки зрения по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же.
Можно выделить следующие элементы социального института: цели и задачи, которые относятся к явным функциям института, образцы или правила поведения, символические черты, утилитарные черты, устные и письменные традиции.
Все социальные институты подразделяются на главные (базовые, основные) и неглавные (неосновные). Они различаются также по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты). Социальные институты различаются также по жесткости санкций за нарушение правил, по наличию или отсутствию бюрократической системы управления и др.
Большинство социологов полагают, что базовых (фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять, они призваны удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Базовыми социальными институтами считаются семья, религия, экономика, политика, образование. Все чаще в социологической литературе появляются предложения считать новым базовым социальным институтом науку.
В главные (основные) институты входят неглавные (неосновные) институты, которые называют также «социальными практиками» или обычаями. Например, базовый институт семьи включает такие неосновные институты как знакомство, ухаживание, помолвка, свадьба и пр.
Социальный институт семья
Трансформация животных сообществ в человеческие социальные общности стала возможной благодаря прежде всего становлению такого базового социального института как семья.
Семья — это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (удочерении) объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью друг за друга.
Основой семьи выступает брак — исторически определенная форма половых отношений между мужчиной и женщиной, санкционированная обществом.
Льюис Морган выделял ряд этапов в развитии социального института семьи.
1) Промискуитет — половые отношения на основе инстинктов, не регулируемые социальными нормами; отсутствовало понятие родства.
2) Кровнородственная семья — половое общение разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению; существует групповой брак — все представители одного поколения образуют одну семью.
3) Пуналуальная семья — из полового общения исключаются сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет был распространен на более дальних родственников того же поколения. По-прежнему существует групповой брак, это брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Как исключение начинают возникать устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной.
4) Синдиасмическая семья — один мужчина живет с одной женщиной; брачные узы легко расторгаются, дети остаются с матерью; впервые становится известен действительный биологический отец.
5) Моногамная семья — отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, которая может быть расторгнута только по воле мужчины; главной причиной ее возникновения стало появление частной собственности и стремление ее передать по наследству.
Всегда существовали и сегодня существуют ограничения при заключении брака. Экзогамные ограничения предписывают заключать брак исключительно вне данной социальной группы. Эндогамные ограничения предписывают заключать брак исключительно внутри определенной социальной группы.
Классификация современных семей.
По форме брака — моногамные (мужчина и женщина) и полигамные (полигиния — один мужчина и несколько женщин; полиандрия — одна женщина и несколько мужчин). Полигамия как пережиток группового брака становится односторонней и формально закрепляется в социальных нормах некоторых этнических групп.
По структуре семьи бывают нуклеарные (два поколения) и расширенные (более двух поколений).
По образцу распределения власти семьи бывают: традиционные (патриархальные), неотрадиционные, эгалитарные (партнерские).
1) Традиционные (патриархальные) — главой семьи является старший в семье мужчина, роли в семье четко распределены на мужские и женские, причем, деятельность мужчины сосредоточена преимущественно вне семьи, а деятельность женщины — внутри нее.
2) Неотрадиционные — главой семьи считается старший в семье мужчина, но нет четкого распределения семейных ролей, деятельность мужчины сосредоточена преимущественно вне семьи, а деятельность женщины — и вне семьи и внутри нее.
3) Эгалитарные (партнерские) — роль лидера в семье свободно переходит от одного супруга к другому в соответствии с обстоятельствами; оба супруга заняты как деятельностью вне семьи, так и взаимозаменяемы внутри нее.
В современных обществах основной причиной разводов становится протест женщин против неотрадиционной семьи и нежелание (неспособность) многих мужчин строить отношения по модели партнерской семьи.
По выбору местожительства семьи бывают 1) партилокальные — супруги проживают в доме мужа; 2) матрилокальные — супруги проживают в доме жены; 3) неолокальные — семья изначально имеет собственное место проживания. В современном обществе все большее распространение приобретают дилокальные семьи.
По происхождению и способу наследования имущества семьи бывают патрилинеальные — имущество наследуется по мужской линии; матрилинеальные — имущество наследуется по женской линии.
Основными видами брака в современных обществах являются:
1) государственно регистрируемый брак — супружество санкционируется государством как наиболее авторитетным социальным институтом;
2) церковный брак — супружество санкционируется религиозными институтами;
3) гражданский брак — супружество санкционируется близким кругом общения, родственниками, знакомыми, неформальным институтом «общественное мнение».
Семья выполняет важные для общества и для каждого человека функции: репродуктивную, сексуальную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую, социального контроля, духовного общения, статусную, досуговую, эмоциональную.
Дисфункции семьи современного общества выражены в ее нестабильности, недостаточности для общества результатов реализации репродуктивной функции. До 40% молодых людей и девушек в западноевропейских странах вообще не планируют создание семей. Причины этих дисфункций находятся вне семьи, дисфункции — результат негативного воздействия экономических, политических институтов, результат ослабления позитивного воздействия религиозных институтов. Семья в традиционных обществах переживает подъем и не испытывает дисфункций, характерных для семьи современного общества.
Семья как социальный институт проходит в своем развитии следующие этапы:
1. Вступление в брак — образование семьи.
2. Начало деторождения.
3. Окончание деторождения.
4. Выделение из семьи последнего ребенка («пустое гнездо»).
5. Прекращение существования семьи в связи со смертью одного из супругов.
Для большинства супружеских пар процесс образования новой семьи начинается с романтической любви, которая становится основой брака. Средний возраст людей, впервые вступающих в брак, обычно колеблется в зависимости от социальных и экономических факторов.
В ХХ в. разводы стали обыденным явлением. На их количество оказывают влияние экономические факторы, укрепление независимости женщин, стрессовые ситуации, связанные с вовлеченностью в трудовую деятельность обоих супругов при сохранении полового разделения труда в домашнем хозяйстве. Развод — потрясение для всех членов семьи, особенно для детей.
Религия как социальный институт старается всегда поддерживать семью во всех ее функциях. Семейная политика государства сводится сегодня к помощи семьям, имеющим детей, поддержке детей-сирот, помощи одиноким людям, имеющим детей, помощи многодетным семьям. От состояния экономических институтов во многом зависит благосостояние семьи. Семья по-прежнему стремится брать на себя организацию процесса потребления. Очень тесные связи сложились у самого древнего института семьи и самого молодого социального института образования. От отношения к образованию сегодня во многом зависит судьба всех членов каждой семьи в любом обществе.
Дисфункции в базовых социальных институтах немедленно сказываются на развитии и состоянии семьи, а длительная дисфункция семьи может угрожать самому существованию любого общества.
Вопросы самоконтроля
1. Что такое «социальный институт»?
2. Какие базовые потребности человека и общества порождают и воспроизводят социальные институты?
3. Каковы общие функции социальных институтов?
4. Какие базовые социальные институты существуют в современном обществе?
5. Каковы структура и функции семьи как базового социального института современного общества?
6. Каковы структура и функции религии как базового социального института современного общества?
7. Каковы структура и функции экономики как базового социального института современного общества?
8. Каковы структура и функции политики как базового социального института современного общества?
9. Каковы структура и функции образования как базового социального института современного общества?
10. Каковы причины дисфункций базовых социальных институтов современного общества?
Выводы.
Первую позицию после элитной группы занимают "белые воротнички-1" - топ-менеджеры, высокие интеллектуалы и удачливые предприниматели. Эта небольшая группа (всего 1,8% населения страны) образует слой верхнего среднего класса России. В ее размещении на первой позиции нет ничего удивительного - у группы и самый высокий доход, и самое лучшее образование.
Любопытное начинается дальше. На второй позиции не "белые воротнички-2" и не "голубые воротнички". Вторую позицию занимают "синие воротнички-1" (высококвалифицированные рабочие). Это "социальная аномалия", когда качество жизни рабочих всех категорий оказывается выше, чем людей схожего статуса, но относящихся к работникам умственного труда.
На третьей позиции следуют "белые-2" (менеджеры среднего звена). Если сравнивать эти две группы, то видно, что у рабочих в два раза выше доход и в два раза более уверенные позиции на рынке труда, но при этом по количеству знаковых предметов они практически равны.
На четвертой позиции, в разряде "нижний средний класс", оказались "синие воротнички-2" (тоже рабочие) и наиболее обеспеченные квалифицированные работники умственного труда - "голубые воротнички-1".Здесь тоже преимущество оказывается на стороне рабочих.
Эти пять групп вместе образуют средний класс России - 25% населения страны.
Низший класс составляют остальные группы. За "голубыми воротничками-1" стоит группа "синие воротнички-3", которая, кроме образования, мало чем отличается от «голубых воротничков -1». "Синие-3" имеют такой же средний доход, как и представители интеллигенции, они ощущают себя более востребованными как профессионалы и точно в такой же степени психологически приняли рынок. Очень невысокий уровень образования не позволяет ввести эту группу в средний класс, но качество жизни этой группы весьма достойное. Эту группу можно назвать верхним низшим классом. Этот класс замыкает часть российского общества, которая абсолютно адаптировалась к рыночным условиям жизни и материально, и профессионально, и психологически. Это 40% от всего населения страны.
Сформировалась вполне мощная социальная опора для развития капитализма. Эта часть общества с чисто материальной точки зрения сегодня живет в два-четыре раза лучше, чем средний советский человек. Есть еще свобода выбора работы и позитивные ожидания будущего, чего в позднем СССР не было. Капитализм оказался полезен вовсе не только для кучки "зарвавшихся олигархов" и "зажравшихся москвичей". 60% социально активного населения очевидно выиграла от реформ. Не только крупный сырьевой бизнес является базой для материального достатка.
Среди "синих-1" большая доля работает в строительстве и транспорте. Среди "белых-2" многие работают в торговле. Положение "голубых-1", среди которых много высококвалифицированных работников образования и здравоохранения, показывает, что тяготы их жизни в условиях рынка сильно преувеличены. Живут они лучше многих других и в какой-то специальной политике, непосредственно направленной на повышение уровня их жизни, не нуждаются. Российские рабочие приняли ментальную базу капитализма - жесткую трудовую этику и частную ответственность за частную жизнь. Именно слой "синих воротничков" является главным резервом роста предпринимательства - от 30 до 40% этих людей говорят, что хотели бы иметь собственный бизнес.
60% всего взрослого населения страны и 40% социально активного населения живут очень бедно. За "синими воротничками-3" следует группа рабочих низкой квалификации – «серые воротнички-1». За ними расположена группа работников умственного труда со средним образованием - "голубые воротнички-2". Первые выше по уровню личного дохода, а вторые - по всем остальным признакам. Эти две группы составляют низший класс России - 15% населения страны. Если судить по количеству знаковых предметов, то даже этот низший класс живет лучше, чем средний житель позднего СССР. Однако слишком высокая нестабильность на рынке труда плюс наличие в слое людей, которые говорят, что им не хватает денег на еду, заставляет говорить о том, что этот слой ничего от капитализма не выиграл.
Далее следуют еще две группы социально активных взрослых граждан - это самые бедные рабочие "серые-2" и безработные. Эти группы образуют низший класс России, и большая часть этих людей живет в нищете. Доля низшего класса в населении страны - примерно 15%, а в социально активном населении - 20%. Более половины их состава - это жители либо сел, либо городов с населением менее 50 тыс. человек. В этих группах довольно много женщин со средним и средним специальным образованием, работающих в системе <