Из законов вавилонского царя хаммурапи
(вторая половина XVIII в. до н.э.)
§1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него (обвинение) в убийстве, и не докажет этого, (то) обличавшего его должно убить.
§3. Если человек выступит в судебном деле для свидетельствования о преступлении и не докажет сказанных им слов, (то), если это судебное дело (о) жизни, этого человека должно убить.
§4. Если же он выступил для свидетельствования в судебном деле о хлебе или серебре, (то) он должен понести наказание, (налагаемое в) таком судебном деле.
§6. Если человек украдет достояние бога или дворца, (то) этого человека должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.
§7. Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро /либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы ни было, (то) этот человек — вор, его должно убить.
§14. Если человек украдет малолетнего сына человека, (то) его должно убить.
§16. Если человек укроет в своем доме беглого раба или рабыню, … и не выведет (их) на клич глашатая, (то) этого хозяина дома должно убить.
§21. Если человек сделает пролом в доме, (то) перед этим проломом его должно убить и зарыть.
§22. Если человек свершит грабеж и будет схвачен, (то) его должно убить.
§25. Если в доме человека вспыхнет огонь и человек, пришедший тушить его, обратит свой взор на пожитки хозяина дома и возьмет (себе что-нибудь) из пожитков хозяина дома, (то) этого человека должно бросить в этот огонь.
§117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, (то) они должны служить в доме их покупателя или заимодавца 3 года; на четвертый над должно отпустить их на свободу.
§126. Если человек, у которого ничего не пропало, скажет: "У меня пропало нечто", (он) опорочит своих соседей, (то) его соседи должны клятвенно улучить его перед богом в том, что у него ничего не пропадало, и он должен отстать своим соседям вдвойне то, на что он претендовал.
§128. Если человек возьмет жену и не заключит (письменного) договора, то эта женщина — не жена.
§129. Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, (то) должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и, царь сохранит жизнь своего раба.
§133. Если человек будет уведен в плен и в его доме есть (средства для) пропитания, (то) его жена должна хранить свое достояние, (а) в дом другого не должна входить... Если эта женщина не будет хранить своего достояния и войдет в дом другого, (то) эту женщину должно изобличить и бросить в воду.
§134. Если человек будет уведен в плен и в его доме нет (средств для) пропитания, (то) его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна.
§136. Если человек бросит свою общину и убежит (и) после этого его жена войдет в дом другого, (то) если этот человек вернется и (захочет) взять свою жену, так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу.
§141. Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, (то) ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее,— он может покинуть ее, он может (в) ее в путь не давать ей ни какой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, (то) муж ее может взять (замуж) другую женщину, (а) та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня.
§144. Если человек возьмет (замуж) бесплодную (женщину), эта - бесплодная женщина даст своему мужу рабыню и создаст (таким образом) детей, (а) этот человек вознамерится взять (себе) наложницу, (то того) не должно позволять этому человеку, он не может взять наложницу.
§145. Если человек возьмет (замуж) бесплодную (женщину), она не даст ему иметь детей, и он вознамерится взять (ее) наложницу, (то) этот человек может взять себе наложницу (и) ввести ее в свой дом, эта наложница не должна равняться с бесплодной (женой).
§146. Если человек возьмет (замуж) бесплодную (женщину), она даст своему мужу рабыню, и та родит детей, а потом эта рабыня станет равнять себя со своею госпожою, (то) так как она родила детей, ее госпожа не может отдать ее за серебро; она может наложить на нее знак рабства и причислить к (остальным) рабыням.
§148. Если человек возьмет (себе) жену и ее постигнет проказа, (а) он вознамерится взять (себе) другую, (то) он может взять; покидать жену, которую постигла проказа, он не должен; она может жить в доме, который он построит, и он должен содержать ее, пока она жива.
§153. Если жена человека даст умертвить своего мужа из-за другого мужчины, (то) эту женщину должно посадить на кол.
§159. Если человек, который принес брачный дар в дом своего тестя, отдал выкуп, обратит свой взор на другую женщину и скажет своему, тестю: "Я не возьму твоей дочери", (то) отец девушки может забрать все, что было принесено ему.
§160. Если человек принесет в дом тестя брачный дар (и) отдаст выкуп, а затем отец девушки скажет: "Я не отдам тебе своей дочери", (то) он должен вернуть вдвойне все, что было принесено ему.
§162. Если человек возьмет (себе) жену, она родит ему детей, а затем эта женщина уйдет к судьбе, (то) ее отец не может предъявлять претензии из-за ее приданого; ее приданое (принадлежит) только ее детям.
§168. Если человек вознамерится изгнать своего сына (и) скажет судьям: "Я изгоняю моего сына", (то) судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, (достаточного) для лишения его наследства, (то) отец не может лишить его наследства.
§169. Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, (достаточный) для лишения его наследства, они должны на первый раз простить его; если (же) он совершил тяжкий грех во второй раз, (то) отец может лишить своего сына наследства.
§195. Если сын ударит своего отца, (то) ему должно отрезать пальцы.
§196. Если человек повредит глаз кого-либо из людей, (то) должно повредить его глаз.
§197. Если он сломает кость человека, (то) должно сломать его кость.
§200. Если человек выбьет зуб человека, равного себе, (то) должно выбить его зуб.
§202. Если человек ударит по щеке большего (по положению), чем он сам, (то) должно в собрании ударить его 60 (раз) плетью (из) воловьей (кожи).
§203. Если кто-либо из людей ударит (по щеке кого-либо из людей, кто подобен ему, (то) он должен отвесить 1 мину серебра.
§205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, (то) должно отрезать ему ухо.
§206. Если человек ударит человека в драке и нанесет ему рану, (то) этот человек должен поклясться: "Я ударил его не умышленно", а также оплатить врача.
§207. Если (тот) умрет от его побоев, (то) он должен поклясться, и если (потерпевший) — кто-либо из людей, он должен отвесить 1/2 мины серебра.
§229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, (то) этого строителя должно убить.
§230. Если он причинит смерть сыну хозяина дома, (то) должно убить сына этого строителя.
§231. Если он причинит смерть рабу хозяина дома, (то) он должен отдать хозяину дома раба за раба.
§232. Если он погубит достояние, (то) он должен возместить все, что он погубил; а за то, что построил дом не прочно, так что он обвалился, должен отстроить обвалившийся дом за собственный счет.
§233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, (то) этот строитель должен упрочить стену за собственное серебро.
(Вот) справедливые законы, утвержденные Хаммурапи, победоносным царем, водворившим истинное благополучие и доброе управление в стране. Я - Хаммурапи, несравненный царь. … Меня призвали великие боги, и вот я -благодетельный пастырь, жезл которого прям: моя благая сень распростерта над моим градом, в моем лоне я держу людей Шумера и Аккада, при помощи моей богини-покровительницы (и) ее братьев я правил ими в мире, укрывал их своею мудростью. Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость, … чтобы судился суд в стране, чтобы решались приговоры в стране, чтобы притесненному оказать справедливость, я начертал мои драгоценные слова на моей стеле и поставил перед изображением моим, царя справедливого...