Законы вавилонского царя Хаммурапи: история создания, структура изложения, основные институты и нормы

Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран

ИГПЗС изучает 2 вопроса:

1. История возникновения и развитие государственности

2. История возникновения и развития права

ИГПЗС как дисциплина и как наука начала формироваться в конце 18- в начале 19 столетия.

Немецкие ученые в первую очередь начали изучать государство Римской империи, а потом они занялись вопросами своей страны. Впоследствии ученые Германии присоединили Францию, Англию, ученые США, России и др. стран.

В соответствии с концепцией ученых есть масса теорий развития или эволюция государственности.

Основные теории происхождения государственности:

1. Неотализм, автор Фона. Государство создано каким-то всевышним.

2. Исландский фундаментализм (власть => всевышним).

3. Марксистко-ленинская. В соответствии марксистко-ленинской теории все народы мира должны пройти следующие этапы жизни:

Первобытно общинный строй.Рабовладельческий строй. Феодализм. Капитализм. Социализм (коммунизм)

Данная теория больше подходит для европейских стран, которые в своём развитии прошли эти этапы, но она не приемлема для азиатских стран (Преобладание множества религиозных теорий, многоукладность экономики, сильные национальные традиции).

В основе теории находится развитие производственных отношений, вопросы классовой борьбы.

Учёные не были согласны с этой теорией в 18 веке. В противовес теории выдвинута новая теория (цивилизационнная). Существует две цивилизации (Восточная и Западная). В основе цивилизации находится человек, история развития.

Древнейшие города-государства Месопотамии (III тыс. до н.э. – I в. до н.э.). Периодизация истории. Государственный строй и социальная структура общества.

Общественный строй. Свободные люди делились на две категории: “сынов мужа” – авилум, что подчеркивало их свободное, полноправное существование, и мушкенум.несмотря на высокие урожаи орошаемых земель двуречья, положение крестьян-общинников было тяжелым. Они закладывали свои земли, а также жену и детей, если не было другого имущества, ростовщикам, арендовали чужую землю, продавали земельные участки, сады, а также своих детей.основную массу рабов составляли иноплеменники, захваченные на войне. У каждого состоятельного человека были рабы. В сельской общине они находились в коллективной собственности. Тысячи рабов были заняты в царском и храмовых хозяйствах.закон разрешал рабу дворца и рабу-мушкенум иметь семью, дом и имущество.особую группу рабов составляли неоплатные должники – те граждане вавилона, которые не смогли выплатить долг в установленный срок. По законам вавилона они отдавались кредитору для работы в его хозяйстве, но на срок, не превышающий трех лет.долговое рабство свойственно истории всех народов древности. Его происхождение может быть объяснено коллективным характером земельной собственности.став господином в своей семье, мужчина приобретал право продавать детей и жен в рабство. Когда отец продавал в рабство своих детей, он продавал их навсегда, без права истребования.ни египетская, ни вавилонская история не сохранила сведений о правительственных мерах, которые преследовали общинные порядки или стимулировали их прекращение.государственный строй. Установление монархического строя в древнем шумере произошло не ранее середины iii тысячелетия до н. Э. До этого времени шумерийские города представляли, скорее всего, своеобразные республики с выборным и подотчетным собранию граждан вождем.когда семиты начали свое проникновение на юг двуречья и знаменитый царь саргон (3000 г. До н. Э.) – основатель аккадской династии – во главе отборной дружины (5400 воинов) отправился на завоевание богатого шумера, наступил новый период в многовековой истории этого района – период гегемонии семитов. Шумерийские города, ослабленные распрями аристократических клик и междоусобными войнами, стали легкой добычей завоевателей, впервые в истории человечества провозгласивших идею всемирной монархии и сумевших ее осуществить на пространстве от средиземного моря до персидского залива.особенного расцвета государство семитов (амореев) достигло при царе хаммурапи (1792 – 1750 гг. До н. Э.). Из своей столицы (вавилона) он управлял колоссальной империей от персидского залива на юге до далекой ниневии на севере.царствование хаммурапи было ознаменовано успешными войнами, великолепными сооружениями, кодексом законов. Власть хаммурапи была неограниченной.управителями городов и районов страны царь вавилона назначал своих сановников, наделяя их административными и судебными функциями.особой заботой была окружена армия. Старой дружины давно не было. Профессиональные воины наделялись землей, которая служила им платой за службу. Купля-продажа земельного участка воина-илку была строго запрещена. Взрослый сын воина, если он желал стать солдатом, сохранял за собой участок отца.

Законы вавилонского царя Хаммурапи: история создания, структура изложения, основные институты и нормы.

Составлен в XVIII в. до н.э. по указанию Хам­мурапи. Он со­стоит из трех условных частей: введения, перечня 282 статей и заключения. Источниками сборника послужили: обычное право; шумерские судебники; нововавилонское законодательство, судебные казусы.

При царе Хаммурапи собственность на землю достигла наивыс­шего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царская; храмовая; общинная; личная. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. Законодательству Хаммурапи были известны договоры:аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; мены; поручения. В Законах упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Уста­навливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить развитие долгового рабства. Законы под­робно регулировали следующие положения:

· ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

· ограничение процентов, взимаемых ростовщиком (20 % годовых в случае займа денег, 33 1/3 годовых в случае займа зерна);

· ответственность кредитора в случае смерти должника в результате жестокого обращения с последним.

Купля-продажа регламентировалась следующими положениями: продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществ­лялась в письменной форме при свидетелях; существовал своеобразный «гарантийный срок», например, 1 год при продаже раба; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

Брак заключался на основе письменного договора между будущим му­жем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество; сохраняла право на принесенное ею приданое; имела право на развод; могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подверга­лась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь дополнительную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей; отдавать их в качестве заложников за свои долги; отре­зать язык за злословие по поводу родителей. Хотя закон и признавал наследование по завещанию, преимущественным способом наследования по Законам Хаммурапиявлялась наследование по закону. В качестве на­следников выступали: дети, в том числе усыновленные; внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего пре­ступления.

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые призна­ются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Однако из содержания правовой компиляции можно условно выделить три вида преступлений: против личности (неосторожное убийство; различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечалось причинение побоев); имущественные(кражу скота, ра­бов); против семьи(прелюбо­деяние, т.е. неверность жены, но не мужа, кровосмешение, действия, подрывающие авторитет отцовской власти).

Целью наказаний-возмездие. Основными видами наказаний являлись: 1)смертная казнь в различных вариантах: сожжение, утопление, сажание на кол; 2) членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание языка и т. п.; 3)денежные штрафы; 4) изгнание из общины.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался «принципом талиона» – «равное за равное», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпев­шему.

Ведение процесса по уголовным и гражданским деламосуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное ст.2 Законов). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично ис­следовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой круп­ного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

Наши рекомендации