Параллельно с разделом об утопистах
на широких полях следующий текст:
Переосмысление взглядов утопистов на частную собственность началось сравнительно недавно, когда во многих странах люди на своем опыте поняли, к чему ведет отмена частной собственности. Мы приводим размышления писателя Владимира Тендрякова из его работы “Метаморфозы собственности”.
“Трудовая организация, построенная на принципе – все трудятся, все получают поровну, не может быть стабильно производительной. Люди самой природой не наделены одинаковой способностью к труду – кто-то неизбежно оказывается выносливей, сноровистей, активней, кто-то слабей, неуклюжей, ленивей по характеру. Одни вкладывают больше в общий фонд, другие меньше, а получают поровну. Выходит, ленивый живет за счет работоспособного, пользуется его силой, присваивает его труд. По сути культивируется паразитизм.
При равном распределении неизбежно наиболее продуктивный работник начинал снижать свои усилия в работе под уровень бездельника, вызывая тем самым обнищание общины, прекращение ее жизнедеятельности. И даже внушения чисто идейного и религиозного характера могли тут лишь оттянуть печальную развязку, но не спасти. На голых внушениях жизнь держаться не может.
Впрочем, противники частной собственности далеко не всегда считали нужным ограничиваться одними внушениями. В благословенном городе Солнца, созданном фантазией Кампанеллы, распоряжающиеся “имеют власть бить или приказывать бить нерадивых и непослушных”[1].
(здесь широкие поля закончились)
Беседа двадцать седьмая.
Как разделить землю?
В истории немало страниц, заслуживающих внимания. Мы познакомим вас с бурными событиями, происшедшими в XIX в. в Китае, в котором в том время правила Цинская династия. Впрочем, наше знакомство с этим периодом в истории великой страны мы ограничим только рассказом о восстании тайпинов, явившимся лишь одним из многочисленных эпизодов борьбы народа Китая за счастье и социальное равенство. Поэтому нас будет интересовать не столько ход восстания, сколько проведённые в этот период социальные преобразования, связанные с собственностью и её перераспределением.
Низы не могут жить по-старому.Китай середины ХIX века постепенно превращался в полуколониальную страну. С начала XIX века страны Европы и США начали проникновение в Китай, навязывая ему кабальные договоры. Один немецкий миссионер,[2] побывавший в то время в этой стране писал: “Китайская промышленность, покоящаяся на ручном труде, не выдерживает конкуренции с машиной. Непоколебимая Срединная империя переживает социальный кризис. Налоги перестали поступать, государство оказалось на грани банкротства, население массами пауперизируется[3], начало возмущаться, отказывается подчиняться, избивает и убивает мандаринов императора и буддийских монахов. Страна очутилась на краю гибели и ей даже угрожает насильственная революция”.
Чиновники же, как будто не замечали всего этого, не замечали, что население доведено до крайности и продолжали усиливать налоговый гнёт. Особенно бедственным было положение в южных и юго-восточных провинциях.
А между тем, в стране одно за другим возникают тайные общества, в прокламациях которых говорилось о бедствиях населения: “Страдания народа дошли до крайнего предела”. В провинции Гуандун народ поднялся на вооружённую борьбу против английских захватчиков. В ноябре 1842 года в Кантоне появились воззвания, призывающие к борьбе против иностранцев и собственных эксплуататоров. Борьба населения Кантона принесла успех: Англия вынуждена была отказаться от своего требования войти в эту провинцию. Успехи Кантона вселяли уверенность в жителей других провинций, во многих из которых начались восстания. Но все эти выступления были лишь прологом к крупнейшему восстанию на юге страны.
Восстание тайпинов.В 1843 году сельский учитель Хуан Сюцюань основал тайное общество, которое называлось Байшандихой, что в переводе на русский язык означает “Общество поклонения верховному владыке”. Как и многие жители его страны, Хуан Сю-цюань ненавидел Цинскую династию и маньчжурских феодалов. Борьбу с правящей династией и установление в Китае справедливого общества он сделал целью своей жизни. У Хун Сюцюаня нашлось много стойких приверженцев. Среди них были бедные крестьяне, угольщики и даже мелкие помещики, которые как и их вождь решили идти до конца в борьбе за счастье и справедливость для китайского народа. С 1848 года начались военные столкновения между членами общества и помещичьими отрядами. В середине 1850 правительство направляет войска для поимки Хун Сюцуаня.
Однако правительство слишком поздно спохватилось: общество Байшандихой стало сильным и хорошо организованным, ему удалось не только разбить правительственные войска, но и перейти в наступление. Хун Сю-цюань отдал приказ своим последователям продать своё имущество, а вырученные деньги сдать в общую кассу. Отныне повстанцы будут получать одежду и пищу из общего склада. Вводилось уравнительное распределение.
Повстанческая армия, численность которой достигла нескольких десятков тысяч человек, стала одерживать одну победу за другой. В сентябре 1851 года восставшие заняли город Юнъань. Здесь было провозглашено создание Тайпинского государства, что в переводе на русский язык означает “Небесное государство великого благоденствия”. Главой государства конечно же был назван Хун Сюцюань. Он получил титул небесного князя, а его верные соратники получили титулы знатных людей. С этих пор восставшие стали называть себя тайпинами, а их борьба вошла в историю под названием “восстание тайпинов”.
Как тайпины облагодетельствовали свой народ.Захватив Нанкин, правительство нового государства приступило к преобразованиям. Первое, что было сделано, был опубликован закон о земле, который определял порядок перераспределения земли и систему организации сельского населения. По сути - это был программный документ. Так что же в нём говорилось?
“Все земли Поднебесной должны совместно обрабатываться жителями Поднебесной. Те, кому недостаёт земли в одном месте, переселяются в другое. На разных землях Поднебесной бывают урожаи и неурожаи: если в одном месте недород, то урожайные районы должны помочь ему. Нужно добиться того, чтобы вся Поднебесная пользовалась великими благами, дарованными отцом небесным, богом-вседержителем, чтобы люди совместно обрабатывали землю, совместно питались и одевались, совместно расходовали деньги, чтобы всё было поровну и никто не остался голодным и холодным”.
Подумаем вместе:
У кого из жителей Китая обещания великих благ могли вызвать симпатию?
Ну, а теперь, посмотрим, как же всё-таки происходило наделение землёй. Вся земля делилась на 9 категорий. Понятно, что есть чернозём, а есть глина и песок, поэтому при дележе земли - основы благосостояния любой крестьянской семьи - необходимо учитывать, какая земля досталась людям. Так вот, делёжка происходила так: один надел первой категории соответствовал трём наделам девятой категории. Но и это ещё не всё. При дележе учитывалось и количество едоков, то есть правительство предусмотрело, чтобы в среднем каждая семья могла собрать со своего поля примерно равный урожай. И вот ещё что важно: женщины должны были получать наделы наравне с мужчинами, детям же, достигшим 16 лет, полагалась половина взрослого надела. Это то, что касалось земли.
Теперь о других социальных преобразованиях. Всё население должно было жить на началах военизированной патриархальной общины. На практике это означало, что каждые 25 семей составляли общину, у которой была общая молельня и общая кладовая. В эту кладовую все члены общины обязаны были сдавать все припасы и деньги, оставляя себе ровно столько, чтобы можно было прожить семьёй. В случае же каких-то особых событий (рождение ребёнка, свадьба, похороны) из этой общей кладовой семье выдавалось пособие. Кроме того, каждая семья выделяла по одному человеку (это могла быть и женщина) для несения военной службы. Эти воины образовывали взвод, которым командовал староста общины. Но если вы думаете, что они проходили строевую подготовку, то ошибаетесь. Военным делом жители Поднебесной занимались только в случае необходимости (поимка бандитов, выступление в поход), в мирное же время они должны были выполнять полевые работы, а также обслуживать нужды общины в качестве плотников, кузнецов, гончаров и т. д.. 500 взводов составляли корпус, командир корпуса был наделён ещё одной важной обязанностью: он имел большие властные полномочия и осуществлял судопроизводство на территории, подчинённой корпусу.
А куда же делись те помещики, у которых ранее здесь были земли? Их никто насильно не выселял. Правда, одни из них, испугавшись восстания, бросили свои дома и земли и бежали. Ну а те, кто рискнул остаться, не были ни уничтожены, ни посажены в тюрьму, более того, некоторые из них вошли в администрацию в своих районах. Между тем привилегии помещиков всё-таки были ограничены. Так, например, помещики должны были платить очень высокие налоги, чрезвычайную военную контрибуцию, обязаны были снизить арендную плату за землю. Кстати, за право сбора этой самой аренды, как и за право владения землёй помещики должны были заплатить приличную сумму. Разумеется, собранные таким путём суммы шли в общинный фонд и составляли его значительную часть.
Итак, вы узнали о некоторых исторических фактах, связанных с попытками сделать собственность общей. И, как видим, всякий раз эти попытки были обречены на провал. Ещё одну попытку сделать собственность общей мы находим в нашей отечественной истории. Но об этом в следующем разделе.
Подумаем вместе:
Сравните отношение к собственности утопистов и тайпинов.
Вниманию макетировщика:
Текст на широких полях – параллельно с разделом “Как разделить землю?”:
Показания на суде участника
восстания тайпинов, бывшего командующего одной из мятежных армий:
“Небесный князь советовал людям поклоняться богу, очищать себя от скверны, говоря, что те, кто вступят на путь поклонения богу, будут избавлены от бед и трудностей, упрямствующие же встретятся с лютыми тиграми и змеями. Толпы его поклонников состояли исключительно из земледельцев, бедных, страдающих от нужды семейств. Никто не знал, что Хуан Сюцюань собирается основать государство. Все следовали за ним лишь потому, что желали кормиться.
Расскажу о нашей жизни./ Жили мы очень бедно и с большим трудом сводили концы с концами. Возделывали каменистую горную почву, батрачили на других и таким путём с трудом добывали пропитание... О господине Хуне, который учил людей поклоняться богу, я узнали лишь тогда, когда мне было 26-27 лет.
Приняв новую веру, я уже не смел нарушать ни одного из предписываемых его правил, искренне веря в могущество бога и страшась лютой небесной кары за ослушание.
Войска небесного князя остановились недалеко от моего дома.
Семья моя очень нуждалась, и, когда у нас появилась пища, мы, естественно, стали покидать родные места. Перед снятием лагеря дома всех сторонников новой веры были сожжены. Беднякам, оставшимся без крова, ничего не оставалось как последовать за пришельцами. Деревенские жители никогда не ходили далеко от дома, и, когда армия прошла всего сто с лишним ли[4], они уже не знали, как возвратиться назад. К тому же дорога была отрезана преследовавшими их цинскими войсками. Разве тут не испугаешься?
В Нанкине мужская часть населения была отделена от женской. Женщины и мужчины работали отдельно. Выходящим за городские ворота разрешалось брать с собой только то, что они могли унести в руках. Мужчинам и женщинам не разрешалось разговаривать с ребёнком. Всюду царил строгий порядок. Сердца людей наполнялись уважением к новой власти. Был издан строгий приказ, в котором говорилось, что спокойствие любого человека зависит от безопасности его жилища. Любой воин, независимо от ранга, осмелившийся без приказа войти в дом горожанина, будет обезглавлен без пощады. Тому же, кто без разрешения лишь переступит порог чужого дома левой ногой, надлежит отрубить левую ногу, тому, кто без разрешения переступит порог чужого дома правой ногой, надлежит отрубить правую ногу. Таким образом, когда наступил 1853 год, дела государственные ознаменовались успехами на поле брани и завоеванием людских сердец.
Конец широких полей