Текст нужно дать врезкой на широких полях.
Св.Киприан, епископ карфагенский.
Святой Киприан происходил из знатного рода и получил отличное образование, был адвокатом, жил весело и роскошно. Но светская жизнь с её развлечениями и удовольствиями не удовлетворяла его. В это время разочарования и скуки пресвитер Цецилий указал ему путь к истине. [...] Тотчас по своём обращении он продал все свои сады и виллы и деньги раздал бедным, и за строгую подвижническую жизнь и высокое просвещение, через два года по крещении, был поставлен уже епископом карфагенской церкви, против собственной его воли, по единодушному, непреклонному желанию народа.
[...] Как только сделался известным в Карфагене указ Декия против христиан, то прежде всего раздались крики языческой черни: “ко львам Киприана”. Верующие приступили к святому епископу и убедили его удалиться на некоторое время из Карфагена. Из убежища своего он строго следил за паствою, ободрял христиан то тяжёлое для них время, обличал нарушителей заведённых им церковных порядков, боролся с возмутителями церкви, ниспровергал возводимые на него клеветы. Возвращение его было приветствовано радостными криками народа, и с появлением его прекратились раздоры и водворился мир в церкви. При начале гонения от Валериана (в 257 г.), он был заточён в одном городе, среди знойной пустыни; святой Киприан желал одного, чтобы пострадать ему в Карфагене. Желание это исполнилось. Он был возвращён в Карфаген и предан язычникам. На требование проконсула принести жертву идолу, он отвечал отказом и, когда объявлен был ему смертный приговор, радостно воскликнул: “Слава Богу!” Спокойно вошёл он на место мучения; преклонив колени, помолился, благословил народ, сделал распоряжения, чтобы исполнителю казни дан был подарок, сам завязал себе глаза и подклонил голову для отсечения. Христиане взяли его тело и с великою честию похоронили...
(Из книги историка церкви Николая Тальберга)
В 313 году римский император Константин издал Миланский эдикт, согласно которому христиане могли открыто совершать свой культ, церковные организации получили право владеть любым имуществом, в том числе и недвижимым. При императоре Константине столица Римской империи была перенесена в другой город, позднее названный Константинополем. Эта столица постепенно превращается в столицу христианства, площади города украсили христианские храмы.
Со времён Константина, прозванного Великим, начинается утверждение христианства как государственной религии. Исключение составляло только очень непродолжительное правление императора Юлиана (361-363), прозванного Отступником.
Первые шаги к веротерпимости. Одновременно с утверждением христианства в качестве официальной религии, началась и борьба христиан с инакомыслящими, с людьми исповедовавшими другие религии, а также теми христианами, которые пытались по-своему смотреть и на Иисуса Христа, и на систему вероисповедания. Их называли еретиками.
Одним из первых богословов, обосновавших необходимость борьбы с еретиками был крупнейший христианский теолог Блаженный Августин, живший в конце IV начале V века н.э. Лучше сжечь еретика, чем дать ему возможность “костенеть в заблуждениях”.
И все-таки постепенно в общественном сознании утверждалось понимание важности религиозной терпимости. Впервые свобода совести получила закрепление в 1215 году в Великой хартии вольностей. Другим важным шагом на пути утверждения веротерпимости был Нантский эдикт, подписанный французским королем Генрихом IV в 1598 году. Этому эдикту предшествовала долгая и тяжелая гражданская война между гугенотами и католиками. Нантский эдикт был призван примирить людей разных религиозных взглядов.
Внимание макетировщика.
Текст Нантского эдикта пойдёт врезкой на полях.
Нантский эдикт
(Извлечения)
Генрих, милостью Божею король Франции и Наварры, всем присутствующим и имеющим явиться привет. Этим вечным и неотменимым эдиктом мы сказали, и объявили и повелели следующее...
У1. Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию[22] жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства и подчиненных нам областях без преследований, притеснений и принуждений делать что-либо в деле религии противное их совести; их не будут по этому поводу разыскивать в домах и местах, где они пожелают жить.
1Х. Мы разрешаем также всем придерживающимся названной религии продолжать исповедовать ее во всех городах и подчиненных нм местах, где она была введена и несколько раз публично отправлялась [...]
ХШ. Мы весьма определенно запрещаем всем придерживающимся названной [реформированной] религии проявлять её в службе, уставе, дисциплине или в народном образовании в нашем королевстве и подчиненных нам областях, а также во всем, что касается религии, за исключением мест, где дозволено и пожаловано настоящим эдиктом...
ХУШ. Также запрещаем всем нашим подданным всякого звания и положения отнимать силой и обманом, против воли их родителей, детей названной религии, чтобы окрестить и конформировать их в католической, апостольской и римской церкви. Эти же запрещения относятся и к исповедующим так называемую религию под страхом примерного наказания...
ХХ1. Книги, касающиеся названной религии, могут печататься и публично продаваться только в городах и местах, где допущено публичное отправление названной религии.
ХХП. Повелеваем, чтобы не было никакого различия в отношении названной религии при приеме учеников в университеты, коллегии и школы, а больных и бедных - в госпитали и учреждения общественного призрения.
ХХУП. Чтобы тем лучше объединить желания наших подданных, согласно нашему намерению, и на будущее время прекратить все жалобы, мы объявляем, что все, кто исповедует или будет исповедовать так называемую религию, имеют право занимать исправлять все общественные должности - королевские, сеньориальные или городские в нашем королевстве и подвластных нм провинциях, землях и сеньориях...
Дан в Нанте, в апреле 1598г., в девятый год нашего царствования.
Подпись - Генрих
Подумаем вместе:
· Какие пределы веротерпимости устанавливал настоящий Нантский эдикт?
· Можно ли считать, что Нантский эдикт провозгласил свободу совести?
Беседа двадцать первая.
Международные документы и российское законодательство
о свободе совести .
Международные документы о свободе совести.Не будем нарушать традицию наших бесед и вновь обратимся к международному стандарту в вопросах защиты прав человека. Что говорится о свободе совести во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте о гражданских и политических правах ?
Всеобщая декларация прав человека | Международный пакт о гражданских и политических правах |
Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Статья 18 Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. | Статья 18 1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободно исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. 2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. 3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц. 4. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями. |
Подумаем вместе:
· Что общего и различного в вопросе о праве на свободу мысли, совести и религии в тексте двух приведенных документов?
· Возможно ли осуществление приведенных норм международных документов в тоталитарном государстве? Ваши аргументы.
· Чем можно объяснить, что свобода выбора религиозного и нравственного воспитания детей признается за их родителями?
· Допускают ли приведенные нормы международных документов возможность атеистического воспитания?
· Статья вторая Декларации запрещает дискриминацию человека по ряду признаков, в том числе и в зависимости от отношения к религии. Статья 18 Пакта говорит о необходимости ограничения права на свободу совести в ряде случаев. Как по-вашему, не противоречат ли возможные законные ограничения права на свободу совести (Пакт, ст.18) принципу недискриминации (Декларация, ст.2)?
Тоталитарные секты. Итак, статья 18 Пакта о гражданских и политических правах говорит о необходимости в ряде случаев ограничивать право на свободу совести. Почему понадобилась такая оговорка? В каких случаях должны применяться ограничения? К сожалению, основания для такого рода ограничений даёт деятельность так называемых тоталитарных сект.
Что это такое? Ответить на этот вопрос достаточно сложно. Дело в том, что само слово секта произошло от латинского слова secta, означавшего учение, направление, школа. В настоящее время словом “секта” обозначают религиозные группы, общины, отклонившихся от господствующей церкви, исповедующие своё учение, либо новое религиозное направление. Этап секты прошли все мировые религии. Это было время, когда люди, исповедовавшие ислам или христианство были лишь маленьким островком, составляли небольшую общину среди огромного моря язычников. В то же время, когда сегодня говорят “тоталитарная секта”, то подразумевают секты, характеризующиеся особым фанатизмом, враждебностью к инакомыслию. Правда, бывает очень не просто отличить тоталитарную секту от религиозной общины, исповедующей какое-то новое учение. И тем не менее юристы, представители духовенства один признак всё-таки называют: в тоталитарных сектах всегда обожествляется её руководитель. Например, божеством стал Сёко Осахара, преподобный Мун. Деятельность этих сект часто наносит вред здоровью и душевному состоянию вступивших в них людей. Есть немало тревожных фактов. Они особенно тревожны потому, что среди членов сект часто встречаются молодые люди...
АУМ синрике и другие. В 1995 году перед японским судом предстал руководитель секты “АУМ синрике” Сёко Осахара. Он называл себя “просветленным”, “гуру” и, может быть, этим привлекал молодежь. В 1989 году власти Японии официально зарегистрировали “АУМ синрике” как религиозное объединение. Но вот чем обернулась деятельность организации Осахары для жителей Токио. В марте 1995 года в городском метро от нервно-паралитического газа пострадали 5 тысяч человек, из них одиннадцать погибли. Следствие установило, что газ использовали против токийцев члены секты “АУМ синрике”. Таким жестоким способом они хотели напомнить людям о неизбежном конце света.
В эту секту попадали разными путями: одних опытные сектанты привлекали тем, что предлагали работу, другим - веселую беззаботную жизнь в коммуне. И впрямь эта жизнь могла показаться заманчивой: с одной стороны - музыка, танцы, наркотики, с другой - рассуждения о смысле бытия и конце света. К сожалению, молодой человек, соблазнившийся жизнью в коммуне, не сразу осознавал, как и чем он оплатит свою новую жизнь. Он должен был отказаться от семьи, родителей, друзей; должен был передать секте свои права на движимое и недвижимое имущество. Когда же человек понимал, куда он попал и хотел вырваться из секты, то встречался с запугиванием и даже с насилием. Непослушного могли и убить.
Не менее опасны секты, деятельность которых, казалось бы, не приносит вреда окружающим. И все-таки таит зловещую опасность для жизни человека. В марте 1997 года в канадской деревне Сан-Казимир 5 человек приняли снотворное и подожгли дом, в котором они находились. Это были члены секты “Солнечный храм”, которые решили, что опоздали на Сириус и “переселение” туда совершилось без них...
Оба примера деятельности сект приведены из совсем недавнего прошлого. Но история существования тоталитарных сект насчитывает много веков. Они возникают и сегодня, в нашей стране и на других континентах - везде, где общество переживает кризис доверия к традиционным конфессиям или к власти.
Государство и церковь.Как мы с вами установили, человек в вопросах веры свободен, никто не вправе навязывать ему те или иные религиозные убеждения. Однако, чтобы защитить право человека на свободу совести, государство обязано разработать и принять специальные законы, которые регулируют отношения между государством, религиозными организациями, верующими и атеистами. Такие законы существуют практически во всех странах.
Отношения между государством и церковью могут быть различными. Церковь может быть отделена от государства и оставаться совершенно независимой. А может быть частью государства, входить в его структуры, в этом случае та или иная религия объявляется государственной. Так, например, в дореволюционной России государственной религией являлось православие. В зависимости от того, какой статус имеет религия в государстве, определяется как характер самого государства (светское или религиозное), так и положение церкви в нём.
Как вы уже знаете, главным документом, дающим основания для разработки всех остальных законодательных актов, является конституция. В первой главе “Основы конституционного строя” Российская Конституция определяет нашу страну как светское государство.
Прежде всего давайте выясним, что такое “светский” и, соответственно, что такое “светское государство”. Откроем словарь академика Сергея Ивановича Ожегова, который, как когда-то Владимир Иванович Даль, до конца жизни работал над изданием своей книги. Итак, читаем: “Светский - 1. Не церковный, мирской, гражданский; 2.Отвечающий понятиям и требованиям света, принадлежащий к свету. Светская жизнь, светские манеры”. Как видите, у понятия “светский” есть два значения, но в данном случае нас интересует только первое из них: “светский - не церковный, мирской, гражданский”. То есть государство можно считать светским в том случае, если оно “не церковное” , если церковь не входит в структуры государственной власти. В настоящее время в мире много государств, являющихся светскими, и Россия в этом смысле не исключение. Когда же наша страна стала светским государством? Для ответа на этот вопрос нам необходимо обратиться к истории.
Советское государство и церковь. В январе 1918 года Совет народных комиссаров принимает Декрет “Об отделении церкви от государства и школы от церкви”. Согласно этому документу:
- церковь отделялась от государства;
- запрещалось издание дискриминационных законов и постановлений, ограничивающих свободу совести;
- отменялись всякие “праволишения”, связанные со свободой совести;
- школа отделялась от церкви;
- разрешалось обучение религии частным образом;
- имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявлялось народным достоянием.
На первый взгляд, Декрет законодательно закреплял свободу совести. Однако, вскоре после его опубликования Всероссийский поместный собор православной Церкви сделал следующее заявление:
“Изданный Советом народных комиссаров декрет об отделении Церкви от государства представляет собою под видом закона о свободе совести злостное покушение на весь строй жизни православной Церкви и акт открытого против нее гонения”.
О том, как на практике осуществлялась свобода совести при советской власти, нам расскажет фрагмент из послания Совету народных комиссаров Патриарха Тихона. Оно было написано 26 октября 1918 года, то есть менее чем через год после издания декрета “Об отделении церкви от государства...”.
“Вы обещали свободу. ...Это ли свобода, когда никто не может высказать открыто свое мнение без опасения попасть под обвинение в контрреволюции? Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди? Уже заплатили кровью мученичества многие смелые церковные проповедники... Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. Не проходит дня, чтобы в органах вашей печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и её служителей, злобные богохульства и кощунства. Вы глумитесь над служителями алтаря... Вы наложили руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих людей, и не задумались нарушить их последнюю волю. Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей без всякого к тому повода и причины...”.
Поместный собор Русской православной церкви призвал верующих всячески противодействовать проведению в жизнь декрета Советского правительства, не останавливаясь перед крайними мерами вплоть до вооружённого выступления: “Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание”, - писал журнал “Церковные ведомости” в 1918 году (№3-4).
Так началось противостояние церкви и Советской власти, которое, конечно же, закончилось победой власти. Были закрыты почти все монастыри и духовные учебные заведения, в храмах разместились склады, мелкие конторы, иногда тюрьмы или следственные изоляторы. Было прекращено издание церковных журналов и газет. Многие священники были объявлены врагами советской власти, репрессированы или даже расстреляны.
Конституция России 1993 года о свободе совести. Прошли годы, многое изменилось в нашей стране, в том числе и отношение к религии и церкви. Сегодня церкви возвращаются храмы и религиозные ценности, восстанавливаются монастыри, возрождаются духовные учебные заведения. Эти изменения нашли своё отражение в Конституции Российской Федерации 1993 года, в которой об отношениях между государством и церковью говорится следующее:
Статья 14
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом”.
Отношения государства с верующими или неверующими людьми строятся на основе признании права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Поскольку национальное законодательство должно строиться на основе тех международных документов, к которым государство присоединилось, мы приведем некоторые статьи о свободе совести из международного документа и российской Конституции.
Международный пакт о гражданских и политических правах | Конституция Российской Федерации (1993 год) |
Статья 18 1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободно исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. 2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. 3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц. 4. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями. | Статья 19 [...] Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Статья 55 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц [...] |
Подумаем вместе:
· Какому пункту Международного пакта о гражданских и политических правах соответствует статья 28 Конституции России?
· Какому пункту Международного пакта о гражданских и политических правах соответствует статья 55 Конституции России?
· Какое значение для закрепления права на свободу совести имеет статья 19 Конституции России? Можно ли содержание этой статьи отнести к другим, известным вам правам человека?
· Предполагает ли статья 28 Конституции возможность атеистических убеждений?
· Достаточно ли приведенных статей Конституции для реализации и защиты права человека на свободу совести?
Конституционное право человека на свободу совести конкретизируетсявфедеральном Законе “О свободе совести и религиозных объединений”, принятом в сентябре 1997 года. Этот закон еще на стадии разработки и рассмотрения в Федеральном собрании вызвал острую дискуссию. Дискуссия возникла отчасти потому, что закон разделил действующие в стране конфессии на традиционные и нетрадиционные и определяет для них различные возможности. Дискуссии продолжаются и по сей день, хотя закон вступил в силу. И это неудивительно. Дело в том, что сама по себе тема вероисповедания, терпимого отношения друг к другу людей разных конфессий требует очень большой деликатности и мудрости.
Беседа двадцать вторая.
Свобода передвижения
Путешественники прошлого.У любого человека есть много желаний. Одно из них - охота к перемене мест. Трудно найти человека, который не хотел бы посмотреть свою страну, а возможно и весь мир, который не любил бы путешествовать. Одни отправляются в новые места не надолго, например, в отпуск. Другие навсегда покидают родные места.
Помимо желания путешествовать, человек нередко отправляется в дорогу, побуждаемый необходимостью: деловая поездка, потребность навестить близких людей, паломничество, сбор материала для книги, статьи, расследования. Свободное передвижение по стране и миру - это и потребность, и необходимость. Более того - это одно из условий развития человека, общества, культуры, государства. Давайте заглянем в историю и посмотрим как реализовывалась эта потребность человека в свободном передвижении в минувшие века.
Сначала мы обратим внимание на то, что передвижение людей по планете в далёкие от нас века было продиктовано жёсткой необходимостью. Путешественников, в нашем понимании этого слова, мы с вами там, в глубине веков не встретим. Чаще всего именно купцы, отправляющиеся на поиск рынков для сбыта одних товаров и приобретения других, становились первооткрывателями земель. Они прокладывали новые морские и речные дороги, караванные пути. В те времена границы между государствами не мешали передвигаться ни купцам, ни всем тем, кто по тем или иным причинам отправлялся искать счастья за пределами родины. Правда, в средние века была введена плата за проезд через границы государств, городов, княжеств, что, безусловно, сказывалось на развитии торговли, но это не ограничивало возможности человека на свободу передвижения. Никто не запрещал ему передвигаться по миру. Кроме купцов, например, с узелком за спиной, босые и голодные, но почти всегда весёлые, в поисках нового знания скитались по Европе школяры. Отправлялись в святую землю многочисленные паломники, в том числе и русские калики перехожие. А купцы-путешественники пользовались особым покровительством государства.
Однако по дорогам Европы скитался не только деловой люд, но и разбойники, бродяги, нищие. Надо было как-то отделить одних от других, взять под защиту добросовестных и честных людей. С этой целью были введены особые документы, удостоверяющие личность. Впервые они появились в Германии в XV веке и выдавались не всем; бродяги, как вы догадываетесь, их не имели. Позднее такие документы стали называться “паспорт”[23] Со временем все большее число государств вводили у себя паспорта. В XVII веке появились специальные паспорта для людей из стран, где свирепствовала чума. Эти паспорта так и называли - чумные. Специальные паспорта существовали для евреев. Особые паспорта имели ученики ремесленников.
В России паспорта были введены указом Петра I от 30 октября 1719 года. Назывались они - “проезжими грамотами”. И ввели их не для удобства путешественников, а для того, чтобы легче было взимать установленную для всех подушную подать и контролировать рекрутскую повинность крестьян. Не имевшие при себе “проезжей грамоты” признавались за “недобрых людей” или даже за “прямых воров”. Государство открыло для себя определенные выгоды от введения паспортов. За годовой паспорт надо было заплатить немалую по тем временам сумму - 1 рубль 45 копеек. Поэтому сбор паспортных пошлин приносил прямой доход государству.
Родоначальником единой паспортной системы для всего населения страны стала Франция. Это произошло во время Великой французской революции 1789-1799 годов. С введением и укреплением этой системы возникло понятие “полицейское государство”, которое жестко контролирует граждан.
Подумаем вместе:
Согласны ли вы с тем, что свобода передвижения человека является одним из условий развития культуры, государства? Приведите ваши аргументы.
Если не паспорт, то что? В том, что паспортная система - не столько благо, сколько тормоз, особенно на пути экономических связей, государства Европы смогли убедиться уже к середине XIX века. К этому времени все паспортные ограничения для передвижения были отменены в Германии, Дании, Испании, Италии и ряде других стран. К концу XIX века на смену паспортной системе в европейских государствах пришел так называемый легитимационный порядок. Согласно этому порядку, гражданин не обязан иметь паспорт, его личность при необходимости может быть удостоверена и другим документом. Паспорт в этом случае становится обязательным документом лишь при выезде гражданина за границу[24].
Интересно, что в некоторых странах паспортная система вообще никогда не существовала. Например, граждане США удостоверяют свою личность чаще всего - водительскими правами, но могут воспользоваться и другими документами. Американцы о паспорте знают, но лишь как о документе, необходимом для выезда за границу.
В России в конце XIX века паспортная система была видоизменена. В 1884 году было принято “Положение о видах на жительство”, в котором паспорт признавался как документ необязательный. Отныне жителям Российской империи он будет нужен только в случае поездки за границу, а также для выезда человека далее, чем за 50 верст, и дольше, чем на 6 месяцев. Несмотря на то, что паспорт для выезда получить было не так сложно, но сама необходимость испрашивать его и тем самым разрешение на отъезд, а также возможность отказа властей, безусловно, были обременительными и унизительными для человека.
Дальнейшее ослабление паспортного режима связано с царским Манифестом о гражданских свободах 1905 года, согласно которому российские подданные всех сословий получили возможность свободно избирать место своего жительства.
Паспорт и прописка. Легитимационный порядок просуществовал в нашем отечестве до 1932 года. 27 декабря 1932 года был принят закон, который ввел единую на всей территории СССР паспортную систему. Этим же законом впервые вводилась обязательная прописка. Наша страна сделала еще один шаг к полицейскому государству. Прописка позволяла теперь государству не только регистрировать граждан (регистрационный порядок прописки), но и поставила их в жесткую зависимость от власти. Даже имея паспорт, человек далеко не всегда мог получить прописку. Ее разрешали или не разрешали органы внутренних дел (милиция). Такой порядок прописки называется разрешительным.
В законе 1932 года было сказано, что паспортная система необходима
“В целях лучшего учёта населения городов, рабочих посёлков, новостроек и разгрузки этих населённых мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях и школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также для очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов”.
“Разгрузка”, “очистка”... Грустные слова в истории советского права. Как будто речь шла не о человеке, а о каком-то неодушевленном предмете. Итак, до 1932 года паспортов не было. Теперь же они вводились. Без паспорта невозможно было не только куда-либо поехать, но и устроиться на работу или поступить учиться, лечь в больницу, получить жильё и так далее. Паспорт стал жизненно важным документом. “Без бумажки ты букашка”, - утверждает поговорка, родившаяся в советские годы. Но вот что интересно: паспорта вводились только для жителей городов, рабочих поселков и совхозов. Крестьяне, которых стали называть колхозниками, были лишены даже права иметь паспорт. А не имея его, они оказались прикованными к своей деревне, к своему колхозу, они не могли свободно уехать в город, так как там нельзя было жить без прописки. А для прописки был необходим паспорт. Это был замкнутый круг. “Беспаспортных” же граждан штрафовали, их подвергали “удалению распоряжением органов милиции” из городов и посёлков. С 1934 года за проживание без паспорта стали лишать свободы на срок до двух лет.
Но вот случайно ли именно зимой 1932 года была введена паспортная система? Нет, конечно же. Дело в том, что в это время в стране разразился голод и люди ринулись в города в надежде найти там спасение. Введение паспортов лишило многих людей и этой, почти призрачной надежды выжить.
Подумаем вместе:
· Можно ли считать закон 1932 года точкой отсчета в установлении на территории СССР тоталитарного режима? Приведите аргументы.
· Только что мы назвали два различных порядка прописки: разрешительный и регистрационный. Чем они отличаются?
Всеобщая декларация прав человека говорит о праве на свободу передвижения в статье 13:
1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Как видите, уже с 1948 года в международных документах четко сформулировано право человека на свободу передвижения. Несмотря на это, ослабление паспортного режима в СССР началось только с 1974 года. В этом году было принято новое “Положение о паспортной системе в СССР”. Согласно документу, право иметь паспорта получали все граждане СССР с 16-ти летнего возраста. Жители села и колхозники впервые получали паспорта. За шесть лет (1974-1980гг.) паспорт получили 50 миллионов советских граждан. Но это все еще не означало, что советский гражданин получил право на свободу передвижения. Сохранялись строгие правила и серьезные ограничения в прописке. И это приводило к нарушению многих других прав человека.
Подумаем вместе:
· Реализация каких прав человека становится невозможной или затрудняется, если в государстве существует институт прописки?
Только 26 октября 1990 года появилось, наконец, Заключение Комитета конституционного надзора Верховного Совета СССР по вопросам прописки[25]. В этом документе признавалось, что регистрационная функция прописки не противоречит законам СССР и общепризнанным международным нормам. Но ее “разрешительный порядок препятствует реализации гражданами основополагающих прав - на свободу передвижения, труд и образование". Вскоре Верховным Советом СССР был принят Закон о свободе передвижения, который привел национальное законодательство Советского Союза в соответствие с международными документами по этим вопросам. Но в 1991 году Советский Союз распался, и Россия приступила к разработке национального законодательства по вопросу о свободе передвижения.
Конституция России о праве на свободу передвижения. Российское законодательство по вопросу о свободе передвижения постепенно приводится в полное соответствие с международными нормами. Что говорит Конституция России относительно свободы передвижения?
Статья 27
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Эта общая конституционная норма конкретизирована в ряде специальных законов. Познакомимся с некоторыми из них.
Один из них регулирует порядок выезда россиян за рубеж. Этот закон называется “О порядке выезда за пределы Российской Федерации и въезда на территорию Российской Федерации граждан Российской Федерации”. Для самостоятельного выезда по частным делам любому человеку, достигшему 18 лет, требуется заграничный паспорт. Для его получения необходимо подать личное заявление в органы внутренних дел и оплатить государственную пошлину за оформление паспорта. Несовершеннолетние дети выезжают за границу в сопровождении родителей или заменяющих их лиц.
Никакие политические или иные соображения не могут стать причиной отказа в праве на выезд, разумеется, если покидающий страну человек не связан обязательствами перед государством. Какие это обязательства? Например, если по долгу своей служебной деятельности человек был связан с государственными тайнами, то для таких лиц существует особый порядок получения разрешения на выезд. Они получают право свободного передвижения только после того, как в течение определенного срока не будут иметь допуска к государственной тайне.
Подумаем вместе:
· Какие возможности для каждого из нас, для общества и для государства открывает реализация права на свободу передвижения?
· Почему это право традиционно относится к основным правам и свободам человека?
Обобщая сказанное.
Вы, вероятно, убедились в том, что понятие “свобода” - сложное и многогранное. Это слово употребляется человеком в самых разных значениях: от простых житейских, бытовых до сложных философских. Но в каком бы значении оно ни употреблялось, мы с вами знаем, что свобода необходима нам, чтобы делать свой выбор. Если же у человека нет возможности сделать свой выбор, то ни о какой свободе речи идти не может. Свобода выбора предполагает также понимание того, что именно ты выбираешь и почему, каковы будут последствия твоего решения.
Далее мы с вами установили, что абсолютной свободы не бывает, что в своём выборе человек ограничен массой различных “если”. Первое и, может быть, самое существенное ограничение: “границы личной свободы располагаются там, где она начинала бы вредить свободе других”. Наша свобода всегда ограничена и конкретными объективными[26] или субъективными[27] обстоятельствами. Понятно, что ни один человек сегодня не
з