Ответственность за искажение данных государственной статистической отчетности
Должностные лица и индивидуальные предприниматели, уклоняющиеся от обязательного представления статистических данных органам государственной статистики, а также министерствам и другим республиканским органам государственного управления, ведущим государственную статистику, либо представившие их в искаженном виде или с нарушением установленных сроков, несут установленную законодательством Республики Беларусь дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность.
Ответственность за искажение данных государственной статистической отчетности предусмотрена Декретом Президента Республики Беларусь № 22 от 18.05.1999 г. "О некоторых мерах по недопущению искажений данных государственной статистической отчетности" (далее по теме — Декрет), в котором установлено, что
представление искаженных данных, несвоевременное представление или уклонение от представления отчетности органам государственной статистики, если в этом действии нет состава преступления, влекут наложения штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 базовых величин.
Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения взыскания, предусмотренного предыдущим пунктом, влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от 150 до 300 базовых величин.
Представление искаженных данных государственной статистической отчетности, повлекшее причинение крупного ущерба либо существенного вреда правам и законным интересам граждан, государственным или общественным интересам, а также представление заведомо ложных данных государственной статистической отчетности влекут ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом Республики Беларусь № 275-3 от 09.07.1999 г. (далее — УК РБ) за должностной подлог.
Любое искажение данных государственной статистической отчетности независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности влечет применение мер дисциплинарной ответственности в установленном законодательством порядке.
Перечисленные правонарушения подведомственны районным (городским) судам и рассматриваются в порядке производства по административным делам или в порядке уголовного судопроизводства.
Порядок производства по делам административных правонарушений определяется Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях № 4048-Х от 06.12.1984 г. (далее — КоАП). Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения (ст.37 КоАП).
Взыскание штрафов производится на основании выписанных протоколов об административном правонарушении. В соответствии с Декретом составлять протоколы о предоставлении искаженных данных отчетности имеют право уполномоченные должностные лица комитета государственного контроля, а также государственных статистических органов. Уполномоченным должностным лицом является руководитель комиссии либо специалист, которому поручено проведение проверки соблюдения порядка представления государственной статистической отчетности. Протокол подписывается лицом, его составившим и лицом, совершившим административное правонарушение.
Протокол должен составляться на основании обнаруженного нарушения, которое выявляется только при проведении проверки. В протоколе должны быть отражены сущность нарушения, фамилия и должность лица, составившего протокол, время и место совершения правонарушения, и другие данные, указанные в ст.235 КоАП. Протокол не позднее следующего за его составлением дня должен быть зарегистрирован в журнале учета и передан в суд.
Сущность нарушения заключается в непредставлении или представлении искаженной статистической отчетности. Другими словами, органами государственной статистики доводится субъекту хозяйствования задание по представлению отчетов в определенные сроки, передаются соответствующие бланки, а субъект хозяйствования не выполняет это задание в сроки по виновным основаниям.
Субъектом нарушения при непредставлении данных в установленные сроки являются руководитель организации и главный бухгалтер или индивидуальный предприниматель.
Отсутствие события и состава правонарушения имеет место в следующих случаях:
1. когда до субъекта хозяйствования не доведены требования по представлению отчета, не представлены бланки и т.д.;
2. когда протокол составлен в отношении ненадлежащего лица. В соответствии со ст.427 УК РБ должностной подлог состоит
во внесении должностным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности.
Наказание за служебный подлог предусмотрено в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительными работами на срок до двух лет, ограничением свободы или лишением свободы на тот же срок.