Ответственность за искажение данных государственной статистической отчетности

Должностные лица и индивидуальные предприниматели, ук­лоняющиеся от обязательного представления статистических дан­ных органам государственной статистики, а также министерствам и другим республиканским органам государственного управле­ния, ведущим государственную статистику, либо представившие их в искаженном виде или с нарушением установленных сроков, несут установленную законодательством Республики Беларусь дис­циплинарную, материальную или уголовную ответственность.

Ответственность за искажение данных государственной статис­тической отчетности предусмотрена Декретом Президента Респуб­лики Беларусь № 22 от 18.05.1999 г. "О некоторых мерах по недо­пущению искажений данных государственной статистической от­четности" (далее по теме — Декрет), в котором установлено, что

представление искаженных данных, несвоевременное представле­ние или уклонение от представления отчетности органам госу­дарственной статистики, если в этом действии нет состава пре­ступления, влекут наложения штрафа на должностных лиц в раз­мере от 50 до 100 базовых величин.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения взыскания, предусмотренного предыдущим пунктом, влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от 150 до 300 базовых величин.

Представление искаженных данных государственной статисти­ческой отчетности, повлекшее причинение крупного ущерба либо существенного вреда правам и законным интересам граждан, го­сударственным или общественным интересам, а также представ­ление заведомо ложных данных государственной статистической отчетности влекут ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом Республики Беларусь № 275-3 от 09.07.1999 г. (далее — УК РБ) за должностной подлог.

Любое искажение данных государственной статистической отчетности независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности влечет применение мер дисциплинар­ной ответственности в установленном законодательством порядке.

Перечисленные правонарушения подведомственны районным (городским) судам и рассматриваются в порядке производства по административным делам или в порядке уголовного судо­производства.

Порядок производства по делам административных правонаруше­ний определяется Кодексом Республики Беларусь об административ­ных правонарушениях № 4048-Х от 06.12.1984 г. (далее — КоАП). Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся право­нарушении — двух месяцев со дня его обнаружения (ст.37 КоАП).

Взыскание штрафов производится на основании выписанных протоколов об административном правонарушении. В соответ­ствии с Декретом составлять протоколы о предоставлении иска­женных данных отчетности имеют право уполномоченные долж­ностные лица комитета государственного контроля, а также государственных статистических органов. Уполномоченным долж­ностным лицом является руководитель комиссии либо специа­лист, которому поручено проведение проверки соблюдения по­рядка представления государственной статистической отчетности. Протокол подписывается лицом, его составившим и лицом, со­вершившим административное правонарушение.

Протокол должен составляться на основании обнаруженного нарушения, которое выявляется только при проведении проверки. В протоколе должны быть отражены сущность нарушения, фа­милия и должность лица, составившего протокол, время и место совершения правонарушения, и другие данные, указанные в ст.235 КоАП. Протокол не позднее следующего за его составлением дня должен быть зарегистрирован в журнале учета и передан в суд.

Сущность нарушения заключается в непредставлении или пред­ставлении искаженной статистической отчетности. Другими сло­вами, органами государственной статистики доводится субъекту хозяйствования задание по представлению отчетов в определенные сроки, передаются соответствующие бланки, а субъект хозяйство­вания не выполняет это задание в сроки по виновным основаниям.

Субъектом нарушения при непредставлении данных в уста­новленные сроки являются руководитель организации и глав­ный бухгалтер или индивидуальный предприниматель.

Отсутствие события и состава правонарушения имеет место в следующих случаях:

1. когда до субъекта хозяйствования не доведены требования по представлению отчета, не представлены бланки и т.д.;

2. когда протокол составлен в отношении ненадлежащего лица. В соответствии со ст.427 УК РБ должностной подлог состоит

во внесении должностным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, совершенные из корыст­ной или иной личной заинтересованности.

Наказание за служебный подлог предусмотрено в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительными работами на срок до двух лет, ограничением свободы или лишением свободы на тот же срок.

Наши рекомендации