Международные отношения в 1980-е гг. (завершение «Холодной войны»).
Несмотря на обострение противостояния между двумя военно-политическими блоками, в начале 80-х годов продолжался общеевропейский процесс, начатый в Хельсинки. В Белграде (1977-1978 гг.), Мадриде (1980-1983 гг.), Стокгольме (1984-1987 гг.), Вене (1986-1989 гг.) состоялись встречи и совещания представителей государств-участников Общеевропейского совещания. На Стокгольмской конференции по вопросам мер доверия и безопасности в Европе Советский Союз выступил с рядом инициатив по ограничению военно-морской деятельности на Севере Европы и в Средиземном море. Советское правительство предлагало вывести из Средиземноморья как советские, так и американские корабли-носители ядерного оружия, затем - военные флоты США и СССР. На этот раз это не было чисто пропагандистским маневром. В СССР начали понимать, что серьезная внешняя политика невозможна без взаимных уступок. Готовность к таких уступок стала очевидной после прихода к власти М.с.горбачева. Он провозгласил политику перестройки, а также необходимость утверждения нового мышления в международных отношениях.
Новый советский лидер развернул широкую внешнеполитическую деятельность. На Стокгольмской конференции было согласовано широкий комплекс политических и военно-технических мероприятий по снижению риска войны в Европе. 7 апреля 1985 г. СССР прекратил развертывание ракет средней дальности СС-20 в Восточной Европе, а с 6 августа 1985 г. ввел односторонний мораторий на ядерные испытания, который действовал полтора года. В январе 1986 г. Горбачев выдвинул программу ликвидации до конца века оружия массового уничтожения.
В мае 1987 г. Политический консультативный комитет ОВД принял основные положения новой военной доктрины оборонительного характера.
Декларировалось, что участники ОВД ни при каких обстоятельствах не начнут военные действия против любого государства или союза государств, если сами не станут объектом военной агрессии; что никогда не применят первыми ядерное оружие; что СССР и его союзники не имеют территориальных претензий ни к одному из государств и не относятся ни к одной стране, как к своему врагу.
Советско-американские переговоры на высшем уровне в Женеве (1985 г.). Рейкьявике (1986 г.), Вашингтоне (1987 г.) и в Москве (1988 г.) обусловили положительные сдвиги в отрасли реального сокращения ядерных вооружений. В декабре 1987 г. был подписан, а в июне 1988 г. вступил в силу Договор СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Он предусматривал уничтожение около 4% арсенала ядерных вооружений.
В итоговом документе, принятом 15 января 1989 г. на общеевропейской совещании в Вене, среди различных аспектов международной безопасности особо выделялась проблема прав человека.
Всем государствам было рекомендовано "совершенствовать свои законы, административные правила и политику в области гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав человека и основных свобод и применять их на практике".
Считается, что после уничтожения Берлинской стены в ноябре 1989 г. и декабрьской встречи М.с.горбачева с Дж.Бушем на О.Мальта был положен конец "холодной войне" между СССР и США. Эти государства перестали воспринимать друг друга как противники.
Новое мышление распространилось и на региональные конфликты. В ряде "горячих точек" (Афганистан, Никарагуа, Камбоджа, Ангола) был взят курс на национальное примирение, на поиск путей решения проблем за столом переговоров. В значительной степени политика национального примирения была вызвана неспособностью СССР дальнейшем поддерживать обанкротившиеся просоветские режимы. В 1988 г. Вьетнам вывел свои войска из Камбоджи, а Куба - из Анголы. После женевских договоренностей между СССР и США по Афганистану 15 марта 1989 г. Советский Союз завершил вывод своих войск из этой страны. Важным следствием нового мышления и окончания "холодной войны" стало объединение Германии и вывод советских войск из восточноевропейских стран.
Вопрос объединения Германии в системе международных отношений. Вопрос объединения Германии было тесно связано с проблемой европейской безопасности, поскольку появление в центре Европы новой сильного государства могла нарушить баланс сил на континенте. К тому же, недавнее прошлое Германии вызвало опасения соседних государств.
В течение послевоенных лет Германия оставалась расколотой на две части. На ее территории существовало два германских государства - ФРГ и ГДР. 45 лет германский вопрос порождало напряженность. В центре Европы сохранялась опасная зона конфронтации, где два военно-политических союзах непосредственно противостояли друг другу.
Все эти годы в сознании немцев жило стремление устранить такое ненормальное положение и достичь объединения в рамках единой Германии. Изменения в СССР и ГДР создали благоприятные условия для этого.
В феврале 1990 г. между государствами-победителями во Второй мировой войне - СССР, США, Великобританией и Францией - и двумя немецкими государствами была достигнута договоренность о создании переговорного механизма "2+4". В результате тяжелых переговоров, которые велись в течение семи месяцев, был выработан документ, содержащий решение по всему комплексу внешних аспектов германского единства. 12 сентября 1990 г. в Москве министры иностранных дел шести государств подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии.
Договор устанавливал, что внешними границами объединенной Германии есть границы ГДР и ФРГ, и подтвердил окончательный характер этих границ как существенную составную часть мирового порядка в Европе. Стороны признали, что объединенная Германия не имеет никаких территориальных претензий к другим государствам и не будет выдвигать таких претензий в будущем. В конституции объединенной Германии не должно быть каких-либо положений, противоречащих этим принципам.
Правительства ГДР и ФРГ подтвердили свои заявления о том, что с немецкой земли будет идти только мир, а также свой отказ от производства, владения и распоряжения ядерным,.біологічною и химическим оружием.
Вооруженные силы Германии подлежали сокращению в течение 3-4 лет до 370 тыс. чел. Советские войска должны были быть выведены из Германии до 31 августа 1994 г. В течение этого срока на территории бывшей ГДР и Берлина должны были находиться только немецкие формирования территориальной обороны, не включены в структуру НАТО. Договором предусмотрено запрещение располагать в Восточной Германии иностранные войска и ядерное оружие или его носители после вывода оттуда советских войск. Также до 31 августа 1994 г. в Берлине должны были оставаться войска США, Великобритании и Франции. СССР соглашался на вхождение объединенной Германии в НАТО.
С объединением Германии были исчерпаны права и ответственность четырех держав в отношении Берлина и Германии в целом. Правительства СССР, США, Великобритании и Франции заявили о прекращении действия четырехсторонних соглашений и решений военного и послевоенного времени в отношении Германии и роспуск соответствующих органов. Объединенная Германия получила полный государственный суверенитет в своих внутренних и внешних делах.
Договор подвел окончательную черту под итогами Второй мировой войны и 45-летним послевоенным периодом. С октября 1990 года ГДР вошла в состав ФРГ. На политической карте Европы появилась экономически мощное государство с населением 87 млн. чел., которая благодаря своему потенциалу входит в разряд крупнейших государств мира, а в настоящее время стремится стать постоянным членом Совета Безопасности ООН.
Начало ракетно-ядерного разооружения. Трансформация НАТО. Важной вехой в советско-американских отношениях стал визит президента СССР М.с.горбачева в США в мае - июне 1990 г. и его переговоры с президентом США Дж.Бушем. Результатом этих переговоров стал пакет соглашений, протоколов и совместных заявлений. Были согласованы основные положения соглашения о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), заключено соглашение о ликвидации 80% химического оружия и об отказе от ее производства, достигнуты договоренности о совершенствовании проверки на местах мощностей ядерных взрывов. Таким образом, были устранены препятствия, которые тормозили двух важных советско-американских договоров, подписанных еще в 1974 и 1976 гг. - об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и о подземных ядерных взрывах в мирных целях. Было заключено важное соглашение, которое дополняла и расширяла соглашение 1973 г. о научно-техническом сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии.
После распада СССР участниками договора СНВ-1 стали Россия, Украина, Казахстан и Беларусь, которые подписали 23 мая 1992 г. в Лиссабоне соглашение о том, что на территории трех последних из перечисленных государств не должно существовать никакого ядерного оружия. На основе этих договоренностей президент России Б. Ельцин и президент США Дж.Буш в Вашингтоне в июне 1992 г. подписали проект договора СНВ-1, по которому США и государства бывшего СССР сокращают стратегические наступательные вооружения на 50% (5-6 тыс. единиц зарядов) в течение 7 лет. В 1994 г. договор СНВ-1 был ратифицирован всеми сторонами.
С января 1993 г. в Москве Б. ельцин и Дж.Буш заключили договор СНВ-2 о сокращении вдвое стратегических наступательных вооружений, которые останутся после выполнения договора СНВ-1. Участниками этого договора были только Россия и США, поскольку предполагалось, что после выполнения договоренностей СНВ-1 Украина, Казахстан и Беларусь станут безъядерными государствами.
Окончание "холодной войны", внутриполитические изменения в СССР, привели к революциям в странах Восточной Европы и прекращения деятельности ОВД с 1 июля 1991 г.
Учитывая новые реалии политической жизни, Совещание председателей кра-ин-членов НАТО 5-6 июля 1990 г. приняла Лондонскую декларацию, которая внесла радикальные изменения в военную доктрину блока НАТО.
Участники совещания взяли на себя обязательство о ненападении на другие государства, а ядерные вооружения были объявлены "оружием экстремальной ситуации".
Изменилась и роль НАТО. Из военного блока он все больше превращается в политический. Некоторые бывшие союзники СССР по ОВД, а впоследствии и некоторые страны, которые образовались в результате распада СССР, заявили о своем желании вступить в НАТО. Такие их действия в значительной степени продиктованы стремлением обеспечить себе стабильность и безопасность в новых условиях. Вступление стран Восточной Европы в НАТО стал одной из главных проблем отношений между Россией и США и НАТО.
На встрече стран-членов НАТО в Брюсселе в январе 1994 г. была принята программа "Партнерство ради мира". ее целью является обеспечение стабильности в Европе и развитие сотрудничества со странами Восточной Европы. В этой программе изъявили желание принять участие почти все восточноевропейские страны. Активное участие в ней принимает Украина.
Кризис в Персидском заливе. Ближневосточный мирный процесс. Серьезным испытанием изменений в международных отношениях стал кризис в Персидском заливе в начале 90-х годов, вызванная агрессией Ирака против Кувейта.
Восьмилетняя ирано-иракская война обусловила рост внешнего долга Ирака (80 млрд. долларов). Война стимулировала милитаризацию страны и усилила политические амбиции президента Ирака Саддама Хусейна, его претензии на лидерство в арабском мире.
2 августа 1990 года иракская армия вторглась в Кувейт, сделав неспровоковану агрессию. Эмир и правительство Кувейта перебрались в Саудовскую Аравию. Немногочисленная армия смогла оказать лишь слабое сопротивление. Кувейт был оккупирован и объявлено девятнадцатой провинцией Ирака.
Действия Ирака были решительно осуждены Советом Безопасности ООН, которая потребовала немедленного вывода иракских войск из Кувейта и ввела широкие экономические санкции в отношении Ирака. Все активы Ирака и Кувейта в иностранных банках были заморожены, блокирован экспорт иракской нефти.
Многие государства направили в Саудовскую Аравию военные контингенты и вооружения для защиты этой страны от возможной иракской агрессии (операция "Щит пустыни"). Основу мощного военного группировки, сосредоточенной на территории Саудовской Аравии, составляли вооруженные силы США, достигли 500 тыс. чел. Военные корабли США и других стран патрулировали в водах Персидского залива, Красном и Средиземном морях.
Положение осложнялось неурегулированностью палестинского вопроса и отсутствием единства в арабском мире относительно действий Ирака. Ссылаясь на карательные акции израильских властей против арабов в Иерусалиме, осуждены Советом Безопасности ООН, Саддам Хусейн претендовал на роль защитника арабских народов от Израиля и связывал кувейтское вопрос с решением палестинской проблемы. Оценивая действия Ирака как вызов мировому сообществу, Совет Безопасности ООН принял ряд резолюций, требовавших безусловного прекращения аннексии Кувейта. Однако Багдад игнорировал эти призывы. Тогда Совет Безопасности установил конечную дату вывода иракских войск из Кувейта - 15 января 1991 г. В случае отказа Ирака выполнить это требование было санкционировано применение военных сил.
Меры, принятые Советским Союзом, Францией и другими странами с целью мирного разрешения кризиса, к сожалению, оказались безуспешными. 17 января 1991 - многонациональные силы ан-тиіракської коалиции во главе с США нанесли массированных воздушных и ракетных ударов по военным и другим объектам Ирака и Кувейта. В конце февраля в результате 100-часовой операции сухопутных войск иракские войска были разбиты. Кувейт был освобожден. Операция многонациональных сил "Буря в пустыне" успешно завершилась.
В результате этой войны Ирак потерял более 70 тыс. чел., была разрушена значительная часть его экономики. Значительные потери понес и Кувейт, который стал ареной боевых действий.
Эффективное обуздания агрессора стало возможным только при условии прекращения конфронтации между США и СССР.
Кризис в Персидском заливе дала толчок ближневосточному мирному процессу. В Мадриде (1991 г.) было положено начало переговорному процессу между арабами и Израилем под эгидой СССР и США. Следствием этого процесса стало подписание ряда соглашений. 13 сентября 1993 г. в Вашингтоне было подписано палестино-израиль-скую декларацию о введении палестинской автономии в секторе Газа и в районе города Иерихон, на Западном берегу реки Иордан. А 4 мая 1994 г. Председатель Исполкома ООП Я.Арафат и премьер-министр Израиля І.Рабін подписали в Каире соглашение о принципах практической реализации договора "Газа-Иерихон - сначала". В 1994 г. был подписан мирный договор между Израилем и Иорданией. Вместе с тем активизировались переговоры между Сирией и Израилем о передаче Сирии Голанских высот, захваченных Израилем в 1967 г., в обмен на мир с Израилем. Однако стороны продолжают использовать силовые методы решения конфликта. Израильская армия в апреле-июне 1996 г. провела очередную операцию по уничтожению структур организации "Хезболлах", которая борется за освобождение юга Ливана и осуществляет нападения на Израиль. Экстремистские палестинские организации выступают против переговоров с
Израилем. Правые силы Израиля, которые пришли к власти на выборах 1996 г. после убийства І.Рабіна, заняли жесткую позицию на переговорах с арабами. Это затормозило мирный процесс на Ближнем Востоке, но не прекратило его.
Международные отношения на пороге XXI в. В результате реального ослабления глобального военно-политического противостояния между двумя блоками с одной стороны, и одновременного обострения региональных конфликтных ситуаций и угрозы "малых войн" - с другой стороны, на первый план мировой политики вышли проблемы защиты прав и безопасности личности и народов, гуманитарно-правовые, культурные контакты, распространение объективной информации. Совокупность этих характеристик получила название "человеческое измерение". Конкретные люди творят предпосылки доверия или недоверия между народами и государствами, от них зависит решение военно-политических проблем, проблем охраны и улучшения состояния природной среды, развитие торгово-экономических и научно-технических связей и т.п.
Концепция "человеческого измерения" и механизм сотрудничества государств по гуманитарно-правовым вопросам были обоснованы в специальном разделе Итогового документа Венской встречи участников СБСЕ в январе 1989 г.
Важными органами, которые призваны заниматься гуманитарными проблемами, вопросами обеспечения основных прав и свобод людей является СБСЕ (с 1994 г. название ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совет Европы - региональная межправительственная организация, созданная в 1949 г.
Распад СССР и Югославии, образование новых независимых государств, трудности стран бывшего социалистического лагеря, объединение Германии и интеграция западных стран стали важными факторами построения общеевропейского дома и развития международных отношений 90-х годов.
Рухнула прежняя стабильность, которая опиралась на быструю реакцию сверхдержав на нарушение равновесия и сопоставление своих шагов с реакцией возможного врага, равно как и с собственной возможностью его нейтрализовать.
Вместе с тем распад двухполюсной системы вызвал потерю политических ориентиров у отдельных государств, крах идеологии тоталитаризма там, где она царила, хаос в мышлении многих людей. В образовавшуюся полость врывается национализм, вражда, безудержная агрессивность.
Миротворческие усилия ООН, ЕС, НАТО и других международных структур не всегда являются эффективными и адекватными. Вместо опасности глобального столкновения в мире усилилась угроза локальных войн. Кардинальные изменения в мире сделали актуальной задачу становления новой системы европейской безопасности. Решению этой задачи способствовали как различные многосторонние встречи, так и двусторонние контакты между государствами Европы.
Важным шагом к установлению новой системы безопасности в Европе стало подписание в марте 1995 г. 52 странами ОБСЕ "Пакта стабильности в Европе". Страны, подписавшие пакт, взяли на себя обязательства развивать добрососедские отношения на основе главных документов ООН, ОБСЕ и Совета Европы, в соответствии с принципами суверенного равенства, уважения прав, присущих суверенитету, нерушимости границ, территориальной целостности государств, уважения международно признанных границ, невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека, особенно лиц, относящихся к национальным меньшинствам.
В 1993-1995 гг. центр этнического противостояния на территории бывшей Югославии переместился из Хорватии в Боснию, где вели между собой борьбу три общины: сербская, хорватская и мусульманская. Мировое сообщество всю вину за развязывание конфликта положило на Сербию и 25 апреля 1993 г. установило экономическую блокаду.
После четырех лет войны в Боснии под давлением мирового сообщества конфликтующие стороны наконец серьезно сели за стол переговоров и 15 декабря 1995 г. было заключено мирное соглашение. С целью выполнения соглашения на территорию Боснии были введены войска НАТО численностью 60 тыс. человек.
Утолив конфликт в Боснии, мировая общественность оказалась перед лицом проблемы Косово, приобрела вооруженного характера. Албанское меньшинство, проживающее на территории Сербии в районе Косово, взялась за оружие с целью добиться присоединения края к Албании. Сербская армия, имея опыт антипартизансь-кой борьбы, жестокими средствами стала подавлять партизанское движение албанцев. Чтобы потушить новую пожар на Балканах, в конфликт вмешались ООН, НАТО, ОБСЕ и другие организации. Она заставили враждующие стороны сесть за стол переговоров и заключить соглашение (1998 p.). Но выполнение соглашения все время наталкивается на сопротивление ее противников как с одной, так и с другой стороны, что выливается во вспышки насилия. Чтобы положить конец кровопроліттю, в феврале 1999 г. под угрозой применения силы со стороны НАТО обе ворожуючи стороны сели за стол переговоров.
Опасным и напряженным остается положение на Ближнем Востоке (Палестина, Ирак, район проживания курдов и др.) и в ряде государств бывшего Советского Союза (Грузия, Армения, Азербайджан, Таджикистан). Обострилось противостояние между Индией и Пакистаном, которые сделали решительные шаги в сторону превращения в ядерные государстве, осуществив подземные ядерные испытания. Серьезный удар по стабильности в мире нанесла азиатская финансово-экономический кризис. Для решения острых конфликтных ситуаций в этих регионах необходимы совместные усилия всех заинтересованных сторон и международных миротворческих организаций.
Появление новых независимых государств привела к новой расстановке сил в мировой политике. США остались единственной сверхдержавой. Вступила в новую фазу борьба за сферы влияния.
Политическая нестабильность в различных регионах мира угрожает взрывами новых локальных конфликтов. В конце 90-х годов Тропическая и Южная Африка стали регионом кровавых войн, переворотов, партизанских движений (Конго, Ангола, Руанда и др.).
Все больше дают о себе знать социально-экономические проблемы стран "третьего мира".