Взаимодействие и ассимиляция культур
Этот период явился дальнейшим значительным этапом не только внутреннего развития египетской культуры, но и небывалого прежде интенсивного распространения ее за пределы Египта, взаимодействия с культурами других народов.
Этому способствовали агрессивная внешняя политика и завоевательные походы, которые привели к покорению многих соседних стран.
Степень проникновения египетской культуры в другую этнокультурную среду была различна.
Она нашла особенно благоприятную почву среди народов Ливии и Нубии, с культурой которых египетская цивилизация имела много общих корней и где экономическое и политическое господство египтян покоилось на прочном фундаменте.
Так, в Нубии были заимствованы многие элементы египетской государственности, искусства, религии и иероглифическое письмо.
Через эти страны египетская культура проникала внутрь африканского континента.
В Азии основным средоточием египетской культуры оставался город Библ, с которым Египет издревле имел тесные торговые связи.
Культурное влияние Египта в Сирии и Финикии часто было данью признания египетской государственности над местными правителями и ограничивалось внешними формами: элементами декора зданий, бытовых предметов, гробничных стел.
Египет, напротив, заимствовал из Азии гораздо больше.
Более сильная культура Египта могла себе позволить заимствовать и перерабатывать много чужеродных элементов: поклонение воинственным азиатским богам, языковые и лексические изменения в литературе.
Походы фараонов в Азию привнесли в специфический облик египетской культуры элементы семитской культуры и придали ей «восточную» ориентацию.
Расширение географического горизонта, взаимодействие с культурами других народов, приток в Египет огромных богатств явились стимулом небывалого расцвета египетской культуры.
Эпоха Нового царства особенно примечательна грандиозным строительством храмов, дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, пластики, ювелирного дела.
Грандиозное строительство фараонов имеет по-прежнему целью утверждение божественного характера царской власти.
Но вместо пирамид венцом этого строительства становится храм.
Храмовое строительство
Среди заупокойных храмов особое место занимал храм царицы Хатшепсут в Долине царей в Дэйр-аль-Бахри.
Этот гигантский храм представлял собой три террасы, возвышавшиеся друг над другом.
Храм великолепно сочетался с рельефом местности, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал.
Помимо внешнего грандиозного облика этот храм прославился и роскошным внутренним убранством.
Рельефы композиции храма рассказывали о рождении Хатшепсут от брака ее матери с богом Амоном, из чего следовало, что царица имела божественное происхождение.
К тому же считалось, что ей покровительствовала богиня неба Хатор, изображения которой были помещены повсюду.
Внутренняя отделка храма была необычайно богата: золотые и серебряные плиты пола, инкрустированные бронзой двери, статуэтки из полудрагоценных камней.
Статуи, стоявшие в молельне храма и имевшие культовый характер, были по существу портретами царицы.
Не менее знаменитым сооружением того времени был заупокойный комплекс фараона Рамзеса II, состоявший из дворца и храма в Фивах.
Также знаменитый скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле состоял из двух сооружений: Большого храма, посвященного фараону и трем богам – Амону, Ра и Пта,
и Малого храма, воздвигнутого в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса – Нефертари.
Перед храмом стояли двадцатиметровые колоссы фараона, высеченные прямо в скале.
Вопреки традиции храм был расположен на западном берегу Нила и ориентирован на восток.
Поэтому с первыми лучами солнца гигантские скульптуры внезапно окрашивались в темно-красный цвет и как бы выступали из скалы.
Наряду с пирамидами, заупокойными храмами и мастабами в Новом царстве сооружались святилища, не связанные с загробным культом.
К этому типу храмов относятся два прославленных храма бога Амона в Фивах – Карнакский и Луксорский, отличавшиеся подчеркнутой монументальностью.
Карнакский храм был главным храмом Амона-Ра и главным святилищем страны.
В период правления XVIII династии фараонов главный покровитель Фив Амон отождествлялся с Ра и его культ стал общегосударственным.
Строительство Карнакского храма началось в XX в. до н. э. и продолжалось около десяти веков.
Уже в процессе строительства храм неоднократно перестраивался, но в результате было создано грандиозное сооружение: мощные пилоны с гигантскими статуями фараона перед ними, огромный колонный двор, гипоксильный (колонный) зал с целым лесом колонн высотой 20,4 м и диаметром 3,57 м.
Поверхности стен и колонн были покрыты цветными рельефами.
Капители колонн центрального нефа изображали раскрытые цветы лотоса, а все остальные колонны представляли собой связки нераспустившихся стеблей папируса.
В этом стилизованном образе была выражена идея разных фаз жизни – ее зарождения и расцвета.
В этот же период было завершено строительство Луксорского храма, второго по значению в стране.
Храм Амона-Ра в Луксоре был наиболее гармоничным и совершенным.
Он отличался четкой планировкой: два двора с портиками, культовые помещения и молельни со статуями богов в глубине здания.
В первом дворе – колоннада из 14 колонн 20-метровой высоты с капителями в виде раскрытых метелок папируса.
Всего колонн в храме было около 150, которые образовывали 16 рядов.
Аллеи сфинксов, монументальные статуи, многочисленные колоннады храма – все это создавало неповторимый облик Луксорского храма.
Последовавшие за эпохой Нового царства столетия были насыщены бурными и малоблагоприятными событиями: иноземные вторжения хеттов, политический разброд, постоянные смуты и волнения, вызванные социально-экономическим кризисом и т.д.