Внешняя политика. Движение неприсоединения и его основные принципы.

Внешняя политика: разработка принципов неприсоединения, развития движения неприсоединения.

Индия получила статус члена СОВТА безопасности ООН (урегулирования конфликтов в Корее, Индокитае). По инициативе Неру, в апреле 1955г. состоялась учредительная конференция движения неприсоединения в Бандунге.

В основу идеологии положен принцип панчо шила(?) (5 принципов), автор Неру:

1). Взаимное уважение, территориальная целостность.

2). Ненападение.

3). Невмешательство во внутренние дела.

4). Равенство и взаимная выгода.

5). Мирное сосуществование.

Получила широкое признание, в конференции участвовало 29 стран.

Главный документ – «Декларация о содействии всеобщему миру и сотрудничеству»:

- соблюдение прав человека;

- уважение и соблюдение принципов устава ООН;

- признание суверенитета и территориальной целостности;

- равенство рас и наций;

- отказ от применения силы;

- неприсоединения к великим державам, не участие в их конфликтах.

К началу 80-хгг. в движение сопротивления входило более 100 гос-в. Массовость движения сопротивления. В рамках движения существовали региональные интересы (Куба, Югославия).

Став независимым государством, Индия столкнулась со многими трудностями. В колониальный период главной целью было нац. освобождение, а остальные конфликты отходили на второй план. Теперь же первоочередными задачами стали преодоление эк-ой отсталости, нищеты, голода, ликвидация неграмотности, безработицы, решение аграрного вопроса, разрешение соц., национальных, религиозных и кастовых противоречий.

В решении эк-их задач правительство Неру ориентировалось на сочетание гос.о и частного секторов пром-ти. Основой гос. капиталистического сектора эк-ки стали предприятия, принадлежавшие до независимости английским властям, - ж/д, порты, часть авиалиний, средства связи, крупные ирригационные сооружения, электростанции, военные заводы. Все остальные предприятия оставались под контролем частных компаний. Стремясь обеспечить целенаправленное строительство, правительство Неру приступило к программированию пятилетних планов развития. При утверждении Второго плана (1956-1961 гг.) было принято решение о том, что национализированные отрасли эк-ки должны оставаться у гос-ва, а в металлургии, химии, станкостроении, автомобильном и морском транспорте доля гос.предприятий подлежала увеличению.

Развитие гос. сектора и строительство предприятий тяжелой пром-ти ценой большого напряжения сил создавали основу эк-ой независимости Индии, без чего нельзя было упрочить ее полит. самостоятельность. Вместе с тем в этом процессе проявились и негативные явления: рост бюрократии, неэффективность ряда предприятий, невыполнение пятилетних планов, нехватка средств на решение острых социальных проблем.

Крупной мерой, направленной на модернизацию Индии, были аграрные реформы. С давних лет для индийского общества стал привычным особый тип помещика (заминдара), являвшегося и владельцем земли, и посредником в сборе налогов между государством и крестьянами. Реформа лишила заминдаров права сбора налогов, и за выкуп у них отчуждалась часть земли. Арендаторы, согласно реформе арендной системы, получали право выкупа обрабатываемых ими участков. Однако помещики сгоняли их со своих земель; кроме того, большинство арендаторов не могли приобрести землю из-за большого размера выкупа. Проблема крестьянского безземелья не была решена.

Существенным элементом внешней политики ИНК стали неприсоединение к военным блокам и стремление к консолидации молодых независимых гос-тв. Курс Неру включал установление и развитие дружественных отношений с Советским Союзом. Благоприятным условием в этом плане был отказ СССР от сталинских догм в отношении роли национальной буржуазии, оценок гандизма как разновидности сектантства. В дальнейшем огромное значение для Индии имела помощь СССР в экономической и научно-технической, политической и культурной сферах.

В колониальный период соц. противоречия были отодвинуты на второй план: подавляющее большинство индийцев объединяла идея национального освобождения. Завоевание независимости обнажило расхождение интересов, борьбу различных социально-политических сил. В оппозиции к Национальному конгрессу были как различные проиндусские партии, так и коммунистическая, социалистическая, народная крестьянско-рабочая партии и ряд других радикальных движений и группировок. Критике подверглась позиция ИНК в соц. вопросах. В условиях безработицы, тяжелого продовольственного положения естественное недовольство охватило многие группы индийского общества, в первую очередь рабочих, ремесленников, мелких служащих.

Сопротивление помещиков проведению в жизнь земельных реформ усилило крестьянское движение. Крестьяне отбирали излишки земли у помещиков, что вызывало недовольство зажиточной части сельс.населения.

В ИНК существовали различные группировки. В этом многообразии коренились и сила (общенациональный авторитет) ИНК, и его внутренняя слабость. Удерживать единство помогали традиции общей борьбы за независимость, понимание общих интересов, а также личность Джавахарлала Неру. Качества выдающегося политического лидера, популярность его в народе, влияние в имущих слоях и международное признание давали ему возможность осуществлять интегрирующую функцию и в Конгрессе, и в стране. Смерть Неру в 1964 г. привела к активизации различных (особенно правых) групп в ИНК.

Выборы 1967 г. показали, что ИНК, сохранив положение самой влиятельной партии, все же потерял часть мест в парламенте и Законод.собраниях штатов. Больше мандатов и мест в парламенте получили правые партии и коммунисты, обострилась внутрипартийная борьба в местных организациях ИНК. Стремясь восстановить популярность Конгресса, Индира Ганди (дочь Дж. Неру), возглавившая в 1966 г. прав-во, и ее сторонники в Конгрессе и вне его выступили за проведение новых реформ, направленных на поощрение мелкого произ-ва, расширение сферы дея-ти госсектора.

И. Ганди провела законы о национализации 14 крупных банков, а затем и оптовой торговли. В ходе осуществления этих мер были созданы филиалы банков по всей стране, что привело к увеличению банковских депозитов, накоплению средств и росту ассигнований на развитие госсектора. Правительством также была ограничена деятельность монополий, снижен налог на небольшие участки земли, уменьшен земельный максимум. Эти мероприятия укрепили популярность ИНК, что проявилось в его победе на досрочных выборах в 1971 г. После выборов прогрессивные реформы были продолжены, однако рост государственного аппарата, связанный с реализацией этих планов, вел к усилению влияния бюрократии и снижению эффективности госсектора. Кроме того, повторявшаяся засуха в период с 1972 по 1975 г., война с Пакистаном (1971 г.), приведшая к образованию Бангладеш и к наплыву миллионов беженцев в Индию, а затем нефтяной кризис 1973-1974 гг. оказали крайне негативное влияние на экономическую и политическую жизнь страны.

К сер.1970-х гг. полит.борьба в стране обострилась. Оппозиционные силы спровоцировали беспорядки, заставившие правительство ввести чрезвычайное положение. В этих условиях ряд полит. партий (преимущественно консервативного толка) сумели создать блок, названный "Джаната парти", который добился на парламентских выборах 1977 г. победы. Национальный конгресс впервые за годы независимости потерпел поражение.

Однако вскоре после выборов обнаружился ненадежный характер объединения оппозиционных сил и их избирательного успеха. Уже при форм-ии правительства возникли разногласия и борьба честолюбий. Остались невыполненными обещания широким массам, возросли цены на продовольствие, промышленные товары, увеличились налоги и инфляция. Все это позволило Индире Ганди и ее сторонникам в ИНК(И) одержать победу на выборах 1980 г.

Победив на выборах 1980 г. и образовав правительство во главе с Индирой Ганди, ИНК(И) должен был решать чрезвычайно сложные проблемы. К ним относились укрепление экономической независимости страны, смягчение социальных конфликтов, этнорелигиозной розни, противоречий между центральной властью и штатами.

Приход ИНК(И) к власти произошел в условиях новых трудностей, связанных с засухой 1979 г. и резким повышением цен на нефть на мировом рынке, что привело к росту расходов на импорт энергетических ресурсов. Для выхода из создавшегося положения правительство Индии вступило в переговоры с МВФ с целью получения крупного кредита, который был предоставлен в размере 5 млрд долл. при условии проведения следующей программы: либерализация импорта, ослабление контроля над ценами, дерегулирование промышленного производства в отдельных отраслях, сокращение расходов в государственном секторе экономики, снижение налогов и т. д. В ноябре 1981 г. эта программа стала реализовываться, но еще до истечения срока, в мае 1984 г. ее выполнение было приостановлено, так как она не дала ожидаемого результата, а только привела к увеличению внешних долгов. К тому времени страна использовала лишь 3,9 млрд долл.

На фоне экономических проблем в первой половине 1980-х гг. увеличились террористические вылазки и беспорядки в Пенджабе и некоторых других штатах. Экстремистские сикхские организации (более половины жителей Пенджаба - сикхи - последователи религиозного учения, возникшего на рубеже XV-XVI вв.) выдвинули лозунги отделения Пенджаба от Индии и создания священного сикхского государства Халистан ("Страна чистых"). В июне 1984 г. правительственным войскам пришлось силой оружия выбивать сикхских террористов из их святыни - Золотого храма в г. Аритсаре, который они несколько ранее превратили в крепость и откуда совершали боевые вылазки. Штурм Золотого храма вызвал возмущение сикхов, воспринявших эти действия как осквернение своей святыни. Всю ответственность за это они возложили на И. Ганди, и 31 октября 1984 г. она была убита. Убийство И. Ганди вызвало вспышку погромов против сикхов в других штатах (40% сикхов проживают за пределами Пенджаба) и ответные террористические действия сикхов в Дели и Пенджабе.

Раджив Ганди, ставший премьер-министром после гибели своей матери, сумел добиться пресечения погромов и взял курс на политическое решение пенджабского кризиса. Однако акты террора продолжались. Число жертв исчислялось в 1987 г. сотнями, а в 1988 г. - тысячами.

В 1990 г. резко обострилась обстановка в другом северном штате - Кашмире. Сепаратистские группировки (в частности, "Фронт освобождения") добивались создания независимого государства, что осложнялось претензиями на этот штат со стороны Пакистана. Основным средством борьбы стал террор: от рук сепаратистов гибли не только сотни индусов, но и выступавшие против насилия мусульмане; участились случаи похищения заложников, взрывы школ, больниц. В столицу штата Сринагар были введены регулярные войска.

Активно действовали сепаратисты в 1980-е гг. и в других районах - Мизораме, Ассаме, Трицуре, Нагаленде. Происходили столкновения между индусами и мусульманами в Бомбее, Дели и других местах. Прав-во стремилось к разрешению конфликтов мирным путем, что далеко не всегда удавалось. Вместе с тем нельзя игнорировать тот факт, что действия сепаратистов в Пенджабе, Кашмире и других местах опирались и опираются на сочувствие значительной части населения, что составляет главную трудность преодоления этих тенденций.

В экономической области правительство Раджива Ганди вернулось к курсу либерализации экономики и интегрирования ее в мировое хозяйство. Были смягчены ограничения на импорт, ослаблен государственный контроль над производством и распределением продуктов, началось поощрение независимости предприятий государственного сектора. Это привело к росту промышленного и сельскохозяйственного производства, ежегодный рост ВВП составил 5,8%. Но подобные темпы экономического развития не смогли обеспечить заметного подъема благосостояния всего населения. В начале1990-х гг. появились негативные тенденции в экономике, приведшие к росту внешнего долга Индии с 23 млрд в 1980/1981 г. (12% ВВП) до 82 млрд долл. в 1990/1991 г. (24% ВВП). Все это усугубилось очередным нефтяным кризисом, последовавшим за войной в Персидском заливе, в начале 1991 г. В Индии разразился острый финансовый кризис, начался рост инфляции (16% в год). К тому же конец 1980 - начало 1990-х гг. были отмечены политической нестабильностью.

В 1991 г. тамильскими (народность Юж. Индии) террористами во время избират.кампании был убит Р. Ганди.

Новым премьер-министром стал В. Нарасимха Рао. Экономический курс нового правительства предполагал развитие по среднему пути: между командной и рыночной экономикой, с сохранением заботы государства об основании индийской социальной пирамиды, которую составляют огромные массы бедняков (так называемая экономика направляемая или ведомая рынком). Индийское руководство сохранило государственное планирование в сферах, связанных с удовлетворением нужд сотен миллионов людей, живущих на грани или за гранью бедности (социальная сфера, развитие отсталых и отдаленных районов, инфраструктура). Одновременно были предприняты меры по денационализации части гос.собственности, акционированию ряда предприятий госсектора в целях повышения эффективности и увеличения финансовых поступлений в бюджет. Индийский рынок был открыт для более свободного импорта, сокращались огромный бюрократический аппарат и государственное вмешательство в экономику. Все это определило эк-ую стратегию восьмого пятилетнего плана (1992-1997 гг.), к-ый предусматривал ежегодный рост экономики на 5,6%, промышленности - на 7,5%, экспорта - на 13%. План был в целом выполнен, экономика набирала темпы, но их оказалось недостаточно для решения социальных проблем: безработица сохранялась, а устойчивая основа для сокращения бедности так и не была создана. Нерешенность главных проблем привела к тому, что партия ИНК потерпела поражение на очередных парламентских выборах в мае 1996 г.

Однако общество не отказалось от поддержки реформ. Несмотря на смену с 1996 по 1998 г. трех коалиционных правительств, все они продолжили курс преобразований. Правда, первые два правительства Объединенного фронта (ОФ) отказались от довольно жесткой либерализации эк-ки, усилив соц.направленность реформ. Экономический рост стал измеряться категориями растущего числа рабочих мест и ликвидацией безработицы. Старый лозунг "свадеши" начал означать разумный уровень качества жизни для всех граждан.

В свою очередь пришедшее к власти в марте 1998 г. прав-во новой коалиции во главе с премьер-министром А.Б. Ваджпаи (лидер и один из основат. Индийской народной партии (БДП)) сделало акцент на преимущественное использование внутренних ресурсов и возможностей при реформировании экономики. Оно заявило о необходимости защиты индийского предпринимательства (особенно мелкого производства и с/х) от иностранной конкуренции.

Правительство БДП выступает также за освобождение экономики от государственного контроля, предусматривает направление иностранных инвестиций в ключевые отрасли хозяйства, особенно в инфраструктуру и энергетику, а не в легкую и пищевую промышленность. Исключительно важную проблему роста населения Индии, которое еще до 2000 г. перешагнуло отметку в 1 млрд человек, намечено решить путем агитационных кампаний по сокращению рождаемости и ряда ограничительных мер, при рекомендуемой норме в два ребенка на семью.

Наши рекомендации