Социально-экономическая и политическое развитие политика КПК в 1949 – 1952 гг.

Аграрная реформа: на основе закона о земле 1950г.

Ликвидация помещичьего землевладения.

Передача земли в уравнительное пользование крестьянским хозяйствам.

Принцип раздела по едокам.

Национализация земель, которые не использовались для с/х обработки, крупное хозяйство технических культур (чая, бамбука).

Созданные комитеты бедноты, осуществляли перераспределение земель.

Бригады добровольцев из городов.

К весне 1953г. реформа завершилась. Решила социально-политические задачи: ликвидированы крупные землевладельцы.

Реформа не решила экон.проблем:

- увеличение с/х производства,

- обеспечение минимального уровня благосостояния.

Недостаток с/х техники, рабочего скота.

С 1953г. начинает осуществляться кооперация с/х . Равенство женщин. Закон о ликвидации неграмотности. Система соц.страхования. Расширены профсоюзы.

Генеральная линия КПК -1952-53гг. Осуществление социалистической индустриализации и постепенные соц.преобразования в с/х, гос.секторе, кустарных отраслях. Задачи:

- ликвидация частного сектора;

- массовая чистка гос.аппарата;

- превращение гос.сектора экономики в доминирующий.

Три злоупотребления связанные с чисткой гос.аппарта:

1). коррупция, 2). расточительство, 3). Бюрократизм.

Более 3млн.гос.чиновников были обвинены в этих злоупотреблениях.

Пять злоупотреблений:

1). взяточничество, 2). уклонение от уплаты налогов,

3). хищение гос.собственности, 4). невыполнение гос.заказов,

5). хищение секретной экон.информации.

¾ часть предпринимателей были обвинены, лишились права собственности.

Установление гос.контроля над экономикой. Ликвидирована экон. база оппозиции. Резкое сокращение производства пром.продукции, ухудшение экон.ситуации.

К началу 1953г. экон.проблема: спад производства, ухудшение экон.ситуации. В 1953г. началась реализация первого 5-летнего плана,

задача – создать основы для социалистической индустриализации страны.

Ликвидация оппозиции. 1953-54гг. в Китае система выборов. Всекитайское собрание народных представителей стало высшим органом гос.власти в стране.

Сентябрь 1954г. – Конституция КНР:

- запретила роль КПК как единственную правящую партию;

- введена должность председателя КНР (Мао Цзэдун), зам. Чжу Дэ ( и министр обороны), премьер гос.совета Чжоу Эньлай.

- предполагалось удвоение производства пром.продукции, преимущественное развитие тяжёлой промышленности, кооперирование с/х.

СССР предоставил Китаю кредиты около 2 млрд.руб, финансировал строительство пром.предприятий, в Китай направлены советские специалисты.

Результаты: - национализация частной промышленности;

- огосударствование китайской промышленности.

Сентябрь 1956г., VIII съезд КПК: - заявлено об успешном 5-летнем плане, - программа увеличение пром.производства ещё в 2 раза,

- борьба в руководстве КПК,

- постановление осуждающее волюнтаризм, бюрократизм, произвол.

- завершение формирования социалистического экономического строя,

- решение проблем обеспечения уровня развития.

- начался пром.подъём.

1 октября 1949 г. в Пекине официально было провозглашено создание Китайской Народной Республики (КНР). Этому событию предшествовали II Пленум ЦК КПК (март 1949 г.).

На пленуме в программной речи Мао Цзэдуна были сформулированы задачи развития Китая после окончания гражд.войны. По его мнению, непосредственный переход к социализму в Китае было делом отдаленного будущего, а первоочередной задачей являлась новая демократия как своеобразный этап на этом пути. Глав.задача партии- превращение Китая в сильную, промышленно развитую державу с решающей ролью рабочего класса в обществе.

Чан Кайши со своими сторонниками при поддержке США эмигрировал на Тайвань, где формально было сохранено прежнее гос.образование - Китайская Республика, развивавшееся по капиталистическому пути и претендовавшее на место единственного законного представителя китайского народа на международной арене.

После провозглашения КНР был принят закон об организации Центрального народного правительства во главе с его председателем Мао Цзэдуном, чье восхождение к верхам партийно-политической власти началось еще в 1935 г., когда он был введен в состав ЦК КПК. Он также стал председателем Народно-революционного совета. Премьером Государственного административного совета (высший исполнительный орган) был назначен видный партийный деятель Чжоу Эньлай. Главнокомандующим Народно-освободительной армией остался крупный военачальник антияпонского сопротивления и гражданской войны Чжу Дэ. Характер государственной власти определился в КНР как демократическая диктатура народа, руководимая рабочим классом, основанная на союзе рабочих и крестьян. К участию в центральных и местных органах власти были привлечены наряду с коммунистами беспартийные и члены буржуазно-демократических партий. Но руководство страной безраздельно осуществляла компартия, авторитет которой за годы освободительной борьбы чрезвычайно вырос.

В условиях, когда империалистические страны стремились организовать полит. блокаду Китая, особое значение имел Договор от 14 февраля 1950 г. о дружбе, союзе и взаимопомощи между СССР и КНР и ряд доп. соглашений. Они предусматривали среди прочих льгот вывод совет.войск из Порт-Артура и передачу сооружений в этом районе Китаю, предоставление на льготных условиях (1% годовых) долгосрочного кредита в размере 300 млн долл., поставки из СССР оборудования и материалов для восстановления и развития кит. эк-ки.

Помощь СССР сыграла огромную роль в проведении необходимых реформ, но в то же время способствовала внедрению в структуру Китая сталинской модели со всеми ее противоречиями и пороками. Одним из наиболее важных социальных преобразований в первые годы после победы революции были новый закон о земле и аграрная реформа, провозглашенные в июне 1950 г. Подлежали разделу по едокам между безземельными и малоземельными крестьянами земля, скот, инвентарь, дома и другое имущество помещиков, храмовые, монастырские, родовые земли и излишки земли и имущества состоятельных крестьян (кулаков), которые не вели своего хозяйства, а сдавали землю в кабальную аренду крестьянам. Если же зажиточный крестьянин обрабатывал землю сам или с помощью нескольких батраков, то она не изымалась. Пустоши, водоемы, леса, крупные плантации чая, бамбука, тунга, шелковицы, а также недра национализировались. В результате к весне 1953 г. помещичье землевладение было ликвидировано и серьезно ослаблены экономические позиции богатой верхушки крестьянства. Однако аграрная реформа, повысив уровень беднейших крестьян, не могла обеспечить их устойчивое благосостояние, решить проблемы, связанные с нехваткой рабочих рук в одних хозяйствах, инвентаря или скота - в других.

В то же время осуществлялись и другие преобразования: было провозглашено равенство женщин и мужчин, принимались меры к демократизации школ и высших учебных заведений, ликвидация неграмотности трудящихся.

Первостепенное значение придавалось восстановлению и перестройке экономики. Народное хозяйство Китая было крайне отсталым, тяжелая промышленность располагала небольшим количеством плохо оснащенных предприятий, многие важные отрасли промышленности вообще отсутствовали.

Не менее важной была задача пресечения спекуляции и стабилизации цен. Это было достигнуто путем установления гос. контроля над финансами, концентрацией в руках государства основных запасов текстиля и других важнейших товаров.

К концу 1952 г. в промышленном производстве удалось превзойти максимальный уровень прошлых лет. Возродился транспорт, были построены новые железнодорожные линии. Производство зерновых также превысило прошлый наивысший уровень (1936 г.). Восстановление хозяйства Китая происходило в условиях многоукладной экономики. Здесь существовали мелкотоварный уклад (хозяйства крестьян-собственников и ремесленников), частнокапиталистический (предприятия национальной буржуазии, которые не были национализированы), государственный сектор (предприятия тяжелой промышленности, транспорт, финансовые и внешнеторговые предприятия, ранее принадлежавшие гоминьдановскому государству). Все привилегии иностранного капитала были отменены, и уже в первые годы существования КНР он утратил свои позиции в экономике страны.

Одновременно с восстановлением народного хозяйства усиливался удельный вес государственного сектора (за 1949-1952 гг. он вырос с 26% до 41% промышленного производства). Развернулась массовая кампания, направленная на коренной подрыв экономических позиций национальной буржуазии в городе и форсированное кооперирование крестьян в деревне. К 1956 г. свыше 96% крестьянских хозяйств были объединены в кооперативы, причем 88% - в кооперативы высшего типа, в которых земля и другие средства производства были огосударствлены.

В том же 1956 г. началась сплошная поотраслевая национализация частных предприятий за выкуп. К концу года доля частного капитала составляла всего 3%. Кроме того, была предпринята попытка значительно ускорить развитие тяжелой промышленности, что привело к большим диспропорциям в экономике, росту удельного веса незавершенного строительства и другим негативным явлениям.

Важным событием в политической жизни КНР стала сессия VIII съезда КПК (сентябрь 1956 г.). Вся его текущая работа координировалась генеральным секретарем ЦК КПК Дэн Сяопином. Большое влияние на делегатов оказал XX съезд КПСС, осудивший культ личности И.В. Сталина. Китайские коммунисты поддержали это решение, однако повторять полностью действия советских коммунистов не стали. Своеобразным компромиссом стало изъятие из устава КПК упоминания об идеях Мао Цзэдуна. Однако сам он сохранил пост председателя партии. При этом была предоставлена широкая трибуна оппозиции.

Ситуация полностью изменилась к лету следующего года. Мао Цзэдун заявил, что право на плюрализм было предоставлено с одной целью - выявить и выкорчевать "сорную траву". К концу 1957 г. лишь по официальным данным, около 10 тыс. правых элементов было репрессировано.

Наши рекомендации