Х – начале 1990-х годов. История современной России»
Основные понятия темы: «перестройка» (с признаками), программа «социально-экономического ускорения», программа «500 дней», гласность, ГКЧП, Федеральное Собрание, приватизация, «шоковая терапия» (включая основные направления), СНГ.
Вопросы для подготовки к семинару
1. Раскройте причины введения и мероприятия политики «социально-экономического ускорения». Почему она не привела к положительному результату?
2. Почему экономические преобразования 1987-1988 гг. сопровождались крупными политическими реформами? В чем причины отмены ст.6 Конституции 1977 года?
3. Раскройте причины политической целесообразности введения поста Президента СССР в 1990 году.
4. Почему с конца 1980-х гг. на территории СССР (а потом – на постсоветском пространстве) обостряются межнациональные конфликты? Приведите примеры таких конфликтов. Какие последствия имели данные конфликтные столкновения?
5. Почему именно в августе 1991 г. была предпринята попытка государственного переворота? Какие последствия имел «путч»?
6. В чем причины краха СССР в период перестройки? Почему М.С. Горбачев досрочно сложил с себя полномочия Президента СССР?
7. Почему прошедшая в 1990-е гг. приватизация не привела к созданию многочисленного «среднего класса» собственников? Почему в Российской Федерации сразу же произошло значительное имущественное расслоение?
8. В чем причины дефолта в августе 1998 года? Какие это имело последствия?
9. Почему в 1993 г. Б.Н. Ельцин разогнал Верховный Совет РСФСР? Какие это имело последствия?
10. Почему развал СССР привел к «параду суверенитетов» даже на территории РСФСР? В чем причины «чеченских» кампаний в 1994-2000-х годах?
11. Назовите премьер-министров Российской Федерации в 1990-2000-е годы. Почему в 1990-е годы наблюдалась частая смена правительства, а в 2000-е годы каждое правительство работало почти весь положенный срок?
12. С какой целью в начале 2000-х гг. проводятся следующие мероприятия: создаются федеральные округа, отменяются выборы губернаторов, исключается из бюллетеней для голосования графа «против всех», увеличивается процентный барьер для попадания в Государственную Думу?
13. Проследите дальнейшую судьбу мероприятий, указанных в вопросе №12. Почему в начале 2010-х годов возникла необходимость «модернизации» политической системы?
14. Подведите общие итоги внешней политики России в 1992-2012 годы. Можно ли считать равнозначным статус СССР и современной России на международной арене? Свой ответ аргументируйте.
Общий вывод по изучаемому учебному курсу:
1. Сформулируйте и раскройте особенности исторического развития России.
2. Чем обусловлены отличия в историческом развитии российского и западноевропейского общества?
3. Какая концепция исторического развития, на Ваш взгляд, наилучшим образом объясняет историческое развитие России (теория ОЭФ, концепция «азиатского способа производства», цивилизационный подход, теория стадий (теория информационного общества), синергетический подход и т.д.)? Свой ответ аргументируйте.
Рекомендуемая литература для самостоятельного изучения к теме 14.
1. Левчик Д. А. Забастовочное движение шахтеров 1988-1991 гг. // Социологические исследования. 2003. №10. С. 111-120.
2. Пихоя Р.Г. Конституционно - политический кризис в России 1993 года: хроника событий и комментарии историка // Отечественная история. 2002. № 4,5.
3. Руткевич М. Н. Возрастание социальной напряженности к концу советского периода // Социологические исследования. 2004. № 7.
4. Согрин В.В. 1985-1995: реалии и утопии новой России // Отечественная история. 1995. № 2.
5. Согрин В. В. 1985-2005: три превращения современной России // Отечественная история. 2005. № 3. С. 3-25.
6. Солник С. «Торг» между Москвой и субъектами федерации о структуре нового российского государства, 1990 - 1995 // Политические исследования. 1995. № 6.
Перечень открытых вопросов для подготовки
к дифференцированному зачету / экзамену по дисциплине «История»
1. Раскройте сущность исторического сознания и причины его искажения (с поясняющими примерами).
2. Объясните механизм влияния факторов исторического процесса на специфику исторического развития России (на выбор: природно-климатический; географический).
3. Какая концепция исторического развития, на Ваш взгляд, наилучшим образом объясняет историческое развитие России (теория ОЭФ, концепция «азиатского способа производства», цивилизационный подход, теория стадий (теория информационного общества), синергетический подход и т.д.)? Свой ответ аргументируйте: раскройте сущность данной концепции и основные этапы (с поворотными датами) российской истории в соответствии с выбранной методологией, объясните отличительные черты исторического развития России по данной теории. В чем преимущества использования именно данной концепции к анализу отечественной истории?
4. Раскройте сущность, основные этапы российской модернизации, объясните специфику исторического развития России по этой теории (раскройте особенности процесса модернизации).
5. Аргументировано объясните сходство и различия в древневосточном и античном типах общества. Раскройте взаимосвязь и взаимозависимость признаков данных типов обществ.
6. Раскройте механизм и этапы становления Древнерусского государства.
7. Можно ли считать Древнюю Русь раннефеодальным государством? Свой ответ обязательно аргументируйте на примерах.
8. Объясните предпосылки появления эпохи политической раздробленности на Руси XII – XIV вв. Раскройте содержание и значение данного исторического периода.
9. Назовите основные события столкновения западной и восточной цивилизаций за Русь в XIII веке. Объясните, почему Александр Невский выбрал сотрудничество с ханами Золотой Орды и военную борьбу против агрессоров с Запада. Назовите стратегические последствия зависимости Руси от Золотой Орды.
10. Раскройте факторы возвышения Москвы при образовании Русского централизованного государства.
11. Охарактеризуйте этапы в процессе образования Русского централизованного государства. Раскройте политические и социальные признаки процесса централизации.
12. Объясните причины перехода Ивана IV к политике опричнины, раскройте ее содержание и значение.
13. Охарактеризуйте причины, основные признаки и события «Смутного времени» на Руси. Каковы итоги Смуты?
14. Назовите основные разновидности народных движений России XVII-XVIII вв. Где и когда они происходили? Раскройте причины народных выступлений XVII- XVIII вв.
15. В чем проявился упадок сословно-представительной монархии и формирование абсолютистской монархии во второй половине XVII века? Приведите аргументы.
16. Раскройте противоречия преобразовательной деятельности Петра I с позиций теории модернизации.
17. Раскройте причины и социально-политическое содержание эпохи дворцовых переворотов в России. В чем заключались основные итоги этой эпохи?
18. Объясните причины появления и содержание политики просвещенного абсолютизма. Почему проводимая Екатериной II политика «просвещенного абсолютизма» не имела таких успешных результатов, как в странах Западной Европы?
19. Раскройте причины реформаторской деятельности в первой четверти XIX века. Охарактеризуйте основные направления либеральных реформ. В чем причины неудачи реформаторской политики Александра I?
20. Объясните, как Отечественная война 1812 г. повлияла на внутреннее развитие и международное положение России.
21. Раскройте причины появления движения декабристов, его характер. В чем заключались разногласия в их программных документах? Назовите основные последствия движения декабристов.
22. Охарактеризуйте основные признаки разложения феодально-крепостнической системы. Объясните, в чем состояла историческая необходимость отмены крепостного права в середине XIX века.
23. Раскройте основные противоречия «Великих реформ» 1860-1870-х годов. В чем проявлялось незавершенность и непоследовательность реформ Александра II? Какие последствия это имело?
24. Раскройте причины появления, эволюцию тактики, основные постулаты идеологии движения народников. В чем причины широкого распространения экстремистского (террористического) направления в революционном движении на рубеже XIX – XX веков?
25. Раскройте причины широкого распространения идей марксизма в рабочем движении России в конце XIX века.
26. Назовите особенности процесса модернизации России на рубеже XIX – XX вв. В чем состояли противоречия социально-экономического и политического развития страны на этом этапе?
27. Объясните причины и характер, охарактеризуйте основные этапы и историческое значение Первой российской революции.
28. Раскройте этапы формирования, характер и содержание «Третьеиюньской» политической системы. Объясните особенности российской многопартийной системы начала XX века.
29. Раскройте логику революционного процесса от февраля к октябрю 1917 года. Какие альтернативы исторического развития существовали в данный период? В чем причины победы большевиков в октябре 1917 г.?
30. Объясните причины победы «красных» над «белыми» в гражданской войне.
31. Раскройте причины появления и содержание политики «военного коммунизма». В чем состояли причины смены социально-экономического курса большевиков в начале 1920-х гг.?
32. Раскройте основные противоречия и причины свертывания НЭП в конце 1920-х гг.
33. Раскройте причины, этапы, основных участников политической борьбы за власть в СССР в 1920-е годы. В чем причины победы сталинской группы в советском руководстве? Какие это имело последствия?
34. Можно ли считать советскую политическую систему в 1930-е – начале 1950-х гг. тоталитарной? Свой ответ аргументируйте.
35. Объясните основные причины и последствия массовых репрессий 1930-х – начала 1950-х гг. Раскройте предпосылки сворачивания репрессивной политики в последующий период советской истории.
36. Раскройте причины победы СССР в Великой Отечественной войне. Объясните влияние II Мировой войны на ситуацию в СССР и международное положение.
37. Раскройте причины появления, основные мероприятия по «десталинизации» советского общества в эпоху Н.С. Хрущева. В чем причины и проявления непоследовательности процессов «десталинизации»?
38. Раскройте сущность процессов политической стабилизации середины 1960-х - середины 1980-х гг. и ее проявлений. Назовите последствия данного процесса.
39. Аргументировано раскройте причины краха СССР в период перестройки.
40. Охарактеризуйте процесс становления новой политической системы и государственности в постсоветской России. Выделите ключевые признаки и объясните содержание основных социально-экономических процессов.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ,