Противоречия развития страны в 20-30-е гг. хх в.
План
1. «Военный коммунизм». Экономический и политический кризис начала 20-х гг. ХХ в.
2. Новая экономическая политика: сущность, мероприятия, противоречия, итоги.
3. Модернизация страны в 1930-е годы: индустриализация и коллективизация.
4. Формирование режима личной власти И.В. Сталина.
Основная литература
История России в мировой цивилизации: документы и материалы (1917-1920 гг.): учеб. пособие / Сост. М.Т. Когут, С.А. Мордвинцева, В.Д. Полканов, Н.И. Хроменкова; под ред. М.Т. Когут. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 1999. – С. 146-175.
Советская Россия, СССР в 1921-1956 гг. / Сост. С.А. Величко, М.Т. Когут – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 5-27.
Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / Авт-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: Проспект, 2009. – С. 448-469.
История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева,
Т.А. Сивохина – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 344-370.
Дополнительная литература
Емельянов, Ю.В. Сталин: на вершине власти. – М.: Вече, 2002. – С. 9-24.
История России: учеб. для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 319-344.
История России XX – начала XXI века /Под ред. Л.В. Милова – М.: Эксмо, 2006 – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/hist/hist008.htm, свободный.
Некрасова, М.Б. Отечественная история: учеб. пособие / М.Б. Некрасова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, ИД Юрайт, 2010. – С. 285-300.
Россия нэповская / Под ред. А.Н. Яковлева. – М.: Новый хронограф, 2002. – 446 с.
Самосудов, В.М. Борьба в партии против установления сталинского единовластия. – Омск: Омский пединститут, 1990. – 43 с.
Темы рефератов
1. Основные черты политики «военного коммунизма».
2. Крестьянское хозяйство в условиях «военного коммунизма».
3. Восстание в Кронштадте.
4. Образование СССР.
5. Конституция 1924 г.
6. Противоречия новой экономической политики. Кризисы НЭПа.
7. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и пути его преодоления.
8. Политическое и социальное развитие СССР в 20–30-е гг.
9. Великие стройки первых пятилеток в СССР.
10. Внутрипартийная борьба в 1920-е годы.
11. Политическая система 1930-х годов.
12. Культурная жизнь страны в 20-30-е годы.
Политические репрессии 30-х гг. ХХ в.
14. И.В. Сталин – исторический портрет.
15. Российская эмиграция.
Методические указания
Цель семинара – рассмотреть особенности социально-экономического и политического развития страны в 20-30-е гг. ХХ в.
Первый вопрос. Проанализируйте экономическую политику большевиков на начальном этапе (до лета 1918 г.). Каково было отношение новой власти к частным промышленным предприятиям? Что такое рабочий контроль?
Когда и в связи с чем была введена продовольственная диктатура?
С середины 1918 г. по весну 1921 г., определяющим в области внутренней политики Советской России был комплекс мер, вошедших в историю под названием «военного коммунизма». Основными его проявлениями стало формирование предельно-централизованной экономической модели: ускоренное обобществление промышленности; ограничение и свертывание государством рыночных, товарно-денежных отношений; неэквивалентный продуктообмен между городом и деревней с применением насильственных способов изъятия продукции крестьянского хозяйства.
Политика «военного коммунизма» вместе с разрушительным воздействием событий гражданской войны привела страну к серьезному кризису.
Антиправительственные выступления 1920-1921 гг.
В чем проявился кризис политики военного коммунизма? При подготовке ответа на вопрос проследите особенности кризиса в экономической (уровень жизни населения, выпуск промышленной продукции, положение в деревне и пр.), политической сферах (отношения между властями и населением, волнения, забастовки), а также внутри правящей партии.
Второй вопрос. При подготовке вопроса следует выделить основные причины перехода к новой экономической политике и рассмотреть основные мероприятия НЭПа.
Каковы были первые шаги новой экономической политики. Что такое продналог? Что отличало его от продразверстки?
Перестройка управления промышленностью. Деятельность ВСНХ, его место и роль. Допущение частной торговой деятельности и мелкого предпринимательства в промышленности. Финансово-денежная система страны в 20-е годы и денежная реформа 1922-1924 гг. Отношение к НЭПу в различных слоях общества.
Новая экономическая политика развивалась с многочисленными трудностями и проблемами. Покажите экономические противоречия НЭПа. Проанализируйте причины кризисов 1923, 1924, 1927-1928 гг.
Охарактеризуйте опыт и уроки новой экономической политики. Оцените эффективность экономики в 1921-1928 гг. Каким было социально-экономическое положение страны накануне «великого перелома»?
Третий вопрос. Конец 1920 – начало 1930-х гг. вошли в историю страны как время «великих социалистических преобразований», к которым относили коллективизацию и начало индустриализации. Оба эти грандиозные по замыслу политико-экономические мероприятия имели огромное значение для развития страны. Они положили начало слому НЭПа, уничтожению многоукладности экономики, введению административно-командных методов управления, а также утверждению режима сталинской диктатуры.
Подумайте, в чем выражалась объективная необходимость рывка в экономике СССР в конце 1920 – 1930-х гг.? Первые пятилетки и их значение.
Какую роль в переходе к коллективизации сыграл хлебозаготовительный кризис 1927-28 гг.? Когда принимается решение о начале сплошной коллективизации?
Год «великого перелома» и курс на сплошную коллективизацию. Установление колхозного строя. Голод 1932-1933 гг., его причины и масштабы.
Одной из самых трагических страниц в истории коллективизации было «раскулачивание». Как вы оцениваете мероприятия, проводимые в этом направлении. Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием?
Индустриализация – это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях экономики и в первую очередь в промышленности.
В чем была историческая необходимость индустриализации страны? Подумайте, с чем был вызван форсированный рывок в осуществлении индустриализации на рубеже 20-30-х годов?
Рассмотрите развитие и становление промышленного потенциала страны. Проследите изменение численности, состава и социального облика рабочего класса в годы пятилеток. Стахановское движение и его роль.
Четвертый вопрос. В политической сфере на рубеже 1920-1930-х гг. в СССР сформировался культ личности Сталина.
Культ личности – это определенный тип власти, основанный на единовластии одного человека.
Выделите факторы, способствующие формированию культа личности (политическая культура масс, личность Сталина, роль партии и партаппарата и др.).
Сущность сталинизма и его проявление в политике, экономике, социальной сфере и культуре
Рассмотрите основные черты складывающейся советской политической системы.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные черты политики «военного коммунизма»?
2. Какие основные стимулы в развитии экономики были обусловлены проведением в жизнь НЭПа?
3. В чем заключались причины свертывания НЭПа?
4. Каковы плюсы и минусы форсированной индустриализации?
5. Существовала ли взаимосвязь между форсированной индустриализациейи сплошной коллективизацией?
6. Была ли достигнута поставленная индустриализацией и коллективизацией цель?
7. В чем вы видите объективные и субъективные причины утверждения в СССР тоталитарного режима
Семинар 9