Причины инициации государственных управленческих решений
На содержание управленческого решения влияет множество объективных и субъективных факторов, причем как внутреннего, так и внешнего характера.
Объективную сторону представляют факторы внешней среды на макро- и микро- уровнях: интересы и потребности общества, государства, различных социальных групп и категорий граждан; экономические, политические, социальные, технологические, демографические, информационные, временные условия; качество сложившегося правового поля управления; факторы внутренней среды - наличие объективных возможностей для принятия и реализации научно обоснованных решений: компьютерной техники, программного обеспечения, соответствующих информационных технологий, интеллектуального кадрового потенциала и т.д.
Субъективными факторами являются факторы, связанные с самим субъектом, принимающим решение, - его цели, задачи и потребности; профессионализм, авторитет, способность к принципиальному анализу и объективному восприятию реальной действительности, нравственность мотивации и волевые качества руководителей и специалистов.
Многое зависит и от того, решается ли новая задача, как принимается решение - единолично или в коллегиальном порядке, кто и по каким причинам его инициирует, какие имеются в его распоряжении ресурсы, в каких пределах должна соблюдаться конфиденциальность.
Ведущие причины инициации управленческого решения тоже разнообразны:
1. Экстремальная (чрезвычайная) ситуация - стихийное бедствие (землетрясение, наводнение, пожары, извержение вулкана, резкое изменение температурного режима и т.д.); различные технические и технологические катастрофы, которых в нашу техногенную эпоху становится все более опасными и даже глобальными; обширные общественные конфликты - массовые или групповые беспорядки, вооруженные нападения, терроризм, эпидемии, разблокирование опасных производств и др. Особенность таких ситуаций состоит в их непредсказуемости. Возникают они, как правило, внезапно, сопровождаются огромными материальными и моральными потерями, нередко человеческими жертвами. Экстремальность - это повод для быстрого осмысления ситуации, принятия нужных управленческих решений без каких-либо проволочек и главное - самых решительных действий;
2. Конфликтная социальная ситуация. Ее основные признаки - забастовки, акции протеста, голодовки, массовые демонстрации, пикеты, групповые обращения граждан к президенту и депутатам, в общественные палаты и средства массовой информации; многие другие явления, подрывающие спокойствие общества, провоцирующие рост социальной напряженности. Недооценка или игнорирование конфликта, нежелание понять его суть и истоки, неуважительное отношение к инициаторам протеста приводят к тому, что даже незначительные конфликтные ситуации перерастают в острые. А значит, становятся затяжными и трудно разрешимыми;
3. Проблемная ситуация - важнейший и наиболее распространенный импульс инициации управленческих решений. Проблемная ситуация - это естественное явление. Это закономерное порождение диалектического развития общественного бытия, результат противоречий между стабильностью и изменчивостью, отживающим и нарождающимся, старым и новым, прогрессивным и консервативным. Важно своевременно увидеть, понять и правильно оценить проблему, уловить ее смысл и возможные последствия, определить обстоятельства и причины, источники и факторы позитивного разрешения;
4. Обращения граждан и их групп населения в государственные структуры. Решения, будучи своего рода реакцией на эти обращения, выражают и защищают интересы граждан, их права и свободы. В чем, кстати, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и состоит основной смысл деятельности законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, судебной системы. Там, где гражданин выступает со своим интересом, взглядом, жалобой, там должна быть адекватная управленческая реакция государства;
5. Требования, исходящие от вышестоящих субъектов управления, правомочных определять и направлять деятельность нижестоящих структур. Форма этих импульсов - правовые акты (управленческие решения) вышестоящих инстанций, которые устанавливают обязательные правила ведения общественных дел и требуют их соблюдения как исполнителями, так и самими субъектами управления;
6. Факты, отношения, события, состояния, выявляемые в процессе контроля, - еще один источник инициации управленческих решений. Смысл решений, принимаемых по итогам контрольных проверок сводится к тому, чтобы не только обнаружить и оценить недостатки, ошибки и злоупотребления, зафиксировать их и, если надо, обнародовать, но и сделать соответствующие организационные выводы, наметить действенные меры по недопущению подобного в будущем. Контроль не должен быть самоцелью, а источником конструктивных созидающих решений.