С европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 годы)
(Утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 3 июня 2000 года)
В настоящей Стратегии определяются цели развития взаимоотношений Российской Федерации с Европейским союзом на ближайшее десятилетие и средства их достижения. Она является логическим развитием общей внешнеполитической концепции Российской Федерации на европейском направлении и базируется на объективной потребности формирования многополярного мира, общности исторических судеб народов, ответственности государств Европы за будущее континента и взаимодополняемости их экономик. Настоящая Стратегия непосредственно увязана с концепцией национальной безопасности Российской Федерации.
Основными целями настоящей Стратегии являются обеспечение национальных интересов Российской Федерации, повышение ее роли и авторитета в Европе и мире путем создания надежной общеевропейской системы коллективной безопасности, привлечение хозяйственного потенциала и управленческого опыта Европейского союза для содействия развитию социально ориентированной рыночной экономики Российской Федерации, базирующейся на принципах справедливой конкуренции, и дальнейшее строительство демократического правового государства. В переходный период реформ в определенных секторах экономики остается оправданной защита отечественного производства с учетом международного права.
Настоящая Стратегия направлена на формирование и укрепление партнерства Российской Федерации и Европейского союза в общеевропейских и мировых делах, предупреждение и разрешение совместными усилиями локальных конфликтов в Европе с акцентом на главенство международного права и неприменение силы. Она предполагает построение единой Европы без разделительных линий, проведение курса на взаимосвязанное и сбалансированное усиление позиций Российской Федерации и Европейского союза в рамках мирового сообщества XXI века.
Учитывая, что Европа переживает сейчас переходный период своего развития (необходимость стабилизации экономики и продолжения социально ориентированных реформ в Российской Федерации; расширение Европейского союза, институциональная реформа, создание “оборонной идентичности”, консолидация общей внешней политики и политики безопасности, экономического и валютного союза Европейского союза), положения настоящей Стратегии в основном сконцентрированы на решении ближайших и среднесрочных задач данного этапа и развитии партнерских отношений Российской Федерации и Европейского союза. Ее главной правовой и организационной базой является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, 1994 года (далее именуется – Соглашение). При этом развитие сотрудничества Российской Федерации с Европейским союзом должно осуществляться в тесной координации с процессом присоединения ее к Всемирной торговой организации, что потребует определенной корректировки Соглашения после завершения указанного процесса.
Настоящая Стратегия разработана с учетом основной направленности и цели Коллективной стратегии Европейского союза в отношении Российской Федерации, принятой Европейским Советом в г.Кельне в июне 1999 г. Возможно и желательно соединение усилий сторон при реализации целей этих документов благодаря регулярным встречам их руководителей, на базе диалога, политических консультаций, совместных программ реализации Соглашения, принимаемых Советом сотрудничества, в рамках деятельности рабочих органов Соглашения и по дипломатическим каналам.
Приоритетными на предстоящее десятилетие являются следующие направления развития и укрепления отношений партнерства и сотрудничества между Российской Федерацией и Европейским союзом.
I. Придание партнерству Российской Федерации и Европейского союза стратегического характера
1. Партнерство Российской Федерации и Европейского союза в рассматриваемый период будет строиться на базе договорных отношений, то есть без официальной постановки задачи присоединения Российской Федерации к Европейскому союзу или “ассоциации” с ним. Как мировая держава, расположенная на двух континентах, Российская Федерация должна сохранять свободу определения и проведения своей внутренней и внешней политики, свой статус и преимущества евроазиатского государства и крупнейшего государства — участника Содружества Независимых Государств, независимость позиций и деятельности в международных организациях. В указанной перспективе партнерство с Европейским союзом может выражаться в совместных усилиях по созданию эффективной системы коллективной безопасности в Европе на равноправной основе, без разделительных линий, в том числе путем реализации Хартии европейской безопасности, в продвижении по пути создания зоны свободной торговли Российская Федерация – Европейский союз (при наличии необходимых условий), а также в высоком уровне взаимного доверия и сотрудничества в политике и экономике.
2. Налаживание стратегического партнерства Российской Федерации и Европейского союза будет воплощаться в активном взаимодействии сторон при решении отдельных крупных задач, представляющих для них взаимный интерес, и общеевропейских и мировых проблем, в укреплении позитивных элементов европейской самостоятельности и самобытности в экономике и политике.
3. Такой характер партнерства означает не только использование Российской Федерации потенциала Европейского союза, но и поддержку ею усилий Европейского союза на важных для него направлениях, где интересы сторон объективно совпадают.
4. Партнерство Российской Федерации и Европейского союза должно исходить из максимального использования преимуществ, вытекающих из Соглашения, возможно более полной реализации его положений и согласованных сторонами задач по его дальнейшему развитию, а также учитывать расширение наднациональных полномочий органов Европейского союза по Амстердамскому договору, вступившему в силу 1 мая 1999 г.
5. Такое партнерство на предстоящее десятилетие могло бы включать в себя следующие шаги:
– обеспечение общеевропейской безопасности силами самих европейцев без изоляции от США и НАТО, но и без их монополизма на континенте;
– разработка позиции Российской Федерации в отношении “оборонной идентичности” Европейского союза при включении в него Западноевропейского союза и развитие политических и военных контактов с Западноевропейским союзом как составной частью Европейского союза, а также практическое сотрудничество в сфере безопасности (миротворчество, урегулирование кризисов, различные аспекты ограничения и сокращения вооружений), которое могло бы служить противовесом, в числе прочего, натоцентризму в Европе;
– становление развитой общеевропейской хозяйственной и правовой инфраструктуры в качестве надежной базы торговли, инвестиций, отраслевого, субрегионального и трансграничного сотрудничества (в том числе в формате “Северного измерения” и в Евро-Средиземноморском регионе); охрана окружающей среды и создание достойных условий жизни; совместные усилия в сфере науки, образования, здравоохранения; борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью;
– консультации и при необходимости координация позиций сторон в международных организациях.
6. Будут продолжены усилия по дальнейшему открытию рынка Европейского союза для российского экспорта, устранению остаточной дискриминации в торговле, стимулированию притока европейских инвестиций, особенно в реальный сектор российской экономики, обеспечению законных интересов Российской Федерации при дальнейшем расширении Европейского союза и в процессе перехода к единой валюте – евро, противодействию возможным попыткам помешать хозяйственной интеграции в рамках Содружества Независимых Государств, в том числе через “особые отношения” с отдельными государствами — участниками Содружества Независимых Государств, в ущерб российским интересам.
7. Использовать позитивный опыт интеграции в рамках Европейского союза для закрепления и развития интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств. Стремиться к координации действий со странами Таможенного союза, другими государствами — участниками Содружества Независимых Государств в вопросах торгово-политических, экономических, финансовых, гуманитарных и иных отношений с Европейским союзом.
8. Опираясь на имеющийся потенциал, Российская Федерация на основе взаимности могла бы содействовать решению ряда проблем Европейского союза и укреплению общих позиций Европы в мире: обеспечению роста экономики и занятости по торгово-инвестиционным каналам; долгосрочному и стабильному снабжению Европейского союза на договорной основе топливными и сырьевыми ресурсами (в том числе через соглашения о разделе продукции и концессии); углубленной интеграции научного потенциала сторон и коммерциализации на рынке Европейского союза достижений российских фундаментальных и оборонных исследований, объединению инфраструктурных (транспорт, трубопроводы, линии электропередачи) и информационных систем (Европейское информационное общество); сотрудничеству в исследовании и освоении космоса, включая создание систем глобальной навигации, связи и мониторинга окружающей среды; участию в модернизации и обеспечении безопасности ядерной энергетики Европы; становлению евро в качестве международной валюты путем официального ее включения в валютные резервы Центрального банка Российской Федерации; развитию военно-технического сотрудничества с учетом перспективы создания европейской “оборонной идентичности”; совместному предотвращению и ликвидации локальных конфликтов и организованной преступности в Европе.
В свою очередь, развитие партнерства с Европейским союзом должно содействовать укреплению Российской Федерации в качестве ведущей силы при формировании новой системы межгосударственных политических и экономических отношений на пространстве Содружества Независимых Государств.
9. Заинтересованные регионы Российской Федерации должны иметь возможность активно участвовать в развитии партнерства с Европейским союзом в экономической и гуманитарной областях, в реализации программ трансграничного сотрудничества.
10. Реализация настоящей Стратегии затрагивает отношения Российской Федерации с Организацией Объединенных Наций, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Советом Европы, Организацией Североатлантического договора, Организацией экономического сотрудничества и развития, Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития, поэтому ее оперативное осуществление будет увязываться с политикой Российской Федерации в отношении этих организаций.
II. Расширение формата и повышение результативности политического диалога
11. Необходимо установить рабочие контакты и взаимодействие с органами Европейского союза, формируемыми в соответствии с Амстердамским договором в сфере общей внешней политики и политики в области безопасности Европейского союза, включая приобретаемую Европейским союзом “оборонную идентичность”. В целях развития политического диалога необходимо решение вопроса об институционализации ежегодных встреч в формате Председатель Правительства Российской Федерации – Председатель Комиссии Европейских сообществ; председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации – Председатель Европейского парламента.
12. Вести дело к переходу от взаимной информации о позициях сторон к упреждающим консультациям по наиболее острым вопросам с целью выработки согласованных решений. Стремиться формировать к встречам на высшем уровне и заседаниям Совета сотрудничества пакеты совместных инициатив, представляющих взаимный интерес. Обеспечить тесное деловое взаимодействие между российскими частями Совета сотрудничества, Комитета сотрудничества и Комитета парламентского сотрудничества.
13. Активизировать совместную работу в целях сохранения Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в качестве ключевой опоры европейской безопасности. При этом добиваться разработки четкой процедуры для всех органов и институтов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, безусловного сохранения консенсуса как основы принятия решений. Расширять практическое взаимодействие с Европейским союзом по вопросам предотвращения и мирного урегулирования конфликтов на пространстве Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
14. Продолжать настойчивый поиск возможных форм подключения Российской Федерации к диалогу, ведущемуся Европейским союзом с мировыми державами и экономическими группировками. В этой связи поддержать предложение Финляндии о проведении трехстороннего саммита Российская Федерация – Европейский союз – Соединенные Штаты Америки с обстоятельной и отражающей интересы Российской Федерации повесткой дня.
III. Развитие взаимной торговли и инвестиций
15. Продолжать работу по обеспечению благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на рынок Европейского союза и устранению элементов их дискриминации, добиваться признания в полном объеме рыночного статуса российской экономики.
16. Изучить вопрос о принятии комплекса мер по развитию торгово-экономического сотрудничества с Европейским союзом, предусматривающих возможные льготы торгового, финансово-экономического, налогового и иного порядка, которые компенсировались бы притоком инвестиций в экономику Российской Федерации.
17. Разработать совместно с Европейским союзом пакет взаимных мер по стимулированию привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики, сочетающих с российской стороны принятие благоприятного инвестиционного законодательства и обеспечение безопасности иностранных капиталовложений и со стороны Европейского союза и его государств-членов – соответствующие финансовые инструменты и программы, включая распространение на Российскую Федерацию операций Европейского инвестиционного банка. Шире привлекать средства программ технического содействия Европейского союза для подготовки технико-экономических обоснований проектов, рассчитанных на иностранные инвестиции. Добиваться благоприятных условий для вложения российских капиталов в Европейский союз.
18. Учитывая взаимосвязь вопросов торговли и конкуренции, добиваться от Европейского союза признания прогрессивных преобразований в российской антимонопольной политике и развития активного сотрудничества в этой сфере.
19. Делать упор на нормализацию режима экспорта в Европейский союз российских ядерных материалов при сохранении позиций на рынке оборудования, топлива и услуг атомных электростанций в странах Центральной и Восточной Европы и Балтии, на предоставление услуг коммерческих космических запусков, пересмотр в позитивную сторону действующих антидемпинговых процедур и поэтапную их отмену, на сохранение и получение дополнительных торговых преференций, на отмену в перспективе квот на ввоз в Европейский союз российских изделий из стали.
20. Сотрудничество в ядерной области предполагает:
– привлечение европейских капиталов к сооружению в Российской Федерации атомных электростанций нового поколения (с оплатой кредитов за счет поставок электроэнергии);
– участие Российской Федерации в разработке европейского энергетического реактора и совместные усилия в реализации проекта международного термоядерного экспериментального реактора;
– создание новых ядерных энергетических технологий, в том числе разработку экологически безопасного топливного цикла;
– обеспечение безопасности транспортировки, хранения и использования ядерных отходов на Северо-Западе Российской Федерации;
– принятие мер по подключению к намечаемой модернизации атомной энергетики Европейского союза.
21. Вести дело к реализации с участием фирм государств — членов Европейского союза крупных инвестиционных проектов, направленных на освоение перспективных нефтегазовых месторождений, создание энерготранспортных структур, которые станут существенным вкладом в развитие процесса общеевропейской экономической и энергетической интеграции. При этом повышение энергоэффективности в Российской Федерации и Европейском союзе будет рассматриваться как важнейшее средство снижения антропогенной нагрузки на природную среду и сокращения эмиссии парниковых газов в соответствии с решениями международных конференций в гг.Киото и Буэнос-Айресе. Добиваться формирования совместной долгосрочной энергетической политики в целях создания единого европейского и в перспективе – евразийского энергетического пространства.
22. Стремиться сформировать реалистичный и позитивный подход Европейского союза к условиям присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации. До начала “раунда тысячелетия” – многосторонних торговых переговоров в рамках Всемирной торговой организации, используя позицию Европейского союза по этому вопросу, добиваться полноправного участия в нем Российской Федерации.
23. Рассмотреть с экспертами Европейского союза вопрос о наличии условий, позволяющих начать переговоры о создании зоны свободной торговли в соответствии с положениями Соглашения. Исходить из целесообразности ее поэтапного создания после присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации на основании статьи XXIV ГАТТ-94 и договоренности о толковании этой статьи. Добиваться, чтобы в результате образования такой зоны Российская Федерация получила доступ на рынок всего европейского экономического пространства, чтобы соответствующие обязательства были сбалансированы получаемыми преимуществами, а положения договоренности не вступали в конфликт с правовым механизмом хозяйственной интеграции в рамках Содружества Независимых Государств, в том числе стран Таможенного союза.
24. С учетом прогресса, достигнутого в Европе при создании ресурсосберегающей модели производства, и ожидаемого притока инвестиций в производственный сектор экономики Российской Федерации принимать меры к обеспечению прироста взаимной торговли за счет увеличения доли готовых изделий, машин, оборудования, электроэнергии, а также услуг.
25. Доработать в кратчайшие сроки и принять совместный с Европейским союзом план действий в области охраны интеллектуальной собственности, развивать сотрудничество в этой сфере, в том числе обмен научной информацией и персоналом.
IV. Сотрудничество в финансовой области
26. Добиваться расширения программ технического и иного содействия Российской Федерации со стороны Европейского союза. Направлять значительную часть средств этих программ на реструктуризацию российской банковской системы и привлечение в страну иностранных инвестиций.
27. Стремиться к достижению договоренности о частичном списании или реструктуризации задолженности Российской Федерации государствам — членам Европейского союза. Провести переговоры с Комиссией Европейских сообществ и Европейским центральным банком о порядке пересчета в евро процентных платежей и основного долга и согласования процентных ставок по кредитам, предоставленным российским заемщикам в национальных европейских валютах. Согласовать условия и сроки реденоминации части государственного внешнего долга Российской Федерации в национальных валютах государств — членов Европейского союза.
28. Создавать условия для более широкого использования евро во внешнеэкономической деятельности российских предприятий и банков, дальнейшего увеличения объема и номенклатуры операций с евро на внутреннем финансовом рынке Российской Федерации (в первую очередь за счет совершенствования соответствующей нормативной базы). По мере развития рынка евро в Российской Федерации принимать меры по повышению роли единой европейской валюты при формировании и реализации курсовой политики Центрального банка Российской Федерации. Расширять и укреплять практическое взаимодействие с Европейским центральным банком, европейской системой центральных банков и другими органами Европейского союза в целях координации в перспективе действий по реформе международной валютно-финансовой системы.
29. В контексте расширения притока европейских инвестиций и содействия реструктуризации банковской системы Российской Федерации рассматривать возможности увеличения доли иностранного, в частности европейского, капитала в совокупном капитале российской банковской системы в целях ее оздоровления и рекапитализации.
30. Продолжить работу по использованию возможностей сотрудничества с Европейским союзом в других отраслях, в том числе перечисленных в Соглашении.
V. Обеспечение интересов Российской Федерации при расширении Европейского союза
31. Учитывая неоднозначный характер влияния расширения Европейского союза на условия сотрудничества с ним Российской Федерации и ее национальные интересы, стремиться к максимальному использованию выгод от такого расширения (снижение уровня таможенного протекционизма, переход к цивилизованным нормам транзита) при недопущении (устранении или компенсации) возможных негативных последствий.
32. До очередного расширения Европейского союза провести консультации с ним, его отдельными членами и странами — кандидатами на вступление в Европейский союз с целью обеспечения интересов Российской Федерации при распространении на страны Центральной и Восточной Европы и Балтии норм аграрной, технической и антидемпинговой политики Европейского союза, его визового и пограничного режима, преференций развивающимся странам, конкурирующим с российским экспортом, а также в интересах обеспечения стабильности, безопасности и сотрудничества в Европе и гарантий прав проживающего в странах Балтии русскоязычного населения. Рассматривать в качестве резервного варианта отказ в распространении Соглашения на те страны-кандидаты, которые, несмотря на договоренности, не обеспечивают выполнения общепризнанных норм международного права. Добиваться от Европейского союза полного соблюдения установленных им высоких стандартов в отношении принятия новых членов. Особое внимание обратить на обеспечение защиты, в том числе международно-правовой, интересов Калининградской области как субъекта Российской Федерации и территориальной целостности Российской Федерации.
VI. Развитие общеевропейской инфраструктуры сотрудничества
33. Строить государственную транспортную политику на западном направлении с учетом перспективы последовательного возрастания объема товарооборота, пассажирских и грузовых перевозок между Российской Федерацией и государствами -членами Европейского союза. Сочетать поиск дипломатического решения вопросов нормализации транзита через страны Балтии, Центральной и Восточной Европы с созданием собственных альтернативных путей перевозки и пунктов обработки грузов.
34. В случае достижения соответствующей договоренности с Европейским союзом приступить к объединению газо- и нефтепроводов и систем распределения электроэнергии европейской части Российской Федерации с соответствующими системами Европейского союза и стран Центральной и Восточной Европы. Добиваться активного участия Европейского союза, в том числе в решении финансовых вопросов, в реализации проектов общеевропейского значения, в частности в сооружении новой нитки газопровода Ямал – Западная Европа и ответвлений от него в Скандинавию и создании европейских транспортных коридоров.
35. Добиваться участия в конкурсах на получение подрядов и субподрядов на развитие и модернизацию объектов инфраструктуры общеевропейского значения внутри Европейского союза. По мере появления финансовых и технических возможностей обновлять и расширять на западном направлении морской торговый флот и наземный грузовой автопарк. Продолжить с государствами — членами Европейского союза работу по совместному созданию железнодорожного подвижного состава, включая вагоны с раздвижными колесными парами, обеспечивающими автоматический переход вагонов во время движения с европейской железнодорожной колеи на российскую.
36. Поощрять долевое участие российского бизнеса в объектах инфраструктуры Европейского союза, создание там совместных транспортно-экспедиторских организаций, складов, емкостей, портовых сооружений, баз обработки грузов. Обусловить поэтапный допуск судов Европейского союза на внутренние водные пути Российской Федерации при соблюдении принципа взаимности и содействии со стороны Европейского союза в модернизации этих путей. Увязывать этот процесс с прогрессом в присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации.
37. Способствовать развитию сотрудничества в области разработки единой транспортной политики, внедрению эффективных технологий перевозочного процесса на основе сближения и гармонизации его нормативно-правовой базы, упрощению процедур пересечения границ при условии обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
38. Продолжать обустройство общеевропейских транспортных коридоров, прежде всего № 1 (в частности, ответвления Рига-Калининград-Гданьск), 2 и 9. Повышать качество транспортного обслуживания и создавать привлекательные условия для потребителей железнодорожных услуг. Способствовать активизации сотрудничества в развитии евро-азиатских транспортных связей через территорию Российской Федерации (и в первую очередь взаимодействию европейских транспортных коридоров с Транссибирской магистралью). Добиваться распространения на данные и иные инфраструктурные проекты финансирования за счет средств Европейского инвестиционного банка.
39. Вести дело к совместной разработке и созданию новых средств воздушного транспорта, провести переговоры о заключении соглашения о сертификации российских гражданских самолетов в Европейском союзе и расширении доступа российских авиакомпаний в аэропорты государств — членов Европейского союза.
40. При реализации государствами — участниками Содружества Независимых Государств проектов альтернативных газо- и нефтепроводов в обход территории Российской Федерации ориентироваться на коммерчески выгодные формы долевого участия, продаж строительных материалов, техники, работ и услуг. Поощрять участие в этих проектах отечественного бизнеса. Обеспечивать учет российских интересов в проектах “Иногейт” и “Трасека”, осуществляемых государствами — участниками Содружества Независимых Государств и государствами — членами Европейского союза.
VII. Сотрудничество в сфере науки и техники, охраны интеллектуальной собственности
41. Добиваться скорейшего заключения нового Соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий. В полной мере использовать возможности участия российских ученых и научных центров в рамочных программах Европейского союза исследовательского, технологического развития, демонстрационной деятельности и в его образовательных программах.
42. Принять активное участие в создании Европейского информационного общества, обеспечить отношение к Российской Федерации как к его неотъемлемой составной части.
43. Принять меры к осуществлению крупных совместных проектов в области исследования космоса, в том числе путем участия в создаваемой Европейским союзом собственной глобальной навигационной системе, новых системах спутниковой связи и дистанционного мониторинга окружающей среды Европы.
44. Изучить совместно с Европейским союзом возможность подготовки и начала осуществления программы сближения и частичной интеграции научно-технического потенциала Российской Федерации и Европейского союза, укрепления позиций европейской науки и промышленности с опорой на передовые российские разработки, в том числе конверсионные, в обмен на поддержку Европейским союзом российской науки.
45. Принять меры по использованию программ технического содействия Европейского союза для развития инновационной деятельности и более широкого подключения Европейского союза к программам Международного научно-технического центра.
VIII. Трансграничное сотрудничество
46. Использовать наличие и перспективу удлинения общей границы Российской Федерации и Европейского союза для повышения уровня трансграничного межрегионального сотрудничества и развития регионов обеих сторон до уровня стандартов, достигнутых в рамках так называемых еврорегионов. Добиваться от Европейского союза распространения на такое сотрудничество наднациональных и национальных систем его поощрения, действующих в Европейском союзе, в том числе в части визового и пограничного режима. Поощрять контакты между регионами Российской Федерации и Европейского союза, в том числе с использованием возможностей Комитета регионов Европейского союза, с целью налаживания гуманитарных и экономических связей и обмена опытом по вопросам местного самоуправления и хозяйствования.
47. Совместно наполнять практическим содержанием инициативу “Северного измерения” в развитии европейского сотрудничества. Добиваться ее финансовой поддержки со стороны Европейского союза, привлечения капиталов неевропейских стран. Способствовать тому, чтобы реализация этой инициативы была направлена не только на стимулирование добычи и экспорта сырья, но и на комплексное развитие Cевера и Cеверо-Запада Российской Федерации.
48. Учитывая особое географическое и хозяйственное положение Калининградской области, обеспечить необходимые внешние условия для ее жизнедеятельности и развития ее как неотъемлемой части Российской Федерации и активного участника трансграничного и межрегионального сотрудничества. Определить на перспективу оптимальную экономическую, энергетическую и транспортную специализацию области, позволяющую эффективно функционировать в новых условиях. Надежно обустроить ее транспортные связи с остальной территорией Российской Федерации. Вести дело к заключению при необходимости с Европейским союзом специального соглашения, обеспечивающего защиту интересов Калининградской области как субъекта Российской Федерации в процессе расширения Европейского союза, а также по возможности превращения ее в “пилотный” российский регион в деле сотрудничества Российской Федерации и Европейского союза в XXI веке.
49. На средиземноморском направлении межрегионального сотрудничества (Барселонский процесс) ориентироваться на выборочное участие Российской Федерации в его мероприятиях и обеспечение российских интересов при создании зоны свободной торговли Европейский союз — страны Средиземноморского региона.
IX. Развитие правовой базы сотрудничества. Сближение хозяйственного законодательства и технических стандартов
50. Стремиться подкреплять и развивать Соглашение путем заключения отдельных соглашений в различных областях сотрудничества с Европейским союзом.
51. Вести дело к достижению договоренности с Европейским союзом о совместной разработке и заключении нового широкоформатного соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в XXI веке, призванного прийти на смену Соглашению, постепенно, по мере выполнения Соглашения на базе достигнутых конкретных результатов, а также общих моментов в стратегиях развития партнерства и сотрудничества между Российской Федерацией и Европейским союзом.
52. Сохраняя независимость российской правовой системы и законодательства, добиваться его сближения с законодательством Европейского союза в областях наиболее активного сотрудничества Российской Федерации и Европейского союза, в том числе по линии Комитета парламентского сотрудничества.
53. Сохраняя в Российской Федерации собственные системы стандартов и сертификации, проводить их гармонизацию с аналогичными системами в областях наиболее активного торгового и технического сотрудничества Российской Федерации и Европейского союза. Шире применять стандарты Международной организации по стандартизации. Вести дело к взаимному признанию сертификационных документов, в том числе через создание совместных центров сертификации.
X. Сотрудничество в правоохранительной сфере
54. Наладить оперативное сотрудничество с существующими и вновь создаваемыми органами Европейского союза, компетентными в области борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью, в том числе с отмыванием денег, уклонением от налогов, незаконным вывозом капитала, нарушением таможенных правил, торговлей людьми, несанкционированным проникновением в чужие базы данных, фальшивомонетничеством. Продолжать активную работу по налаживанию и развитию взаимодействия с Европолом.
55. Использовать в этих целях, насколько это возможно, участие в программах и планах действий Европейского союза по борьбе с преступностью и подготовке кадров, включая программы оказания технического содействия. Развивать сотрудничество судебных органов, таможенных и других правоохранительных органов Российской Федерации и Европейского союза и его государств-членов.
56. Вести дело к дополнению Соглашения специальным соглашением о деятельности в правоохранительной области.
57. Наладить взаимодействие компетентных органов Российской Федерации и Европейского союза в борьбе с незаконной миграцией, в том числе из-за пределов Европы.
58. Добиваться содействия государств — членов Европейского союза в обеспечении неотвратимости наказания для нарушителей российского экономического и валютного законодательства. Наладить взаимодействие в выявлении и по возможности возвращении незаконно вывезенных из Российской Федерации капиталов, проработать возможность их использования для покрытия части внешнего долга Российской Федерации государствам — членам Европейского союза или стимулирования хозяйственного сотрудничества сторон.
XI. Роль деловых кругов в развитии сотрудничества
59. Всемерно способствовать контактам между российскими предприятиями и их союзами и предприятиями государств — членов Европейского союза, в том числе для развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, обмена опытом рыночного хозяйствования и профилактики коммерческих споров. Повысить роль “круглого стола” промышленников Российской Федерации и Европейского союза, при необходимости консультироваться в его рамках по важнейшим вопросам и проектам решений, ориентировать его деятельность на привлечение европейских инвестиций в Российскую Федерацию, расширение и индустриализацию российского экспорта, научно-техническое сотрудничество.
60. Найти формы эффективного учета и представительства интересов деловых кругов в рабочих органах по сотрудничеству Российской Федерации с Европейским союзом.
XII. Обеспечение выполнения настоящей Стратегии в Российской Федерации
61. Исходить из того, что наряду с развитием европейской интеграции и международной ситуации в целом успех в реализации настоящей Стратегии будет в решающей степени зависеть от организационно-правового и материального обеспечения выполнения ее положений в Российской Федерации.
62. Обеспечить проведение в отношениях с Европейским союзом единой государственной политики прежде всего благодаря деятельности Правительственной комиссии Российской Федерации по сотрудничеству с Европейским союзом и при активной координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации. С целью предотвращения возможных споров проводить