Россия – Ближний Восток и Северная Африка

В России Ближний Восток издавна воспринимался как район особый, обладающий уникальной ролью колыбели трех мировых религий. Мы и сегодня можем наблюдать, что ни одна схожая по масштабам конфликтная ситуация не получает такого сильного международного резонанса, как ближневосточный кризис. К этому добавляется значение региона как одного из основных источников энергетических ресурсов в мире.

Активное участие в делах Ближнего Востока является естественным для России вследствие ее геополитического положения. В эпоху глобализации напряженность, сохраняющаяся на Ближнем Востоке, более чем когда-либо затрагивает интересы безопасности и стабильности в обширном регионе, непосредственно прилегающем к южным рубежам нашей страны. И Россия заинтересована в том, чтобы этот район стал зоной мира и стабильности.

История отношений России с государствами Ближнего Востока и Северной Африки имеет многовековые традиции. Накоплен огромный потенциал сотрудничества — от развития паломничества в Святую землю, строительства в прошлом веке русских школ и больниц до подготовки целой армии квалифицированных специалистов, сооружения крупных промышленных предприятий, способствовавших становлению национальной экономики ряда арабских стран. Достаточно вспомнить инженерное чудо XX века — Асуанский гидроэнергетический комплекс.

В последнее десятилетие характер российского подхода к ближневосточному региону претерпел существенные изменения. Прошли те времена, когда этот регион являлся полем конфронтации сверхдержав. В результате кропотливой работы российской дипломатии созданы условия, позволяющие развивать отношения и со всеми арабскими странами, и с Израилем. Причем далось нам это непросто. В начале 90-х годов по ряду объективных и субъективных причин резко сократились традиционные связи России с арабским миром. Как следствие –пострадали наши политические и торгово-экономические позиции в регионе. Место России на рынках арабских стран постепенно занимали другие государства. Поэтому перед нами встала срочная задача по восстановлению всестороннего сотрудничества с нашими партнерами на Ближнем Востоке и в Северной Африке. И ее нам удалось во многом выполнить. Сегодня Россия ведет интенсивный политический диалог с государствами региона. В 2000-2001 гг. министр иностранных дел России посетил с визитами Египет, Израиль, ПНА, Сирию, Ливан, Иорданию, Кувейт, Ирак, Саудовскую Аравию. В России только в первой половине 2001 г. побывали президенты Израиля, Египта, палестинский лидер, вице-президент Ирака, министры иностранных дел Сирии, Израиля, Йемена. Наращиваются связи России и со странами Северной Африки, являющимися частью важного для нас средиземноморского региона. Состоялись визиты российского министра иностранных дел в Алжир и Ливию, в Москве побывали президент Алжира и министр иностранных дел Туниса.

Линия на существенную активизацию связей с государствами региона приносит осязаемые плоды в экономической сфере. Растет товарооборот со странами Ближнего Востока и Северной Африки, составивший в 2000 году около 5 млрд. долларов. Совершенствуются новые формы сотрудничества в экономике. Один из примеров — египетские инвестиции в российское авиастроение.

Сбалансированная политика России позволяет ей играть видную роль в усилиях по преодолению конфликтных ситуаций в регионе. Во многом благодаря активным действиям нашей страны удалось вывести из международной изоляции Ливию. В качестве коспонсора ближневосточного мирного процесса — а можно с уверенностью сказать, что без содействия Москвы запуск этого процесса в Мадриде был бы невозможен — Россия многое делает в интересах продвижения арабо-израильского урегулирования. Россия добивается придания этому процессу устойчивого и всеобъемлющего характера на основе резолюций 242 и 338 СБ ООН, вытекающего из них принципа «территории в обмен на мир». Российский коспонсор энергично поощряет стороны на достижение и четкое следование договоренностям на основе взаимности, без нереалистических требований и односторонних действий. Москва поддерживает неоспоримое право палестинцев на свою государственность и его реализацию в русле мирного процесса. Особое значение Россия придает выходу в процессе переговоров на определение постоянного статуса палестинских территорий, а также справедливое и взаимоприемлемое решение проблемы палестинских беженцев. При этом договорные обязательства должны снять озабоченности Израиля в сфере безопасности, связанные с созданием независимого палестинского государства.

Россия выступает за широкую координацию международных усилий в интересах продвижения мирного процесса. Жизнь показывает контрпродуктивность монополизации посреднической деятельности одним государством, пусть даже обладающим мощными рычагами влияния на участников конфликта. Обострение обстановки на Ближнем Востоке, возникшее осенью 2000 года, вновь продемонстрировало необходимость более активного задействования возможностей не только США, но и России, Европейского союза, ведущих арабских стран, в частности Египта и Иордании, а также ООН.

Россия ведет интенсивные контакты с вовлеченными в конфликт сторонами с целью выработки совместно с другими партнерами энергичных мер, которые позволили бы прекратить столкновения между израильтянами и палестинцами и наладить стабильный переговорный процесс. Уверен, что, несмотря на весь драматизм обстановки на палестинских территориях, разумной альтернативы продолжению мирного процесса не существует.

События 2000-2001 гг. в регионе подтвердили, что прочного урегулирования на Ближнем Востоке не достигнуть без продвижения на всех направлениях мирного процесса. Поэтому сирийский и ливанский «треки» этого процесса находятся в сфере постоянного внимания России. После того, как Израиль пошел в мае 2000 года на вывод своих войск из Южного Ливана в соответствии с резолюцией 425 Совета Безопасности ООН, Россия активно содействовала тому, чтобы закрепить положительные тенденции в развитии ситуации на юге Ливана, не допустить новых осложнений на ливано-израильской границе. Российская дипломатия настойчиво работает в интересах возобновления диалога между Израилем и Сирией, имеющего ключевое значение для судьбы мирного процесса в регионе.

Российская дипломатия инициативно действует в интересах превращения района Персидского залива в зону мира, безопасности и добрососедства, что позволило бы избежать повторения войн и конфликтов в этом стратегически важном районе. Выдвинутые Россией идеи предполагают осуществление целого комплекса мер политического, военного, экономического, гуманитарного характера, создание системы договоренностей с соответствующими международными гарантиями.

Ключевыми элементами посткризисного переустройства в зоне Персидского залива, с точки зрения России, должны стать урегулирование ситуации вокруг Ирака, нормализация отношений между расположенными в этом районе государствами. Необходимо обеспечить снижение военной опасности, ограничение гонки вооружений, сокращение иностранного военного присутствия, выработку мер доверия и налаживание широкого регионального сотрудничества. Составной частью этих усилий должно стать создание в этом районе зоны, свободной от оружия массового уничтожения. Скрепить процесс урегулирования могло бы учреждение общерегиональной организации, контролирующей сохранение мира и стабильности с участием, помимо стран Персидского залива, постоянных членов СБ ООН и других заинтересованных сторон.

Россия весомо и инициативно участвует в урегулировании иракской проблемы, играет лидирующую роль в международных усилиях по разблокированию ситуации вокруг Ирака исключительно политическими средствами. Действуя в рамках ООН, в том числе в контакте с другими постоянными членами Совета Безопасности, Россия стремится к тому, чтобы ускорить движение к снятию санкций с Ирака на основе выполнения им соответствующих резолюций Совета.

Противоправность, а, следовательно, и контрпродуктивность воздушных бомбардировок иракской территории, периодически предпринимаемых США и Великобританией, очевидны. Именно они привели в декабре 1998 г. к срыву международного контроля за военными программами в Ираке. Несмотря на это, Россия проводит активную работу по возобновлению диалога между Багдадом и ООН как важного элемента урегулирования ситуации вокруг Ирака.

Активная дипломатическая работа России, направленная на облегчение положения иракского населения, позволила обеспечить условия для реализации гуманитарной операции ООН в рамках программы «нефть в обмен на продовольствие». Активное участие в этой программе принимали и российские компании. Создаются предпосылки для возобновления масштабного торгово-экономического сотрудничества между Россией и Ираком в постсанкционный период.

Развитие событий на Ближнем Востоке — в регионе, где на протяжении десятилетий накапливался опасный конфликтный потенциал, — свидетельствует о том, что нормализация ситуации в сложных проблемных районах мира на основе обеспечения равной безопасности для всех государств является непременным условием достижения международной стабильности, построения нового устойчивого миропорядка.

Наши рекомендации