Правовой статус нижестоящих органов прокуратуры: прокуратуры субъектов Российской Федерации, городов и районов

Прокуратуры регионального уровня и другие, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, составляют второе звено в системе органов прокуратуры. Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним органы прокуратуры, возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей. Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории России, и нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

В прокуратурах субъектов РФ образуются совещательные органы – коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ, на основании решений которых соответствующие прокуроры издают приказы.

В структуре прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокуроров субъектов РФ. В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Эти общие черты правового статуса прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним военных и специализированных прокуратур определены Федеральным законом «О прокуратуре РФ», однако перед каждой из перечисленных прокуратур стоят свои задачи, которые реализуются в соответствующих полномочиях. Так, в целях оптимизации деятельности, а также разграничения компетенции территориальных, военных и других специализированных прокуратур, обеспечения должного взаимодействия между ними приказом Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» (в ред. от 20 апреля 2010 г.) на прокуроров субъектов РФ возложены :

надзорные полномочия – надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях; надзор за исполнением законов территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно‑розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, в том числе за исполнением требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, при исполнении уголовных наказаний и применении назначенных судом принудительных мер медицинского характера; а также:

участие в правотворческой деятельности представительных (законодательных) органов субъектов РФ;

рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций соответствующего уровня, а также жалоб на решения и действия (бездействие) подчиненных прокуроров;

организация и осуществление уголовного преследования в судебных стадиях уголовного судопроизводства;

участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессах в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно‑распорядительными документами Генерального прокурора РФ;

координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на территории субъектов РФ;

анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на территории субъектов РФ, участие в формировании государственной и ведомственной статистической отчетности о состоянии законности, работе органов прокуратуры и др.;

руководство деятельностью прокуратур городов, районов и иных территориальных прокуратур;

взаимодействие со средствами массовой информации, общественными организациями в порядке, установленном организационно‑распорядительными документами Генерального прокурора РФ;

руководство и обеспечение деятельности подчиненных прокуроров специализированных прокуратур (на правах районных) – по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, природоохранных прокуратур.

Действующие на правах прокуратуры субъекта РФ транспортные прокуратуры осуществляют прокурорский надзор в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере.

К прокуратурам этого же уровня относятся :

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, которая реализует возложенные на органы прокуратуры полномочия на территории, относящейся к бассейну реки Волги;

прокуратуры ЗАТО «Межгорье» и комплекса «Байконур», осуществляющие прокурорский надзор на территории соответствующих территориях. При этом участие в судах кассационной и надзорной инстанции по уголовным и гражданским делам, рассмотренным судом первой инстанции с участием либо по инициативе прокурора комплекса «Байконур», обеспечивается Главной военной прокуратурой. Участие в арбитражном суде по исковым заявлениям прокурора комплекса «Байконур» обеспечивает прокурор Московской области.

Военные прокуратуры осуществляют прокурорский надзор в органах военного управления и воинских частях, учреждениях и организациях Министерства обороны РФ, Федеральной службы по военно‑техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства специального строительства, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главного управления специальных программ Президента РФ, Службы специальных объектов при Президенте РФ, Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ России), открытого акционерного общества «Оборонсервис» и управляемых им открытых акционерных обществ, страховых компаниях, осуществляющих за счет бюджетных средств страхование жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (в части, касающейся этой деятельности), других федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

В целом все прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуратуры и другие специализированные прокуратуры должны осуществлять организационно‑методическое руководство подчиненными прокуратурами на основе принципа единства системы органов прокуратуры, с учетом требований организационно‑распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ о взаимодействии и сотрудничестве территориальных и специализированных прокуратур.

Низшим звеном системы органов прокуратуры являются прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры , которые возглавляются соответствующими прокурорами. Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы.

К прокуратурам этого уровня относятся и специализированные прокуратуры , в частности:

прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах , которые осуществляют надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, законодательства о противодействии коррупции, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами в хозяйствующих субъектах оборонно‑промышленного комплекса, перечень которых утвержден Правительством РФ, в том числе в ЗАТО и обособленных военных городках Министерства обороны РФ, Федеральной службы охраны РФ и Главного управления специальных программ Президента РФ, где проживает или работает гражданское население, и пр.;

прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях , реализующие надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера; надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, осуществлении оперативно‑розыскной деятельности в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний; надзор за процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно‑исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами, и участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях;

природоохранные прокуратуры , которые в пределах соответствующего субъекта РФ реализуют надзорные полномочия в сфере исполнения законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдения экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам.

В пределах установленной компетенции прокурорами специализированных прокуратур обеспечиваются координация деятельности правоохранительных органов по соответствующим направлениям борьбы с преступностью, участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел, разрешение обращений, формирование статистической отчетности, анализ состояния законности и правопорядка.

При отсутствии на территории субъекта РФ специализированной прокуратуры (на правах районной) полномочия по осуществлению надзора возлагаются прокурором субъекта РФ на прокуроров городов и районов.


Наши рекомендации