Философия ренессансного естествознания. Натурфилософия
Леонардо да Винчи(1452 – 1519) – живописец, архитектор, математик, занимался гидротехникой и мелиорацией, астрономией и геологией, анатомией и ботаникой, оптикой и перспективой. Его «необразованность» помогла выработать свежий взгляд на мир. Главное в его поисках – попытка создания нового метода познания. Он обращается к опыту как источнику познания. «Наука полководец, практика солдаты… Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории». Выдвинул задачу математизации знания о природе и разрабатывал экспериментальный метод. Закон природы познаваемый наукой, он считал ей имманентным (присущим). Человек в понимании Леонардо противоречив: исходя из своей свободы он способен как подняться до ангела, так и опуститься ниже животного. Эти противоречивые суждения свидетельствуют о глубоком кризисе, разразившемся в итальянском гуманизме.
Николай Коперник (1473 – 1543) – опираясь на астрономические исследования, создал гелиоцентрическую картину мира (Солнце – центр по отношению к Земле, Земля вращается вокруг Солнца). Его книга «О вращении небесных сфер» подготовила научную революцию XVI в. Устранялось теологическое противостояние «земли» и «неба». Бог оказывается создателем «мирового механизма», но не вмешивается в его дальнейшее функционирование. В космологию и философию вводится принцип самодвижения тел. Открылся путь к бесконечной Вселенной. Началось освобождение естествознания от теологии.
Джордано Бруно (1548 – 1600) – его пантеизм наиболее радикален. В диалоге «О причине, начале и едином» он пишет: «Итак, Вселенная едина, бесконечна и неподвижна». Хотя она неподвижна, в ней все находится в непрестанном движении. Материя сама в себе содержит все формы, «производит формы из своего лона». Бруно обожествляет саму материю: она «свидетельствует о себе, что она есть богиня, так как она есть беспричинная причина». Внутреннюю способность материи к образованию форм Бруно называет Душой мира, поэтому весь мир у него одушевлен. Пространство и время неотделимы от вещей и существуют объективно.
Бруно считал, что миров множество, и все они движутся вследствие внутреннего начала, которое есть душа. Все подвержено изменению и гибели, вечно только сама Вселенная. Вселенная не имеет центра и бесконечна. Число миров во Вселенной бесконечно.
Сомнение для него – метод философствования, а значит веру надо отбросить. Религию откровения должна сменить «религия разума», «созвучное природе всеобщее человеколюбие».
Ренессансный неоплатонизм
Николай Кузанский(1401 – 1464) – кардинал, воспринявший наследие античной и средневековой философии. Родоначальник ренессансного неоплатонизма. Деятельно способствовал нравственному преобразованию общества путем воспитания глубоко личной религиозности. В первой большой работе «Об ученом незнании» рассматривается путь восхождения: «Соединяй видимые противоположности в предшествующем им единстве».
Дал новую трактовку бытия и познания. Нет разницы между Богом и его творением. Мир един, Бог и Вселенная – одно и то же. «Единое» (Бог) и «бесконечное» (его творение) относятся как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум. Был выведен закон совпадения противоположностей, т.к. противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (сущность и существование неразрывны и бытие едино). Едины идея и материя.
Вселенная бесконечна, не имеет ни начала, ни конца, ни центра. Земля не является центром Вселенной. Семь математических трактатов посвящены квадратуре круга, проблеме бесконечности. Бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом). Бесконечность Вселенной, всего мира ведет к бесконечности познания.
Будучи философом идеалистического направления, близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира.
Марсилио Фичино(1433 – 1499) – глава Флорентийской платоновской Академии, ставшей культурно-философским центром в противовес официальным университетам и монастырям. Искренне верующий католик. Мироздание представляет собой иерархически построенное единство (Бог, ангел, душа, качество, материя). Весь мир движется любовью, исходящей от Бога. Явленная миру любовь есть красота.
Человек «есть как бы некий Бог», рожден царствовать, и не терпит рабства. Пытался разработать концепцию «ученой религии». Христианство является высшим проявлением некоей «всеобщей религии», испокон присущей человечеству.
Философия Реформации
Мартин Лютер(1483 – 1546) – основоположник Реформации. 31 октября 1517 г. на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма. Основные идеи Лютера сводились к следующим: общение между богом и верующими должно происходить напрямую без такого посредника как католическая Церковь. Необходимо упрощение обрядов, Церковь должна стать демократичной, а обряды – понятные людям. Необходимо уменьшить влияние Папы Римского и католического духовенства на политику других государств, должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти. Необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм, запретить индульгенции.