Тема 2.13. Основные условия политического развития современной России.

РОССИЯ В 2000-2005 гг. Стр.926.

Поиск новых ориентиров. 31 января 1999 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин в новогоднем обращении к гражданам России объявил о своей отставке. Обязанности президента в соответствии с Консти­туцией возлагались на Председателя Правительства В. В. Путина. Накануне в прессе появилась программная статья В. В. Путина «Россия на рубеже тысячелетий», в которой потенциальный тогда президент изложил свое видение прошлого и представления о стоящих перед страной задачах. По его мнению, прежде всего была необходи­ма консолидация российского общества. В.Путин писал о важности укрепления государства: «Ключ к воз­рождению и подъему России находится сегодня в государственно-по­литической сфере. Россия нуждается в сильной государственной вла­сти и должна иметь ее». И, конкретизируя эту идею, он подчеркивал: «Сильная государственная власть в России — это демократическое, правовое, дееспособное федеративное государство».

Касаясь эконо­мических проблем, Путин писал о необходимости значительного по­вышения эффективности экономики, проведения последовательной и результативной социальной политики, нацеленной на борьбу против бедности, на обеспечение устойчивого роста благосостояния населе­ния. В статье говорилось о важности государственной поддержки нау­ки, образования, культуры, здравоохранения, поскольку «страна, где люди не здоровы физически и психически, малообразованны и неве­жественны, никогда не поднимется на вершины мировой цивилиза­ции».Заканчивалась статья тревожной констатацией того, что Россия переживает один из самых трудных периодов своей многовековой ис­тории. «Пожалуй, впервые за последние 200—300 лет она стоит пе­ред лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств мира».

Укрепление государственности. Основные идеи статьи нашли отражение в предвыборной платформе В. В. Путина и были поддер­жаны большинством граждан страны, что в полной мере проявилось в марте 2000 г., когда второй президент России был избран уже в пер­вом туре, набрав 52,94% голосов избирателей. Началась интенсив­ная работа по совершенствованию всех общественных структур. Ее смысл он определил в одном из выступлений, где констатировал, что в 90-е гг. в стране были заложены основы рыночной экономки и де­мократического устройства, для закрепления и развития которых в новых условиях необходимо навести порядок. Поэтому насущной стала задача укрепления старой и создание новой «вертикали власти». С этой целью уже в мае 2000 г. Указом Президента РФ на территории России создано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволж­ский. Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Их возглавили полномочные представители прези­дента, на которых возлагалась обязанность координировать деятель­ность местных органов власти на основе общероссийского законода­тельства, добиться неукоснительного исполнения Конституции России всеми субъектами Федерации.

На повышение эффективности государственного управления бы­ла направлена и реформа верхней палаты Федерального собрания России — Совета Федерации, в который входили главы исполни­тельной власти (президенты, губернаторы) и законодательных соб­раний субъектов Федерации. В 2000 г. места руководителей респуб­лик, краев и областей стали постепенно занимать их представители, которые теперь работали в Совете Федерации на постоянной основе. Бывшие члены Совета Федерации вошли в состав созданного Госу­дарственного совета — нового совещательного органа при Прези­денте РФ.

В 2000—2003 гг. изменились отношения между Государствен­ной думой и органами высшей исполнительной власти. Удалось пре­одолеть характерную для ельцинской эпохи конфликтность между пар­ламентом и президентом.

Дан был новый импульс реформе Российской армии. В соответ­ствии с «Планом строительства Вооруженных сил РФ» (январь 2001 г.) предусматривался рост их финансирования при сокращении личного состава; запланировано оснащение войск современной и пер­спективной боевой техникой. К 2010 г. предполагается перейти пре­имущественно на контрактную основу комплектования армии. В про­цессе экспериментов 2001—2004 гг. отрабатывались элементы этой программы. В июне 2002 г. был принят Закон «Об альтернативной гражданской службе».

Произошли значительные структурныеизменения в системе ор­ганов государственной безопасности.В 2003 г. Федеральной службе безопасности возвращены Федеральная погранслужба (ФПС) и Федеральное агентство правительственной связи (ФАПСИ). Рас­формирована Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), на-логово-фискальные функции которой переданы МВД.

Модернизируется судебно-правовая система: в 2002 г. при­няты новые акты, регулирующие деятельность суда и адвокатуры, ин­тенсивно вносились поправки в действующие кодексы.

Обеспечение гражданского согласия. Широкая поддержка ан­титеррористической операции федеральных сил в Дагестане и Чечне осенью 1999 г. отразила стремление россиян к избавлению от беспре­дела, обеспечению безопасности, наведению порядка, утверждению стабильности в обществе. После долгих лет острых дискуссий в декабре 2000 г. по предло­жению президента Дума утвердила государственные символы Рос­сии. Ими стали: Герб в виде двуглавого орла и трехцветный флаг; за Вооруженными силами сохранялись красные знамена советской эпо­хи; в качестве музыкального символа был возвращен созданный в го­ды Великой Отечественной войны гимн А. В. Александрова с новы­ми словами С. В. Михалкова. Такое сочетание элементов символики имело целью объединить различные эпохи истории России, прими­рить сторонников различных политических настроений, продемонст­рировать преемственность и новизну в развитии страны.

Весной 2001 г. Госдума приняла новый закон о политических пар­тиях. Его идея состояла в том, чтобы партии были не узкими региональными объединениями, а являлись выразителями интересов граж­дан в государственном масштабе. Поэтому все существующие партии должны были в течение двух лет пройти перерегистрацию, чтобы до­казать свое право выступать от имени граждан в качестве общефеде­ральных объединений.

В 2000—2002 гг. большое внимание в публичной политикеуде­лялось укреплению института Президента, который рассматривался не только как высшее должностное лицо, но и один из сплачивающих общество личностных символов.

Экономическая политика. В 2000 г. Министерство экономиче­ского развития и торговли подготовило обширный документ Основ­ные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу», который определил стра­тегические приоритеты экономической политики государства на пери­од до 2010 г..

Уже вскоре после избрания президент провозгласил необходи­мость «равноудаления олигархов» от власти, т.е. ликвидации необос­нованных привилегий и, следовательно, доходов, которые имели не­которые предприниматели за счет «особых» отношений с чиновниче­ством и политиками. К этой теме общественное внимание вновь было привлечено в 2003 г. при расследовании «дела ЮКОСА», когда бы­ли усилены многие акценты, касавшиеся ответственности крупного бизнеса перед государством и обществом. 2001 г. при Минфине был учрежден новый орган — Комитет по финансовому мониторингу. Россия вступила в сообщест­во международных финансовых разведок.

Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добав­лений в Гражданский кодекс РФ. Шкала налогов снижалась с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени».

В 2000—2004 гг. сделаны важные шаги к углублению рыноч­ных преобразований в секторах, которые называют «естественными монополиями». Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в сис­теме железнодорожного транспорта и сфере жилищно-коммунального хозяйства направлены на создание конкурентной среды, привлечение инвестиций, что должно привести к качественному улучшению поло­жения в этих областях.

Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, за­крепившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи.

В 2000—2003 гг. руководство страны не раз высказывало оза­боченность по поводу «сырьевого крена»в развитии российской про­мышленности. В качестве стратегической поставлена задача добиться прогресса в отраслях, базирующихся на современных технологиях и производящих наукоемкую продукцию. Указывалось на необходи­мость обеспечить прорыв на тех направлениях, где российская наука соответствует мировому уровню.

В этой связи государство стало уделять больше внимания обо­ронно-промышленному комплексу (ОПК), в котором традиционно сосредоточен колоссальный высокоинтеллектуальный потенциал. Расширение финансирования и начавшиеся в ОПК преобразования направлены на решение проблем как военного, так и гражданского характера.

Новые инициативы экономической политики уже дали положи­тельный эффект. В течение 2001—2004 гг.государственный бюджет сводился с профицитом. Это дало возможность поставить вопрос о подготовке перехода страны к устойчивому и более динамичному эко­номическому развитию.

Позитивные перемены в народном хозяйстве позволили значи­тельно усилить социальную направленность проводимой политики. N же к концу- 2000 г. удалось погасить большую часть многомесячной задолженности по зарплате, пособиям и пенсиям. В 2001—2002 гг. несколько раз повышалась зарплата различным категориям работни­ков бюджетной сферы, увеличены пенсии. Постепенно стали расти реальные доходы граждан. Появлялись новые рабочие места, что только в 2001 г. привело к сокращению числа безработных на 700 тыс. чело­век. Приняты новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсионной реформе.На перспективы социального развития благотворное влия­ние оказывает увеличение ассигнований на поддержку учреждений науки, культуры и образования. Особое внимание правительство уде­ляет модернизации средней и высшей школы.

Проблема чеченского урегулирования. Чеченская проблема и в 2000—2004 гг. занимала важное место в политической жизни Рос­сии

Итоги первого президентства В. В. Путина. Еще в марте 2000 г. В. В. Путин в книге-интервью «От первого лица» наметил график действий на предстоящие годы. К середине 2002 г стабилизирована общественно-политическая и социально-экономиче­ская ситуация, намечены основные направления дальнейшего совер­шенствования государственного устройства, продолжение либераль­ного реформирования экономики и социальной сферы. В то же время на характер внутренней политики с середины 2002 г. во все возрас­тающей степени оказывало влияние приближение выборов в новую Думу(декабрь 2003 г.) и Президента РФ (март 2004 г.). Поэтому в центре внимания властных структур находилась задача выстраива­ния баланса общественных сил, позволяющего, с одной стороны, под­держивать стабильность, а с другой — добиться наилучшего резуль­тата на выборах.

Одновре­менно создавались политические и организационно-правовые условия для предсказуемого исхода будущих голосований. Президентские структуры обозначили цель парламентских выборов — формирова­ние констатуционного пропрезидентского большинства в нижней па­лате. Для этого действующая Дума повысила с 5 до 7% избиратель­ный барьер для прохождения партий в парламент, что должно было заставить более мелкие объединения искать союза с имеющими боль­шие шансы на избрание партиями.

Поправки в Закон о референдуме, запрещающие его проведение за год до общенациональных выборов, предусматривали ограничение возможностей использования этого института в популистских пред­выборных целях.

Обстановка грядущих выборов оказала влияние и на экономиче­скую политику, рамки которой определялись итогами развития пред­шествующего периода и ожидавшимся осложнением условий функ­ционирования экономики в 2003 г. В 2000—2002 гг. она развива­лась в благоприятной обстановке, что было во многом обусловлено высокими мировыми ценами на сырьевые товары, составляющие ос­нову российского экспорта, — нефть, газ, черные металлы, продажа которых обеспечивала надежные поступления в бюджет. Госу­дарство безболезненно выплатило 17 млрд долл. по внешним долгам, а золотовалютные резервы Центрального банка достигли рекордного за всю историю страны уровня — 84 млрд долл.

К началу 2004 г. удалось добиться существенного снижения тем­пов инфляции. В 1999 г. она составляла 36%; в 2001 г. — 18%, а в 2003 г. — 12%. Рост валового внутреннего продукта колебался, со­ставив в 2003 г. 7%.

Для придания новых импульсов развитию российской экономики в 2002—2003 гг. создавалась правовая база для рефор­мирования системы железнодорожного транспорта, изменения жи­лищной политики (ЖКХ), преобразований в электроэнергетике (РАО ЕЭС России»), управления газовой отраслью (РАО «Газ­пром ). Большая часть этих мер относится к числу «непопулярных» и связанных с сокращением государственных дотаций на сдержива­ние роста тарифов и поддержание фиксированно низких цен за услуги. Эти преобразования, как и реформу банковской системы, специали­сты признают жизненно необходимыми, хотя многие из них содержат угрозу социальных конфликтов. Все это заставляло как исполнитель­ную, так и законодательную ветви власти особенно осторожно отно­ситься к реформированию чувствительных для массовых слоев насе­ления сфер. Д\я этого в конце 2003-го — начале 2004 г. предприня­ты значительные усилия для концентрации властных полномочий группирующихся вокруг президента реформаторов.

В результате выборов в Государственную думу изменилась пар­тийно-политическая конфигурация нижней палаты: ослаблены силы, игравшие видную роль в политике 90-х гг. Пятипроцентный барьер не преодолели кандидаты от Союза Правых Сил и «Яблока», а КПРФ получила почти вдвое меньше прежнего числа голосов (12,7% вместо 24,3°о). В парламент прошла ЛДПР (11,6%) и новое объедине­ние — блок «Родина» (9,1%), отстаивавшие национально-государ-ственнические позиции и выступавшие за продолжение социально ори­ентированных рыночных реформ. Наибольший успех сопутствовал партии «Единая Россия» (37%), откровенно заявлявшей о себе как о партии поддержки президента

Реализуемые В. В. Путиным идеи сохранения социально-поли­тической стабильности при проведении назревших, но неизбежно бо­лезненных реформ нашли поддержку у населения и отразились в ре­зультатах голосования по выборам Президента России 14 марта

2004 г. В. В. Путин получил 71,2% голосов участвовавших в выборах,
кандидат от КПРФ Н. М. Харитонов — лишь 13,7%.

Среди задач, которые предстояло решать правительству, чаше называли проведение адми­нистративной, налоговой реформ, реформы естественных монополий, вступление России во Всемирную торговую организацию, обеспече­ние конкурентоспособности экономики через внедрение инновацион­ных технологий.

Стабилизация общественно-политической ситуации в 2003 —2005 гг. совпала по времени с расширением экономических возможностей государства. Этому во многом способствовала и благоприятная международная конъюнктура: цены на нефть и газ — важнейшие составляющие российского экспорта — сохранялись на высоком уровне. Для концентрации «сверхдоходов» был создан специальныйСтабилизационный фонд, который в 2006 г. достиг колоссального по меркам нашей страны размера — 2 трл. руб. Это позволило государству значительно усилить социальную направленность проводимой политики

Наши рекомендации