Социальные и гуманитарные науки

В области гуманитарных и социальных наук роль ЮНЕСКО – способствовать продвижению знаний, разработке норм и налаживанию интеллектуального сотрудничества, содействуя тем самым социальным преобразованиям, основанным на уважении идеалов справедливости, свободы и человеческого достоинства. Таким образом, ЮНЕСКО в этой области выполняет тройную задачу: изучает то, что уже существует (исследования в области социальных наук), стремится предвидеть то, что может случиться (философия и перспективные исследования), и определяет то, что должно быть (этика и права человека), с тем чтобы уменьшить разрыв между существующим и ожидаем положением дел.

Коммуникация и информация

Коммуникация, информация и знания – движущие силы прогресса, содействующие повышению уровня и качества жизни. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), будь то традиционные или современные их формы, предоставляют людям во всем мире новые и надежные возможности развития. Кроме того, многие страны, и прежде всего наименее развитые, не имеют полноценного доступа к информации и к информационным обменам, что лишает их шансов на перспективы долгосрочного и устойчивого развития.

ЮНЕСКО стоит на страже свободы прессы и публично осуждает самые злостные нарушения этой свободы, такие как убийства и физическая расправа над сотрудниками СМИ.

Тема. 2.4. Россия в планах международных организаций: военнополитическая конкуренция и экономическое сотрудничество.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ. 1992-1999

Формирование концепции внешней политики России. Распад СССР явился важнейшим событием международной жизни конца XX в., оказавшим огромное влияние на систему международных от­ношений. На смену биполярному миру, многолетнему противостоянию двух социальных систем должна была прийти иная организация меж­дународной жизни, отражавшая новое соотношение сил и соответст­вующая глобальным вызовам современности.

Некоторое время в общественном сознании царила эйфо­рия. Политики ожидали, что радикальный поворот от конфронтации к сближению с западными странами автоматически изменит их отно­шение к России, мобилизует массированную политическую поддерж­ку и экономическую помощь. В этих условиях ставка была сделана на ускоренную интеграцию в евро-атлантические структуры. В первой половине 1990-х гг. получила теоретическое обоснование и практиче­ское воплощение политика «агтыантизма». В основе атлантической внешнеполитической концепции лежали: ориентация на западную мо­дель развития.

На Западе ситуацию воспринимали иначе. Нашу страну считали проигравшей «холодную войну», не спешили устанавливать «страте­гическое партнерство» и тем более не видели Россию в качестве рав­ноправного союзника. Ей в лучшем случае отводилась роль младшего партнера, любое же проявление самостоятельности рассматривалось как рецидив советской «имперской» политики. Об игнорировании ин­тересов России свидетельствовало продвижение к ее границам НАТО, противодействие реинтеграционным тенденциям на постсо­ветском пространстве. Россия оставалась отгороженной от Запада визовыми и таможенными барьерами, его рынки защищались высо­кими тарифами, квотами и другими регуляторами. Все это оказало от­резвляющее воздействие на российскую политическую элиту. Крити­ческое отношение к «атлантизму» в российской политической элите стало звучать все громче уже во второй половине 1993 г.

В середине 1990-х гг. окрепло убеждение в том,что единствен­ным надежным ориентиром внешней политики должна стать твердая защита национальных интересов.Появился больший реализм в оцен­ке последствий распада СССР и ситуации в мире. Утверждаются представления о становлении многополярного мира, в котором доми­нировать не способна ни одна, даже самая мощная держава. Осознание геополитического и культурно-исторического своеобразия России возрождало интерес к идеям евразийства, кото­рые также привлекались при обосновании внешнеполитической стра­тегии.

Проведению эффективной внешней политики препятствовала и нерешенность ряда важных организационных проблем. Одна из них была связана с уходом из МИДа опытных дипломатов на более высо­кооплачиваемые должности в частном бизнесе. Это сказалось на ра­боте внешнеполитического ведомства.

Между тем в стране не сложилось единой формы организованного представи­тельства и согласования интересов всех действовавших на этом на­правлении групп. Так, например, в ноябре 1993 г. руководство Службы внешней разведки выступило против расширения НАТО на Восток, а МИД заявил, что расширение НАТО не угрожает России. Имен­но поэтому в начале 1995 г. в послании Федеральному собранию прези­дент прямо поставил задачу «улучшения координации внешнеполити­ческой деятельности». Однако созданный Ельциным в конце 1995 г. Совет по внешней политике полностью с этой задачей так и не спра­вился.

Российско-американские отношения. Отношения с США зани­мали ключевое место во внешней политике России в 1990-е гг. В це­лом они заметно изменились в лучшую сторону. На взаимодействие двух государств оказывали влияние различия их экономических и политических возможностей. России было трудно претендовать на роль глобальной державы. В сравнении с СССР она обладает гораздо более скромным экономическим потенциалом. Ее национальный доход в условиях кризиса сократился вдвое и по опти­мистическим подсчетам составляет 8—9% от американского. В де­сять раз по сравнению с серединой 1980-х гг. уменьшились военные расходы России. Кроме того, в результате дезинтеграции СССР она лишилась важной части оборонной инфраструктуры, прежних союз­ников и не приобрела новых, в то время как США укрепили лиди­рующее положение в переживших «холодную войну» военно-полити­ческих блоках Европы и Азии.

Новый характер российско-американских отношений получил от­ражение в двух документах 1992 г. Ими были «Декларация прези­дентов России и США» и «Хартия российско-американского парт­нерства и дружбы». В них предусматривался отказ сторон рассматри­вать друг друга в качестве противников, общая приверженность пра­вам человека, экономической свободе, поддержки США курса России на углубление реформ, продолжение процесса сокращения вооруже­ний и сотрудничество в поддержании стратегической и региональной стабильности.

Значительно активизировались российско-американские полити­ческие связи. Приобрели регулярный характер встречи президентов двух стран, оживились межпарламентские контакты, взаимодействие по линии других государственных учреждений и ведомств.

Активно развивалось сотрудничество в сфере сокращения воору­жений. В 1992 г. был ратифицирован подписанный годом ранее дого­вор о сокращении и ограничении стратегических наступательных воо­ружений (СНВ-1), а уже в 1993 г. был подписан договор СНВ-2. Стороны достигли рамочной договоренности, предусматривавшей ра­дикальные сокращения наступательных вооружений США и России к началу XX в.

Сферой двустороннего взаимодействия становилось сотрудничество в безопасном уничтожении ядерных и химических бо­еприпасов, а также вопросы нераспространения оружия массового по­ражения и ракетной технологии.

Начало рыночных реформ в России открыло значительные пер­спективы для сотрудничества в торгово-экономической области. Был снят ряд ограничений периода «холодной войны», создавалась дого­ворно-правовая база экономического взаимодействия. В 1990-е гг. было подписано более 200 двусторонних документов, включая крупные межправительственные и межведомственные согла­шения в самых различных областях.

Развернулось российско-американское сотрудничество в урегу­лировании острых региональных проблем. Это касалось преодоления последствий кризиса в Персидском заливе, ситуации в Анголе, Ника­рагуа. Россия и США кооперировали свои усилия в качестве сопред­седателей мирной конференции по Ближнему Востоку. Обсуждался вопрос об ограничении поставок оружия в страны «третьего мира», велся интенсивный поиск нормализации обстановки в Афганистане, бывшей Югославии, Камбодже, Сальвадоре, на Кипре.

В середине 1990-х гг. происходит определенная эволюция рос­сийско-американских отношений. Избавление от угрозы коммунисти­ческой реставрации в России в результате президентских выборов 1996 г. привело к ужесточению диалога американской администрации с Москвой по спорным вопросам. США стремились реализовать свои планы перестройки международных отношений в духе моноцентризма и американского лидерства. Интенсификация российско-американ­ских контактов в первой половине 1990-х гг. не привела к снятию су­ществовавших в их отношениях противоречий, многие из которых бы­ли весьма значительны.

США все больше отходили от поддержки традиционных прин­ципов международного права, базирующихся на уважении суверени­тета и невмешательстве в чужие дела, в сторону так называемого гу­манитарного вмешательства под предлогом защиты прав человека и этнических меньшинств. Отстаиваемая Вашингтоном правомерность «гуманитарной интервенции» получила название «доктрины Клинто­на и была апробирована в ходе вооруженной операции на террито­рии бывшей Югославии. Натовские бомбардировки Белграда приве­ли к значительному охлаждению отношений России с США и их со­юзниками.

Россия выступала против построения формирующейся системы международной безопасности на основе НАТО, принижения в меж­дународных делах роли ООН, ОБСЕ. Американская сторона и ее партнеры по блоку оставили без внимания возражения России по по­воду намеченного расширения альянса за счет включения в него быв­ших стран — участниц Варшавского договора и некоторых республик распавшегося СССР. США отказывались признать территорию быв­шего Советского Союза зоной приоритетных интересов России, инте­грационные импульсы в рамках СНГ трактовали как стремление воз­родить «советскую империю». На противодействие этому была на­правлена американская доктрина поддержания «геополитического плюрализма» на постсоветском пространстве. Все более острые раз­ногласия заявляли о себе в связи с Договором по ПРО (1972) и по­пыткам США отказаться от содержащемся в нем ограничений. Не­смотря на положительную динамику экономического сотрудничества, в США в отношении российских товаров не были отменены дискри­минационные ограничения, сохранялись антидемпинговые пошлины и квоты, существовали препятствия для ввоза в Россию высокотехно­логичной продукции. Более агрессивной стала политика Вашингтона по вытеснению России с высокотехнологичных товарных рынков. В целом же в 1990-е гг. в российско-американских отношениях сло­жился достаточно отлаженный механизм взаимодействия и преодоле­ния разногласий.

Наши рекомендации