Регулирование уголовных правоотношений в мусульманских странах
В XX — начале XXI вв. сохранялась значительная роль шариата в регулировании уголовных правоотношений в странах ислама. Он исходит из того, что правонарушение является не только отступлением от норм мусульманского права, за которое следует «мирская» санкция, но оно является и грехом против установлений аллаха, который сопровождается внеземным наказанием.
Существует не одна классификация правонарушений в мусульманском праве. Наиболее распространенной является та, которая разделяет все правонарушения на три основные группы.
К первой относятся правонарушения, представляющие собой наибольшую общественную опасность, является посягательством на интересы всей мусульманской общины. Они наказываются четко определенной санкцией, которая называется хадд.
Ко второй группе относятся правонарушения, которые затрагивают интересы отдельных лиц. Они наказываются тоже четко определенными санкциями — кисас (кавад или дийа).
В третью группу включены все остальные правонарушения, которые могут затрагивать и общественные, и частные интересы (тазир).
За правонарушения первой группы следуют наказания, определенные Кораном и Сунной, а также нормативной практикой первых четырех халифов.
К этим правонарушениям отнесены 7 наиболее небезопасных общественных действий — прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, воровство, разбой, бунт, вероотступничество и недоказанное обвинение в прелюбодеянии.
Прелюбодеяние — это внебрачные половые отношения. С точки зрения шариата это преступление, которое посягает на одну из охраняемых им ценностей — на продолжение рода, а также наносит ущерб основам морали и интересам семьи.
Неслучайно в Коране немало аятов, осуждающих прелюбодеяние, которое считается одним из смертных грехов. В аяте 32 суры 17 в связи с этим говорится: «Не приближайтесь к блуду вы. Ведь это срам и путь к дурному».
Считается, что включение в Коран осуждения прелюбодеяния было вызвано реальными событиями, связанными с пророком Мухаммедом.
Во время одного из походов его любимая жена Айше отстала от войска и только через несколько дней была приведена одним молодым мусульманином, что породило неприятные для пророка сплетни.
В аяте 2 суры 24 предусмотрено наказание для прелюбодеев — публичная порка в 100 ударов или высылка на один год (для неженатых и незамужних). А для тех, которые состояли в браке, допускалось публичное забивание виновных камнями до смерти. Из аята 15 суры 4:
А если кто из ваших женщин
Поступок мерзкий совершит,
То призовите четырех свидетелей из вас.
И если (грех сей) будет ими подтвержден,
Держите их в домах,
Пока их не постигнет смерть.
Ожидало прелюбодеев и еще одно наказание, о котором идет речь в аяте 3 суры 24:
Прелюбодей не (смеет) в связь вступать (в брак)
Ни с кем, помимо многобожницы иль любодейки.
А с любодейкой в связь может вступить
Лишь любодей иль многобожник.
Для верующих
В брак с ними вступать запрещено.
В тоже время в Коране предусмотрена возможность освобождения от наказания раскаявшихся в своем преступлении прелюбодеев. Об этом говорится в аяте 16 суры 4:
А если ту же мерзость совершат
Из вас какие-либо двое,
Вы накажите их обоих,
Но коль они покаются, к благому обратясь,
Оставьте их.
К разряду тяжких преступлений Коран относит и недоказанное обвинение в прелюбодеянии. Из аята 4 суры 24:
А те, кто клевету возводит
На целомудренных девиц
И не представит четырех свидетелей (греха их)
Побить кнутом их 80 раз.
О наказании за ложное обвинение в прелюбодеянии идет речь и в аяте 23 суры 24:
Те, кто возводит клевету
На целомудренных..,
Те будут прокляты и в ближней, и в далекой жизни
И будут преданы суровой каре.
Но в соответствии с нормами мусульманского права муж, ошибочно обвинивший свою жену в прелюбодеянии, не привлекается к ответственности.
Если он пять раз утверждает, что жена родила ребенка не от него, то она должна быть наказана за прелюбодеяние. Но если она пять раз повторяет при этом, что ребенок от мужа, то последний признается отцом ребенка, но брак разрывается навсегда.
К тяжким преступлениям разряда хадд Коран относит азартные игры и употребление спиртных напитков. Причины этого изложены в аяте 91 суры 5:
И хочет сатана азартом и вином
Вражду и ненависть средь вас посеять.
Запрещение на употребление опьяняющих средств содержится и в аяте 90 суры 5:
О вы, кто верует!
Все, что пьянит ум ...
Все это мерзость, что измыслил сатана.
Так воздержитесь же от этих искушений,
И может быть, тогда
Вы обретете (истинное) счастье.
По одному преданию Мухаммед требовал наказывать лиц, употреблявших то, что опьяняет ум, путем их публичного битья палками.
По другому преданию пророк лично наказывал пьяниц 40 ударами пальмовой ветвью. А халиф Омар в связи с распространением пьянства ввел более суровое за него наказание — до 80 ударов палкой.
Доказательством пьянства являются утверждения свидетелей, признание обвиняемого, внешние признаки опьянения. При случайном употреблении алкоголя (или ошибочном) виновный от наказания освобождается.
К преступлениям типа хадд относится и воровство. Кораном за него установлена четко определенная мера наказания — преступнику отсечь руку (правую). При условии, что он тайно выкрал имущество с того места, где оно хранилось и куда злодей не имел свободного доступа.
Не сопровождается отсечением руки кража, совершенная в общественном месте — в магазине, бане, на транспорте, в неохраняемом саду. Это же относится к краже имущества, запрещенного для мусульман, например, картины, статуи, и не продаваемого на базарах.
Мерой наказания, установленной шариатом за повторную кражу, было отсечение правой ноги. При третьей краже предусмотрено удаление левой руки, при четвертой — левой ноги. Доказательством вины служат показания свидетелей и признание самого вора.
Одним из самых серьезных преступлений, наказание за которое предусмотрено Кораном, является разбой. Считается, что пророк Мухаммед включил соответствующие положения в Коран после реального исторического события, происходившего у него на глазах.
Согласно легенде однажды пророк дозволил группе мусульман — бедуинов остаться в Ясрибе (Медине) на несколько дней для отдыха и лечения больных. А они вместо этого напали на погонщика верблюдов, предназначенных для жертвоприношения, убили его и скрылись вместе с верблюдами.
Толкование норм Корана позволило определить меру наказания за разбой в зависимости от его последствий. Если он сопровождался убийством и захватом имущества, то виновный карался смертью и распятием преступника. Если имело место убийство без присвоения имущества — смертью, а присвоение без убийства — четвертованием.
Ко второй группе преступлений в мусульманском праве относятся те из них, за которые шариатом предусмотрена санкция кисас. Она заключается в том, что совершившему преступление назначается возмездие, «равное» преступлению.
Основными преступлениями типа кисас считаются убийство и нанесение телесных не восстанавливаемых повреждений. Однако при умышленном убийстве допускалось и отступление от этого принципа.
По преданию пророк Мухаммед предлагал потерпевшей стороне выбрать одно из трех — смерть для убийцы, принять от него дийа — выкуп за кровь или простить преступника.
К правонарушениям категории тазир относятся те из них, наказание за которые не определены ни Кораном, ни Сунной, ни в иджме (толкованиях первых мусульманских правоведов).
К ним относятся неисполнение некоторых религиозных обязанностей, нанесение материального ущерба отдельным лицом, мошенничество, взяточничество, растрата, лжесвидетельство, нарушение правил поведения в общественных местах.
Среди наказаний типа тазир — устное осуждение, бойкот, отлучение, бритье головы (но не бороды), очернение лица, распятие на 3 дня без лишения жизни.
Применяются также штрафы, конфискация и уничтожение имущества, телесное наказание в виде палочных ударов, а иногда и смертная казнь.
В XX — начале ХХ1 веков в мусульманском праве произошли значительные изменения. В правовых системах наиболее развитых мусульманских стран ведущее место заняло законодательство, основанное на западноевропейских образцах.
Примером может служить иракский уголовный кодекс, который был введен английскими оккупационными властями в 1918 году. Он действовал до принятия в Ираке нового уголовного кодекса в 1969 году
С 1937 года в Египте действует уголовный кодекс, при составлении которого использовались западноевропейские образцы. В 1959 году в Нигерии был принят уголовный кодекс, который тоже сузил сферу применения шариата.
До настоящего времени в Саудовской Аравии нет уголовного кодекса, но позиции мусульманского права частично потеснены изданием отдельных нормативно-правовых актов, в том числе и уголовного характера.
Они с учетом норм шариата устанавливают наказания за употребление спиртных напитков, гомосексуализм, за организацию смуты, неповиновение властям и т.д. В частичности, лиц, употребляющих спиртное или наркотики, ожидает 80 ударов батогом.
Размер полного выкупа за кровь (дийа) определен в 5 тыс. реалов, а за телесные повреждения — та или иная часть полного выкупа. В саудовском законодательстве сохранены шариатские наказания за воровство в виде отрубания руки.
Несоблюдение автоводителями правил движения наказывается их публичным битьем кнутом, а число ударов зависит от характера их правонарушения.
По йеменскому закону 1976 года размер компенсации при умышленном убийстве установлен в размере 60 тыс. реалов. Сильно ограничили применение норм шариата в Бахрейне уголовно-процессуальный кодекс 1966 года и уголовный кодекс 1976 года.
В тоже время в законодательных актах ряда мусульманских стран в последней четверти XX века имело место возрождение норм мусульманского права и включение их в нормативно-правовые акты.
Начался этот процесс в Ливии в 1971 году, когда здесь было принято решение об исламизации правовой системы. В результате в значительной мере были восстановлены шариатские наказания.
Аналогичный процесс еще более интенсивно развернулся в Пакистане. Здесь в 1979 году был принят закон, который возродил шариатские нормы уголовной ответственности за употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, воровство, разбой и недоказанное обвинение в прелюбодеянии, в том числе отрубание рук и ног.
Наиболее последовательно исламизация уголовного права проводится в Иране. Здесь после провозглашения исламского государства в 1979 году судебные органы стали широко использовать нормы шариата шиитского толка.
Иранская конституция 1979 года установила, что все законодательство должно соответствовать исламским нормам, а для борьбы с преступностью в первую очередь должны использовать санкции хадд и тазир. В 1981 году меджлис принял закон о кисасе из 199 статей, восстановивший действие соответствующих норм шариата. Процесс исламизации права активно развернулся и в Судане. В этой стране в 1983 году начал действовать новый уголовный кодекс, который восстановил такие наказания как распятие, забивание камнями, отрубание рук и ног, внесение выкупа за кровь и т.д. А уголовно-процессуальный кодекс 1983 года ввел шариатские процедуры доказательства преступления и порядка вынесения приговора. После этого в Судане прекратилась продажа спиртных напитков, которые вылили в Нил.
За 2 года 68 ворам в Судане были отрублены правые руки. Причем, шариатские формы наказания теперь здесь применяются не только к преступникам-мусульманам, но и к немусульманам.
В 1984 году парламент Кувейта принял закон, запретивший продажу спиртного не только мусульманам, но и иностранцам — немусульманам.
Восстановление некоторых шариатаских норм уголовного процесса и наказания в законодательстве мусульманских стран привело к резкому сокращению в них преступности, особенно уголовной. Так, в Саудовской Аравии ее почти нет.
Однако в большинстве мусульманских стран отсутствует тенденция возрождения норм шариата в праве. В качестве примера можно указать на Алжир, где в полной мере действует принятый в 1966 году по французскому образцу уголовный кодекс. Итог этого известен: преступность здесь мало уступает французской.
В XX — начале XXIвеков регулирование уголовных правоотношений в мусульманских странах претерпело значительные изменения. Первоначально оно осуществлялось в основном путем использования норм шариата, а затем — на основе законодательства, которое не только закрепляло некоторые нормы шариата, но и нормы европейского права.
Однако в конце XX — начале XXI веков в ряде мусульманских стран проявилась рецепция шариата в сфере регулирования уголовных правоотношений.