Октябрь 1917 г.: мнения историков
1. Ознакомьтесь с мнениями двух отечественных историков М. Гефтера и П. Волобуева по данному вопросу.
2. Выделите наиболее существенные положения, характеризующие их отношение к событию.
3. Опираясь на конкретику событий осени 1917 г. (учебники), определите свое отношение к позициям М. Гефтера и П. Волобуева (какая из них Вам представляется предпочтительней и почему).
Гражданская война в документах (Письмо А.С. Лукомского А.И. Деникину)
1. Ознакомьтесь с письмом А.С. Лукомского А.И. Деникину (С. 185-186), предварительно найдя информацию об авторе письма и его адресате.
2. Проанализируйте текст письма: какой вопрос из воззвания А.И. Деникина был критически воспринят А.С. Лукомским и почему?
3. Ответьте на вопрос: какая причина поражения белых иллюстрируется данным письмом?
Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
Гражданская война в документах (Антанта и Гражданская война в России)
1. Ознакомьтесь с документами «Из материалов Главного командования армиями Антанты», «Из ноты верховного совета союзников на имя адмирала Колчака» (С. 222-225, 645-647).
2. Проведите их сравнение:
- какие позиции (выделите не менее 2-х) являются общими для обоих документов;
- по каким позициям они отличаются.
3. Опираясь на материал учебников, ответьте на вопрос: как можно объяснить изменение одной из позиций стран Антанты в мае 1919 г.
4. Какое заключение по вопросу о причинах поражения белого движения можно сделать на основе изученных источников?
Хрестоматия по отечественной истории (191401945). – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
Барон А. Будберг. Дневник белогвардейца (Колчаковская эпопея)
1. Соберите информацию об А. Будберге.
2. Ознакомьтесь с воспоминаниями барона А. Будберга (С. 211-220, 230-232, 283, 288-289 и др.). Как он характеризует атмосферу в колчаковской армии, отношение различных слоев сибирского населения к армии Колчака.
3. На основе источника сделайте заключение: какие причины поражения белого движения он отражает.
Дневник белогвардейца. Сборник… - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991.
Советский государственный деятель: штрихи к портрету
1. Соберите информацию об одном из советских государственных деятелей (В.И. Ленин Л.Д. Троцкий, С.М. Киров, Ф.Э. Дзержинский, И.В. Сталин, Л.П. Берия, А.Н. Косыгин, Н.И. Рыжков, Н.С. Хрущев, Ю.В. Андропов, Л.И. Брежнев).
2. Составьте на основе собранной информации краткую биографическую справку о «своем персонаже».
3. Проанализируйте собранную информации и выделите его личностные, деловые качества.
4. Определите и объясните свое отношение к нему: что Вы приемлете, что Вы не принимаете у «своего героя»).
29. И.В. Сталин и внутрипартийная борьба в ВКПб в 1920-х гг.
1. Изучите информацию об основных вехах внутрипартийной борьбы («новый курс» Л.Д. Троцкого, «новая оппозиция», троцкистско-зиновьевский блок, правый уклон).
2. Какие позиции занимал в этой борьбе И.В. Сталин?
3. Как можно объяснить победу И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе?
А) Интеллектуальным превосходством И.В. Сталина над своими оппонентами
Б) Слабостью демократических традиций в партии большевиков
В) Политической гибкостью И.В. Сталина, его умением использовать закулисные методы борьбы
Г) Привлекательностью отстаиваемого им тезиса о возможности построения социализма в СССР при отсутствии мировой революции
Д) Другое (укажите)
Поясните свой ответ.
Советская индустриализация и Татарстан
1. Соберите информацию о предприятиях Татарстана в советский период.
3. Сделайте вывод: какую(-ие) черту(-ы) экономической политики советского руководства отражает изученный Вами материал?
Итоги индустриализации в СССР
1. Ознакомьтесь с информацией об итогах индустриализации в СССР.
2. Проведите ее анализ:
- какие итоги индустриализации раскрывают анализируемые материалы;
- по каким отраслям промышленного производства в 1930-х гг. обеспечивался наибольший рост и как это можно объяснить;
- какова география индустриализации.
3. Какой вывод о степени решенности задач индустриализации Вы можете сделать на основе анализируемых материалов?
Коллективизация в СССР
1. Ознакомьтесь с партийными документами по коллективизации (С.100-102).
2. Найдите в них ответ на вопрос о том, какие задачи коллективизации (выделите 3-4 задачи) ставились руководством страны и как они аргументировались.
3. Изучите разделы учебника по коллективизации и сделайте свое заключение по вопросу: какова же реальная цель коллективизации 1930-х гг.
Снегирева Л.И. Практикум по отечественной истории. Часть 11. – Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004.