Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Обучение - сложный процесс активного взаимодействия педагога и обучаемых. В ходе этого процесса активность познавательной деятельности обучающихся является важнейшим условием не только усвоения преподносимых знаний.
Как правило, большинство учащихся, придя в вуз, навыками самостоятельной работы не владеет и приобретает их постепенно в процессе учебы методом “проб и ошибок”. Тем более, что методы самостоятельной работы в вузе существенно отличаются от методов подготовки уроков в средней школе.
Рациональная организация самостоятельной учебной деятельности предполагает выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта выполнения учебного задания.
Овладеть навыками и методикой рациональной организации самостоятельной учебной деятельности можно только в результате постоянных, повседневных усилий каждого обучающегося, подчас даже насилия над собой, над своими привычками, своими слабостями, т.е. в результате самовоспитания.
Цель данных рекомендаций - помочь студентам овладеть основами рациональной организации своей учебной деятельности при освоении правовых дисциплин, изучении нормативного и практического материала.
Общие положения
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА-ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Термин “самостоятельная работа” студентов в настоящее время приобретает более широкое толкование и понимается как деятельность обучаемых, направленная на усвоение, закрепление, расширение и углубление знаний, умений и навыков, получаемых как на занятиях под руководством преподавателей, так и в часы самостоятельной подготовки, т.е. их активная умственная деятельность во всех формах учебных занятий и во время проведения общественных мероприятий.
В настоящее время стали редкостью учебные занятия, на которых совсем не было бы хотя бы небольшой самостоятельной работы и не требовалась бы максимальная активность от обучаемых. Кроме занятий в аудиториях и классах под руководством преподавателей, студенты не менее 3-4 часов ежедневно, а в некоторых вузах еще и один день в неделю полностью уделяют самостоятельной работе, в ходе которой они вырабатывают у себя привычку и навыки умственной деятельности. В это время они работают с учебниками и научной литературой, конспектируют первоисточники, готовятся к семинарам и практическим занятиям, выполняют различного рода домашние задания, курсовые и дипломные работы (проекты, задачи), готовят рефераты, ведут научные исследования и т.д.
Таким образом, в ходе самостоятельной работы осуществляются главные функции обучения - закрепление знаний и переработка их в устойчивые умения и навыки. Одновременно с этим развивается творческое мышление обучаемых, приобретаются навыки работы с научной литературой и навыки самостоятельного поиска знаний. От степени самостоятельности выполнения всех этих типов работ, от настойчивости каждого студента в этой самостоятельной работе зависит успех обучения.
Основы планирования самостоятельной работы студентов закладываются в учебном плане. В нем по каждой учебной дисциплине указываются время (в часах) аудиторных и самостоятельных занятий. Это дает возможность кафедрам равномерно распределить все домашние и контрольные задания в семестре и тематическом плане изучения учебной дисциплины.
Каждый студент должен планировать свою самостоятельную работу сам по форме, наиболее удобной для него. План - это предварительный отбор одного решения из множества других, которые возможны. Ясно, что при этом предварительном отборе одного решения из многих выбирается наиболее оптимальное, которое способствует быстрому, с меньшими затратами достижению цели.
Чтобы быстро и умело ориентироваться в этом потоке информации, студенты должны уметь работать с предметными каталогами библиотеки, уметь пользоваться информационными изданиями типа “экспресс-информация”, “Реферативные журналы”, “книжная летопись”, а также автоматизированной поисковой системой, чтобы быстро найти нужную книгу. В середине 19 века создалось утверждение, что настоящее образование - это самообразование.
В ходе обучения в вузе студент, занимаясь самовоспитанием, должен, прежде всего, выработать у себя умение действовать и работать самостоятельно, проявляя при этом упорное и настойчивое желание овладеть знаниями, закаляя свою силу воли, умело организуя свой труд.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1. Теории происхождения права.
2. Признаки, принципы и функции права.
3. Источники права.
4. Предмет и методы правового регулирования.
5. Формы реализации права.
6. Понятие и признаки правовых норм.
7. Виды правовых норм и их классификация.
8. Структура правовой нормы.
9. Международное право и российское законодательство.
10. Нормативно-правовые акты.
11. Понятие и основные признаки правонарушения.
12. Виды правонарушений.
13. Юридический состав правонарушения.
14. Понятие, основания, признаки и принципы юридической ответственности.
15. Виды юридической ответственности.
16. Законность и правопорядок и гарантии их обеспечения.
17. Теории происхождения государства.
18. Сущность и признаки государства.
19. Функции государства.
20.Органы исполнительной власти РФ.
21. Форма государства.
22. Механизм государства.
23. Принципы правового государства.
24. Понятие и принципы конституционного строя РФ.
25 Характеристика Конституции РФ.
26.истема и структура органов государственной власти РФ.
27 Форма российского государства.
28. Правовые основы защиты государственной тайны и информации.
29. Понятие и структура гражданского правоотношения.
30. Субъекты гражданских правоотношений.
31. Право собственности.
32. Наследственное право.
33. Обязательства в гражданском праве.
34. Гражданско-правовая ответственность.
35. Уголовная ответственность и виды уголовных наказаний.
36. Понятие преступления и юридический состав преступления.
37. Трудовой договор (контракт).
38. Порядок разрешения трудовых споров.
39. Административные правонарушения.
40. Административная ответственность.
41. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.
42. Общая характеристика брачно-семейных отношений.
43. Права и обязанности супругов, родителей и детей.
44. Ответственность по семейному праву.
45. Система российского права. Отрасли права.
46. Экологическое право.
47. Форма правления в РФ.
48. Федеративное устройство РФ.
49. Политический режим в РФ.
50. Международное право как особая система права.
51. Полномочия Президента РФ как главы государства.
52. Полномочия и состав Правительства РФ.