Особенности международного рынка услуг
Международная торговля услугами
Сущность и классификация услуг
Услуги – полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей общества.
Особенности услуги:
· неосязаемость;
· неотделимость от источника;
· не имеет овеществленной формы;
· непостоянство качества;
· несохраняемость;
· нетранспортабельность.
Природа услуги состоит в следующем:
· услуга как результат труда представляет собой персональный невещественный полезный эффект труда;
· услуга не существует без контакта между продавцом и покупателем услуги;
· индивидуальность восприятия услуги.
Характеристика услуги представлена:
· высокой степенью дифференциации как по потребительским (горизонтальная), так и по уровню качества (вертикальная);
· повышенной чувствительностью к экономической конъюнктуре и коротким периодом реагирования на ее изменение;
· выраженной сегментированностью спроса на услуги в зависимости от доходов, цен, национальных традиций и др.
· существенностью ценовых барьеров входа на рынок, обширной емкостью рынка;
· большей территориальной привязанностью и локализованностью обслуживания для мирового рынка услуг по сравнению с рынком товаров.
Во всех развитых странах сектор услуг является одним из перспективных как сфера. Приносящая немалую прибыль государству и обеспечивающая занятость населения (США – 73%, ФРГ – 41%, Италия – 35% занятых).
Существует множество классификаций услуг. В статистике национальных счетов выделяют:
· потребительские (рестораны, гостиницы);
· социальные (образование, медобслуживание и др.);
· производственные (жилищно-коммунальные, финансово-кредитные);
· распределительные (торговые, транспортные).
МВФ выделяет:
· фрахт,
· остальные транспортные услуги;
· туризм;
· прочие услуги.
По классификации ООН выделяют 160 видов услуг, которые объединены в 12 разделов:
· деловые услуги;
· услуги связи;
· инжиниринговые и строительные услуги;
· дистрибьютерские услуги;
· образовательные и др.
В зависимости от характера поведения экспортера и импортера услуг можно провести следующее деление:
Производитель не перемещается | Потребитель не перемещается | Потребитель перемещается |
Производитель не перемещается | А. Транспорт, компьютерные и информационные услуги | В. Поездки (туризм), образование и медицинские услуги |
Производитель перемещается | С. Прямые зарубежные инвестиции, временная трудовая миграция | D. Поездки в третьи страны, организованные фирмами – нерезидентами |
Особенности международного рынка услуг
Основными особенностями мирового рынка услуг являются:
· услуги, направленные на личное потребление, не вовлекаются в международный хозяйственный оборот (жилищно-коммунальные, образовательные);
· для обеспечения экономической безопасности государства важнейшие услуги (транспорт, связь, страхование, здравоохранение) не в полной мере поступают на мировой рынок (во многих странах страхование разрешается только резидентам);
· большее преобладание политики протекционизма, чем на рынке товаров;
Мировой рынок услуг регулируется соответствующими международными организациями (около 40): ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР, ЮНЕСКО, ВОИС (всемирная организация интеллектуальной собственности). Россия не имеет доступа к механизму урегулирования торгово-политических споров.
Содержание ГАТС:
· положения, определяющие основные обязанности членов ВТО в области международной торговли услугами;
· приложение и специальном статусе отдельных видов услуг;
· списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг;
· принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере международной торговли услугами.
Основные проблемы международной торговли услугами:
· сложности, связанные с оценкой стоимости экспортируемых услуг;
· нередко наличие коммерческой и некоммерческой составляющих при экспорте услуг;
· недостаточное внимание международной торговле услугами со стороны национальных и международных организаций.