Высший совет юстиции украины

В Украине действует Высший совет юстиции, статус и
полномочия которого определяются Конституцией Укра-
и ы и Законом Украины «О Высшем совете юстиции»
(15 января 1998 г.).

Высший совет юстиции— коллегиальный, независи-
мый орган, ответственный за формирование высокопро-
фессионального судейского корпуса. К его ведению отно-
сятся:

1) внесение представления о назначении судей на дол-
жности или об освобождении их от должности;

2) принятие решений по нарушениям судьями и про-
курорами требований относительно несовместимости;

3) осуществление дисциплинарного производства в от-
ношении судей Верховного Суда Украины и судей выс-
ших специализированных судов;

4) рассмотрение жалоб на решения о привлечении к
дисциплинарной ответственности судей апелляционных и
местных судов, а также прокуроров.

Высший совет юстиции состоит из двадцати членов.
Порядок его формирования:

1) Верховная Рада, Президент, съезд судей Украины, съезд
адвокатов Украины, съезд представителей юридических
вузов и научных учреждений назначают по три члена Выс-
шего совета юстиции;

2) всеукраинская конференция работников прокурату-
ры назначает двух членов Высшего совета юстиции;

3) Председатель Верховного Суда Украины, Министр
юстиции Украины, Генеральный прокурор Украины вхо-
дят в Высший совет юстиции по должности.

На должность члена Высшего совета юстиции может
быть рекомендован гражданин Украины не моложе трид-
цати пяти лет и не старше шестидесяти, который прожи-
вает в Украине не менее десяти последних лет, владеет
государственным языком, имеет высшее юридическое об-
разование и стаж работы в области права не менее десяти
лет. Срок полномочий членов Высшего совета юстиции,
кроме входящих в него по должности, составляет 6 лет.

Организует работу Высшего совета юстиции и председа-
тельствует на его заседаниях Председатель Высшего совета
юстиции. Он избирается из членов Высшего совета юсти-
ции сроком на три года, без права переизбрания, тайным
голосованием. Председателем не может избираться член
Высшего совета юстиции, входящий в него по должности.

Решение Высшего совета юстиции считается принятым,
если за него проголосовало более половины конституци-
онного состава этого органа.

8.5. ПРАВОВОЙ СТАТУС МИЛИЦИИ
УКРАИНЫ

Милиция Украины— это государственный вооружен-
ный орган исполнительной власти, призванный защищать
жизнь, права и свободы граждан, собственность, природ-
ную среду, интересы общества и государства от противо-
правных посягательств.

Правовой статус милиции Украины определяется За-
коном Украины «О милиции» (20 декабря 1990 г.).

Основные задачи милиции:

1) обеспечение личной безопасности граждан, защита
их прав, свобод и законных интересов;

2) пресечение и профилактика правонарушений;

3) охрана и обеспечение общественного порядка;

4) выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц,
их совершивших;

5) обеспечение безопасности дорожного движения;

6) защита собственности от преступных посягательств;

7) исполнение административных взысканий;

8) участие в оказании правовой и социальной помощи
гражданам, содействие органам государственной власти и
их должностным лицам в исполнении возложенных на
них обязанностей.





Таким образом, задачи милиции достаточно разнооб-
разны. Для их выполнения в структуре милиции созданы
следующие структурные подразделения:

1) уголовная милиция. Главная ее задача — выявле-
ние и раскрытие преступлений;

2) милиция общественной безопасности. Задачи дан-
ного подразделения — пресечение и профилактика право-
нарушений, охрана общественного порядка;

3) транспортная милиция имеет функции, аналогич-
ные уголовной милиции;

4) государственная автомобильная инспекция при-
звана обеспечить безопасность дорожного движения;

5) милиция охраныосуществляет функцию охраны
собственности от преступных посягательств;

6) специальная милиция занята охраной специальных
объектов.

Постановлением Кабинета Министров от 8 июля 1995 г.
создана также криминальная милиция по делам несо-
вершеннолетних .

Как и иные органы исполнительной власти, милиция
имеет строго иерархическую структуру. Общее руковод-
ство милицией осуществляет Министр внутренних дел Ук-
раины. В Автономной Республике Крым, областях, горо-
дах Киеве и Севастополе и некоторых крупных городах
функционируют управления внутренних дел. В районах
(городах) созданы подчиненные управлениям отделы внут-
ренних дел.

Для исполнения возложенных на милицию задач ра-
ботники милиции имеют право:

1) требовать прекращения правонарушений;

2) проверять документы у подозрительных лиц;

3) задерживать подозреваемых в совершении преступ-
лений; обвиняемых, скрывающихся от дознания; осуж-
денных, скрывающихся от исполнения наказания и ряд
других категорий лиц;

4) составлять протоколы о правонарушениях;

5) производить дознание и расследование преступлений;

6) осуществлять оперативно-розыскную деятельность;

7) проверять техническое состояние автотранспортных

средств;

8) применять меры физического воздействия, специаль-
ные средства и огнестрельное оружие. Применение дан-
ных мер строго определено и ограничено законом.

Милиция Украины формируется на контрактной осно-
ве. На службу в милицию принимаются граждане Украи-
ны, по своим моральным, деловым качествам, уровню об-
разования и физической подготовки способные исполнять
обязанности работников милиции.

8.6. ПРАВОВОЙ СТАТУС СЛУЖБЫ
БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ

Служба безопасности Украины— это государственный
правоохранительный орган специального назначения, ко-
торый обеспечивает государственную безопасность Украи-
ны. Деятельность СБУ регламентирована Законом Украи-
ны «О Службе безопасности Украины» (26 марта 1992 г.).

Задачи Службы безопасности Украины:

1) защита государственного суверенитета, конституци-
онного строя, территориальной целостности,, экономического,
научно-технического и оборонного потенциала Украины
от разведывательно-подрывной деятельности иностранных
спецслужб, посягательств со стороны отдельных органи-
заций, групп и лиц внутри страны;

2) предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие
преступлений против мира и безопасности человечества,
терроризма, коррупции и организованной преступной дея-
тельности в сфере управления и экономики.

Таким образом, СБУ противостоит всем противоправ-
ным действиям, угрожающим жизненно важным инте-
ресам Украины.

Служба безопасности Украины осуществляет разведы-
вательную и информационно-аналитическую работу в ин-
тересах внутренней и внешней политики государства.

С целью охраны государственных интересов в сфере
внешнеполитической и внешнеэкономической деятельно-
сти, а также безопасности граждан Украины за границей
СБУ осуществляет контрразведывательные мероприятия.

Кроме того, к компетенции Службы безопасности Ук-
раины относится расследование ряда преступлений и ро-
зыск лиц, их совершивших.

Система Службы безопасности Украины включает:

1) Центральное Управление СБУ;

2) Главное управление Службы безопасности в Авто-
номной Республике Крым;

3) региональные сфганы службы безопасности;

4) органы военной контрразведки;

5) воинские формирования;

6) учебные, научно-исследовательские и иные учрежде-
ния СБУ.

Расположение и территориальная компетенция органов
Службы безопасности Украины может не совпадать с ад-
министративно-территориальным делением Украины. В
интересах государственной безопасности органы и подраз-
деления СБУ могут создаваться на отдельных стратегичес-
ких объектах и территориях, в воинских формированиях.

Руководство работой Службы безопасности Украины
осуществляет Председатель СБУ, который входит в состав
Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Он назначается Верховной Радой Украины по представле-
нию Президента Украины.

АДВОКАТУРА УКРАИНЫ

Адвокатура Украины— это добровольное профессио-
нальное общественвюе объединение. Адвокатура призвана
способствовать заш,ите прав и 'свобод человека и гражда-
нина, представлять законные интересы физических и юри-
дических лиц, предоставлять им правовую помощь. Дея-
тельность адвокатуры регламентируется Законом Украи-
ны «Об адвокатуре» (19 декабря 1992 г.).

Адвокатом может быть гражданин Украины, отвечаю-
щий следующим требованиям:

1) высшее юридическое образование;

2) наличие стажа работы по специальности юриста или
помощника адвоката не менее 2 лет;

3) сдача квалификационных экзаменов;

4) наличие свидетельства о праве на адвокатскую де-
ятельность и лицензии на занятие адвокатской деятель-
ностью;

5) принесение Присяги адвоката Украины.
Адвокатом не может быть лицо, имеющее судимость.

Адвокат не имеет права работать в суде, прокуратуре, орга-
нах внутренних дел, СБУ, органах исполнительной власти
государства.

Организационные формы деятельности адвокатуры:
1) индивидуальная деятельность адвоката;

2) адвокатское бюро;

3) коллегия адвокатов;

4) адвокатская фирма или контора.
Объединения адвокатов являются юридическими лица-
ми и регистрируются Министерством юстиции Украины.

Видыадвокатской деятельности:

1) защита граждан в процессе дознания, предваритель-
ного следствия и рассмотрения дела в суде;

2) дача консультаций, справок и разъяснений по юри-
дическим вопросам;

3) составление заявлений, жалоб и иных документов
правового характера;

4) представительство интересов физических и юриди-
ческих лиц в суде и других государственных органах;

5) правовое обеспечение предпринимательской деятель-
ности.

Праваадвоката:

1) представлять и защищать интересы физических и
юридических лиц по их поручению во всех органах и орга-
низациях и перед фксзическими лицами;

2) собирать сведения о фактах, которые могут быть
использованы как доказательства;

3) знакомиться с необходимыми документами и мате-
риалами;

4) получать письменные заключения специалистов по
вопросам, требующим специальных знаний;

5) излагать ходатайства и жалобы на приеме у долж-
ностных лиц и получать на них письменные ответы;

6) присутствовать при рассмотрении своих ходатайств
и давать пояснения по их сути и др.

Адвокат не имеет права: использовать свои полномо-
чия во вред лицу, в интересах которого он принял поруче-
ние; отказаться от взятой на себя защиты лица; прини-
мать поручение о предоставлении юридической помощи, если
он по данному делу уже выступал как адвокат противопо-
ложной стороны, как следователь, прокурор, судья, эксперт,
свидетель или иной участник процесса, а также тогда, ког-
да он находится в родственных связях с должностным
лицом, которое принимает участие в рассмотрении дела.

Обязанности адвоката:

1) соблюдать требования законодательства Украины;

2) применять все предусмотренные законом способы
защиты лиц;

3) сохранять адвокатскую тайну.





Профессиональные права, честь и достоинство адвока-
та охраняются законом, в силу чего запрещено вмеша-
тельство в адвокатскую деятельность. В частности, запре-
щено требовать от адвоката раскрытия адвокатской тай-
ны, допрашивать его по делу в качестве свидетеля.

НОТАРИАТ В УКРАИНЕ

Нотариат— это система органов и должностных лиц,
на которые возложена обязанность удостоверять права, а
также факты, имеющие юридическое значение, и совершать
иные нотариальные действия, предусмотренные законом, с
целью придания им юридической достоверности. Поря-
док правового регулирования деятельности нотариата в
Украине установлен Законом Украины «О нотариате»
(2 сентября 1993 г.).

Нотариальные действия совершают государственные и
частные нотариусы. В населенных пунктах, где нет нота-
риусов, нотариальные действия совершаются уполномо-
ченными на то должностными лицами исполкомов мест-
ных советов. За границей осуществление нотариальных
действий возложено на консульские и дипломатические
представительства Украины.

Нотариусом может быть гражданин Украины, имею-
щий высшее юридическое образование, прошедший ста-
жировку в течение шести месяцев в государственной но-
тариальной конторе или у частного нотариуса, сдавший
квалификационный экзамен и получивший свидетельство
о праве на занятие нотариальной деятельностью.

Полномочия нотариусов:

1) удостоверение завещаний и соглашений (договоры,
доверенности, брачные контракты и др.);

2) выдача свидетельств о праве собственности, о пра-
ве на наследство и др.;

3) удостоверение подлинности подписи на документе,
подлинности копий документов, верности перевода доку-
мента с одного языка на другой;

4) передача заявлений физических и юридических лиц
другим физическим и юридическим лицам;

5) принятие на хранение документов, в депозит —
ценных бумаг и денег

6) совершение протестов векселей1 и морских протес-
тов2 и некоторые другие действия.

Полномочия частных нотариусов несколько уже, чем
полномочия государственных нотариусов. В частности, они
не вправе налагать и снимать запрет на отчуждение не-
движимого имущества, выдавать свидетельство о праве на
наследство и др.

Нормативные источники

Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады
Украины 28 июня 1996 г.// В1домост1 Верховно!' Ради Украь
ни. — 1996. — № 30. — Ст.141.

О милиции: Закон Украины от 20 декабря 1990 г.// В1до-
мост! Верховно! Ради Украши. — 1991. — № 4. ____ Ст.21.

О прокуратуре: Закон Украины от 5 ноября 1991 г.// В1до-
мост! Верховно!' Ради Украши. — 1991. — № 53. — Ст. 793.

О Службе безопасности Украины: Закон Украины от 25 мар-
та 1992 г.// В1домост1 Верховно!' Ради Украши. — 1992. —
№ 26. — Ст.365.

О нотариате: Закон Украины от 2 сентября 1993 г.// В1до-
мост! Верховно! Ради Украши. — 1993. — № 39. — Ст.383.

О Высшем Совете юстиции: Закон Украины от 15 января
1998 г.// В1ДОМОСТ1 Верховно!' Ради Украши. — 1998. — № 25. —
Ст. 146.

О внесении изменений в Закон Украины «О прокуратуре»:
Закон Украины от 12 июля 2001 г. // В1домост! Верховно! Ради
Украши. — 2001. — № 44. — Ст.233.

1 Вексель — ценная бумага, содержащая обещание векселе-
дателя произвести платеж указанной суммы в обусловленный
срок.

Морской протест — это письменное заявление капитана
судна в случае происшествия (аварии) судна во время стоянки
с целью защиты прав и законных интересов судовладельца.

Глава 9.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
В УКРАИНЕ

9.1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В УКРАИНЕ

Местное самоуправление— это одна из форм наро-
довластия в Украине, сущность которой состоит в само-
стоятельном решении населением вопросов местного зна-
чения. Местное самоуправление — разновидность поли-
тической, но не государственной власти. Оно признается и
гарантируется Конституцией Украины, является одной из
основ конституционного строя.

Местное самоуправление в Украине регулируется раз-
делом XI Конституции Украины, Законом Украины «О
местном самоуправлении» (21 мая 1997 г.), а также Ев-
ропейской хартией местного самоуправления, ратифици-
рованной Верховной Радой Украины и вошедшей, таким
образом, в состав национального законодательства.

Принципы местного самоуправления:

1) народовластие. Как указывалось выше, местное
самоуправление является формой участия населения в
управлении делами местного значения;

2) законность. Территориальные громады и их орга-
ны обязаны действовать в строгом соответствии с законо-
дательством Украины и в пределах своих полномочий;

3) гласность. Деятельность органов местного самоуп-
равления должна освещаться средствами массовой инфор-
мации, быть открытой для критики и предложений;

4) коллегиальность. Органы местного самоуправления
являются коллегиальными. Принимаемые ими решения
носят коллективный характер;

5) сочетание местных и государственных интере-
сов . Территориальные громады и их органы существуют и
действуют в пределах Украинского государства. В силу
этого недопустимо противопоставление интересов грома-
ды и всего украинского народа. Местное самоуправление
должно действовать с учетом общегосударственных про-
грамм социально-экономического и культурного развития;

6) выборность. Все органы местного самоуправления
избираются гражданами в соответствии с демократичес-
кими принципами избирательного права Украины;

7) правовая, организационная и материальная самосто-
ятельность. Местное самоуправление отделено от госу-
дарства. Органы местного самоуправления имеют право
принимать уставы территориальной громады, издавать об-
щеобязательные правовые акты. Они имеют статус юриди-
ческого лица и действуют на основе самофинансирования;

8) подотчетность и ответственность перед терри-
ториальными громадами органов местного самоуправле-
ния. Представительные органы местного самоуправления
и их должностные лица обязаны периодически отчиты-
ваться перед населением о своей работе;

9) государственная поддержка и гарантия местного
самоуправления. Государство поддерживает местное само-
управление путем передачи ему имущества, путем финан-
сирования программ социально-экономического и куль-
турного развития, осуществляемых в пределах территори-
альной громады;

10) судебная защита прав местного самоуправления.
Нарушения прав территориальной громады, ее органов
является поводом для судебного рассмотрения.

9.2. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В УКРАИНЕ

Основой местного самоуправления в Украине является
территориальная громада — коллектив жителей села,
поселка или города.

Местное самоуправление осуществляется в следующих
организационных формах:

1) непосредственно населением — путем референду-
мов, выборов, собраний и сходов жителей;

2) через выборные органы, которыми являются:

—сельские, поселковые, городские советы и их испол-
нительные органы;

—выборные главы органов местного самоуправления —
сельские, поселковые, городские головы (председатели
исполнительных органов соответствующих советов);

- выборные районные и областные советы, которые
представляют общие интересы территориальных гро-
мад сел, поселков и городов.

Депутаты выборных органов местного самоуправления
избираются жителями села, поселка, города на основе все-
общего, равного, прямого избирательного права путем тай-
ного голосования сроком на четыре года. На таких же
условиях избираются сельские, поселковые и городские
головы.

Председатель районного и председатель областного со-
вета избираются соответствующим советом и возглавля-
ют исполнительный аппарат рады.

Органы местного самоуправления обладают определен-
ной материальной и финансовой базой своей деятельнос-
ти, в которую входят:

— объекты коммунальной собственности (движимое и
недвижимое имущество, земля, природные ресурсы);

— доходы местных бюджетов и внебюджетные средства.
Они формируются за счет местных налогов и сборов
и финансовой поддержки государства.

Компетенцияорганов местного самоуправления:

1) управление имуществом, находящимся в коммуналь-
ной собственности;

2) утверждение программ социально-экономического и
культурного развития и контроль за их выполнением;

3) утверждение бюджета соответствующих админист-
ративно-территориальных единиц и контроль за их ис-
полнением;

4) установление местных налогов и сборов!

5) проведение местных референдумов и реализация их
результатов;

6) создание, реорганизация и ликвидация коммуналь-
ных предприятий, организаций и учреждений.

Органам местного самоуправления могут передаваться
отдельные полномочия исполнительной власти. Их ис-
полнение финансируется за счет Государственного бюдже-
та Украины. По этим вопросам органы местного самоуп-
равления подконтрольны соответствующим органам ис
полнительной власти.

Органы местного самоуправления в пределах своих
полномочий принимают решения, являющиеся обяза-
тельными к исполнению на соответствующей территории.

9.3. ОРГАНЫ САМООРГАНИЗАЦИИ
НАСЕЛЕНИЯ В УКРАИНЕ

Местное самоуправление имеет многообразные органи-
зационно-правовые формы. В частности, наряду с местны-
ми советами по инициативе жителей могут создаваться
органы самоорганизации населения. Их статус определя-
ется Конституцией Украины и Законом Украины «Об орга-
нах самоорганизации населения» (11 июля 2001 г.).

Орган самоорганизации населения является одной из
форм участия населения в решении вопросов местного
значения. Виды органов самоорганизации населения:

1) сельские и поселковые комитеты. Действуют в
пределах территории села, поселка, если его пределы не
совпадают с пределами деятельности сельского, поселко-
вого совета;

2) уличные и квартальные комитеты. Действуют в
пределах территории квартала, нескольких, одной или ча-
сти улицы с прилегающими переулками в местах индиви-
дуальной застройки;

3) комитеты микрорайонов. Действуют в пределах
территории отдельного микрорайона, жилищно-эксплуа-
тационной организации в городах;

4) домовые комитеты. Действуют в пределах дома
(нескольких домов) в государственном и общественном
жилищном фонде и фонде жилищно-строительных коо-
перативов;

5) комитеты районов в городах. Действуют в преде-
лах одного или нескольких районов в городе, если его гра-
ницы не совпадают с границами районного в городе совета.

С инициативой о создании органа самоорганизации
населения может выступить собрание (конференция) жи-
телей по месту жительства, если в нем участвовало (было
представлено) не менее половины жителей соответствую-
щей территории, имеющих право голоса. Разрешение на
создание органа самоорганизации населения предоставля-
ет сельский, поселковый, городской, районный в городе со-
вет. Орган самоорганизации населения обязательно дол-
жен быть легализован путем регистрации (в таком слу-
чае он получает статус юридического лица) или
Уведомления о создании (без статуса юридического лица).

Полномочия органа самоорганизации населения мно-
гообразны. К числу важнейших его собственных полно-
мочий относятся:





1) право представлять интересы жителей в местном
совете и местных органах исполнительной власти;

2) право вносить предложения к проектам местных
программ социально-экономического и культурного раз-
вития;

3) организовывать участие населения в мероприятиях
по охране окружающей среды, памятников истории и куль-
туры, по благоустройству территории;

4) осуществлять контроль за качеством жилищно-ком-
мунальных услуг;

5) организовывать помощь гражданам преклонного
возраста, инвалидам, семьям погибших воинов, партизан
и военнослужащих, малообеспеченным и многодетным
семьям, детям-сиротам;

6) содействовать органам пожарного надзора в осу-
ществлении противопожарных мероприятий и правоохра-
нительным органам в обеспечении общественного поряд-
ка.

Кроме того, местные советы вправе передать органу са-
моорганизации населения часть своих полномочий и
средств, необходимых для их исполнения.

Члены органа самоорганизации населения исполняют
свои обязанности на общественных началах (без оплаты).
По решению собрания (конференции) жителей по месту
жительства руководитель и секретарь этого органа могут
работать в нем на постоянной основе с оплатой их труда.

Нормативные источники

Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады
Украины 28 июня 1996 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украь
ни. — 1996. — № 30. — Ст.141.

О местном самоуправлении в Украине: Закон Украины от 21
мая 1997 г. // Вщомост! Верховно! Ради Украши. — 1997. -
№ 24. — Ст. 170.

Об органах самоорганизации населения: Закон Украины от 11
июля 2001 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2001. —
№ 48. — Ст.254.

РАЗДЕЛ III.

ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Глава 10.
ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

10.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА УКРАИНЫ

Гражданское право— отрасль системы права Украи-
ны, регулирующая имущественные и личные неимуществен-
ные отношения физических и юридических лиц.

С нормами гражданского права мы сталкиваемся ежед-
невно. Поездка в общественном транспорте, покупка га-
зеты, посещение театра и бесчисленное множество других
разнообразных отношений регулируются гражданским
правом. Гражданское право играет столь важную роль в
жизни общества, в экономике страны, что гражданский
кодекс иной раз называют (неофициально) второй, или
экономической конституцией страны.

Основы гражданско-правового регулирования в нашей
стране закрепляет Конституция Украины. Таковы, в част-
ности: нерушимость права частной собственности, много-
образие форм права собственности, свобода предпринима-
тельской деятельности, право на результаты своей интел-
лектуальной, творческой деятельности.

Гражданско-правовые нормы содержатся в различных
нормативно-правовых актах, важнейшим из которых яв-
ляется Гражданский кодекс Украины. Гражданский ко-
декс Украины был принят 16 июля 2003 г. и введен в
Действие с 1 января 2004 г.

Гражданский кодекс состоит из 6 книг, 90 глав, 1308
статей. Внутреннее строение Гражданского кодекса Укра-
шы соответствует структуре отрасли гражданского права,
т-е. кодекс имеет Общую и Особенную части.





Общая часть отражена в книге 1, которая называется
«Общие положения». Она содержит нормы, определяю-
щие статус участников гражданско-правовых отношений,
объекты гражданских прав, понятия гражданско-право-
вой сделки, представительства, сроков и исковой давности
в гражданском праве.

Особенная часть Гражданского кодекса устанавливает
личные неимущественные права физического лица, право
собственности и иные вещные права, право интеллекту-
альной собственности, регулирует обязательственные от-
ношения, наследование.

Общие началагражданского законодательства:

1) недопустимость произвольного вмешательства в сферу
личной жизни человека;

2) недопустимость лишения права собственности, кро-
ме случаев, установленных Конституцией Украины и за-
конами;

3) свобода договора;

4) свобода предпринимательской деятельности, не зап-
рещенной законом;

5) судебная защита гражданских прав и интересов;

6) справедливость, добросовестность и разумность.

Наши рекомендации