Выделим наиболее интересные позиции концепции административной реформы в региональном контексте.

1. Планы работ.

В 2005г. в рамках текущей деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ должны быть заложены основы реализации мероприятий административной реформы в 2006-2008гг.: подготовлены планы действий на 2006 и последующие годы, приняты первоочередные нормативные правовые акты, начата разработка методической базы, организована координация действий с Правительственной комиссией по проведению административной реформы.

В 2006г. должна быть проведена: разработка типовых программ административной реформы для органов исполнительной власти субъектов РФ; разработка, апробация и начало реализации программ подготовки кадров по основным направлениям административной реформы; подготовка типовых антикоррупционных программ для субъектов РФ; создание организационных, нормативно-правовых и методических основ разработки, принятия и применения процедур управления по результатам, стандартов государственных услуг и административных регламентов. Кроме того, запланировано создание типовой программы административной реформы для муниципального образования.

2. Управление по результату.

В целях внедрения механизмов управления по результатам и проектного управления в субъектах РФ должна быть создана соответствующая типовая нормативно-правовая и методическая база для субъектов РФ, с последующей экспериментальной апробацией методологии и повсеместным внедрением.

Реализация мероприятий по внедрению системы управления по результатам предполагает тесную координацию с мероприятиями, намеченными и реализуемыми в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006гг., Федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002-2010гг.)» и федеральной программой «Реформирование государственной службы РФ (2003–2005гг.)».

Формирование управление по результатам включает в себя разработку системы показателей результативности деятельности органов исполнительной власти и бюджетных программ, включающей показатели непосредственного и конечного результата и использованных ресурсов.

3. Оптимизация функции органов исполнительной власти.

Концепция адмреформы прямо ставит задачу разработки проектов нормативных правовых актов субъектов РФ, направленных на оптимизацию функций региональных органов власти. В субъектах РФ должен быть реализован весь комплекс мероприятий, аналогичных проведенным на федеральном уровне, в том числе проведен анализ функций органов исполнительной власти на предмет избыточности и дублирования, и внесены изменения в нормативные правовые акты субъектов РФ, ликвидирующие избыточные и дублирующие функции.

Важной составляющей оптимизации функций органов исполнительной власти является совершенствование действующей системы контроля и надзора, направленное на дальнейшее сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности.

Необходимым условием оптимизации функций органов исполнительной власти, по мнению авторов Концепции, является ликвидация массовой коррупции в органах исполнительной власти субъектов РФ, в том числе за счет создания антикоррупционных механизмов в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции.

В связи с этимбудут внедрены механизмы экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность; сформированы ведомственные и региональные антикоррупционные программы. Авторы Концепции прямо указывают, что для институционального оформления противодействия коррупции будет осуществлено создание органов по противодействию коррупции на уровне субъектов РФ.

Разработка системы показателей результативности деятельности органов исполнительной власти.Полпред Президента в Южном федеральном округе Д.Козак в рамках описанной выше Концепции административной реформы подготовил ряд законопроектов, описывающих конкретный набор критериев оценки деятельности исполнительной власти регионов.

Поправки Д.Козака предлагается внести в Бюджетный кодекс, а также в законы «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Законопроекты Д.Козака проходят экспертизу в Администрации Президента для внесения в Госдуму РФ.

Критерии оценки деятельности глав регионов, предлагаемые в законопроектах Д.Козака:

1. Годовой темп изменения валового регионального продукта.

2. Объем валового регионального продукта на одного жителя.

3. Уровень дотационности регионального бюджета.

4. Объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя.

5. Темп изменения объема поступления в федеральный бюджет налогов и сборов в расчете на одного жителя региона.

6. Темп изменения площадей земель, находящихся в сельскохозяйственном обороте.

7. Темп изменения объема поступления доходов от использования имущества, находящегося в собственности региона.

8. Темп изменения протяженности автодорог общего пользования межмуниципального значения с твердым покрытием.

9. Темп изменения доли убыточных государственных унитарных предприятий, находящихся в собственности региона.

10. Отношение объема просроченной задолженности бюджета региона к его объему доходов.

11. Темп изменения реальных денежных доходов жителей.

12. Соотношение среднедушевых доходов жителей и прожиточного минимума.

13. Темп изменения размера зарплаты бюджетников, финансируемых за счет средств регионального бюджета.

14. Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя.

15. Уровень безработицы.

16. Количество созданных рабочих мест.

17. Снижение задолженности по зарплате.

18. Миграционный прирост (убыль) населения.

19. Темп изменения объема продукции малых предприятий.

20. Оборот розничной торговли.

21. Темп изменения количества хозяйственных обществ и товариществ, а также индивидуальных предпринимателей.

22. Средняя продолжительность жизни.

23. Коэффициенты рождаемости, смертности.

24. Величина естественного прироста (убыли) населения.

25. Коэффициент младенческой смертности.

26. Средний срок пребывания граждан в стационарных лечебно-профилактических учреждениях.

27. Соотношение численности граждан пожилого возраста, обеспеченных всеми видами соцобслуживания на дому, и численности нуждающихся в таком обслуживании.

28. Удельный вес детей в возрасте от 7 до 15 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в общей численности детей данной возрастной категории.

29. Удельный вес учащихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, обучающихся во вторую смену.

30. Годовой темп снижения преступлений в сфере госуправления, совершенных госслужащими региона.

Разработка автоматизированного комплекса по мониторингу социально-экономической и политической ситуации в субъектах РФ.Судя по всему, инициативы Д.Козака не являются единственными – работа по критериям оценки деятельности региональных властей, мониторинга ситуации в регионах ведется и другими группами. Так, подведены итоги объявленного Управлением Президента по внутренней политике Администрации Президента открытого конкурса на тему: «Разработка автоматизированного комплекса по мониторингу социально-экономической и политической ситуации в субъектах Российской Федерации. Разработка методики оценки деятельности руководителей исполнительной власти субъектов Российской Федерации с использованием автоматизированных методов индикативного анализа развития регионов. Адаптация и сопровождение программного комплекса «Прогноз-М».

Победителем конкурса определено ЗАО «Прогноз». Сумма заключаемого договора на 2005г. – 700 тысяч рублей. ЗАО «Прогноз» рекомендовано привлечь некоммерческое партнерство «Центр фискальной политики, консалтинговая группа» в качестве соисполнителя в части разработки методики оценки деятельности руководителей исполнительной власти субъектов РФ.

Рекомендации:

1. Правительству Свердловской области целесообразно сформировать рабочую межведомственную группу по проведению административной реформы в Свердловской области.

1.2. Социальное партнерство.

Смена руководства в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП): новый курс крупного бизнеса в деле социального партнерства. Правление Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) приняло отставку А.Вольского. Новым президентом РСПП стал председатель координационного совета предпринимательских союзов (КСПС), глава наблюдательного совета ИГ «Ренессанс Капитал» А.Шохин. Пост председателя КСПС перешел к вице-президенту союза И.Юргенсу. А.Вольскийизбран почетным президентом РСПП на неограниченный срок

А.Шохин заявил, что РСПП должен прежде всего защищать интересы работодателей. Вторым ключевым направлением деятельности РСПП А.Шохин назвал лоббистскую деятельность.

По экспертным оценкам, данные кадровые решения были инициированы Администрацией Президента РФ. Кремль получил «лояльного переговорщика», который, в отличие от А.Вольского, не будет ставить перед властью неудобные вопросы, а займется налаживанием государственно-частного партнерства, за развитие которого активно выступает М.Фрадков. В подтверждении этого А.Шохин предложил посвятить одну из ближайших встреч Президента В.Путина с предпринимателями теме «развития государственно-частного партнерства в рамках приоритетных проектов, а также ускорению экономического роста и инвестиционной деятельности».

Практически одновременно с избранием на пост председателя РСПП, А.Шохин был назначен Президентом РФ в состав Общественной палаты РФ.

II. Политика и власть.

2.1. Деятельность органов государственной власти Свердловской области.

Выделим наиболее интересные позиции концепции административной реформы в региональном контексте. - student2.ru

Актуальная тема !!!

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Опыт регионов РФ.

Как явствует из опубликованного на днях доклада UNCTAD (конференция ООН по торговле и развитию) по данным «анкетирования» 200 транснациональных корпораций (ТНК) Россия занимает в мировом «рейтинге» инновационной привлекательности почетное 6-е место. По этим данным в 2005-2009 гг. ТНК планируют развивать центры исследований и разработок в следующих странах:

Страна Доля ТНК, заявившая о планируемых инвестициях в НИОКР страны
Китай 61,8%
США 41,2%
Индия 29,4%
Япония 14,7%
Великобритания 13,2%
Россия 10,3%
Франция 8,8%
Германия 5,9%

На мировом рынке НИОКР неплохо зарабатывают. По данным UNCTAD, в 2002г. только ТНК инвестировали в исследования и разработки $310 млрд. Для сравнения: в 2002г. все расходы на НИОКР в России UNCTAD оценила в $4,3 млрд., причем $3 млрд. из этой суммы было вложено бизнесом.

В ближайшие годы мировой рынок инноваций будет расти. 62% компаний, опрошенных UNCTAD, заявили, что запланировали в своих бизнес-планах увеличение вложений в научные разработки. UNCTAD прогнозирует, что основная часть денег пойдет на исследования в области программного обеспечения, биотехнологий, на автомобильные инновации и фармацевтику.

Компания Intel, направляющая на научные разработки $5 млрд. в год, сделала Россию вторым после США местом размещения своих исследовательских центров (пять центров — в Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Сарове). О намерении увеличить инвестиции в НИОКР на территории России заявили представители компаний Intel, АМD, Motorola, Daewoo и DuPont Co.

Правительство РФ приступило к активному поиску возможностей для перевода страны на путь высокотехнологичного развития. С этим связаны последние посещения М.Фрадковым и Г.Грефом инвестиционных форумов в Хабаровске и Сочи. «Нет у нас знаний. Я не могу найти в правительстве чиновников, которые доподлинно, незаинтересованно, определили бы те точки, в которых можно использовать эти средства безболезненно и с эффективностью. Ищем в регионах, ищем в бизнесе, ищем между, но пока не можем найти», - сказал М.Фрадков на последнем заседании совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ. Поэтому закономерно, что М.Фрадков участвовал 4 октября в открытии Центра логистики АО «Индезит-Интернэшнл» в Липецке, где предполагается создание промышленной ОЭЗ для выпуска высокотехнологичного оборудования и бытовой техники.

6 октября в Петербурге открывается Первый российский венчурный форум. Он инициирован организациями, собирающимися активизировать участие в прямых и венчурных инвестициях в России. Ожидается посещение форума представителями федерального правительства, Госдумы и Совета Федерации, а также Европейского банка реконструкции и развития и Международной финансовой корпорации.

Губернатор Челябинской области П.Сумин распорядился выделить 6,4 миллиона рулей на реализацию в 2005г. областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности на Южном Урале». В 2005-2006гг. средства будут направлены на разработку нормативных правовых актов, регулирующих инновационную деятельность, развитие инновационной инфраструктуры, создание условий для промышленных инноваций. С 2007г. предусматривается реализация мероприятий, обеспечивающих ускоренный рост инновационного сектора. За счет программы планируется создание не менее 50 новых инновационных предприятий и повышение доли инновационной продукции в общем объеме выпуска товаров и услуг в Челябинской области до 10%.

В Законодательное Собрание Нижегородской области будет вынесен законопроект о поддержке инновационной деятельности, рассмотренный региональным правительством 4 октября 2005г. По мнению В.Шанцеваинновационная деятельность является основным приоритетом развития реального сектора экономики.

Для привлечения в регионы новых, в том числе высокотехнологичных производств субъекты РФ активно включились в поиск налоговых стимулов.В проекте бюджетаПермской области на 2006г. заложено 4%-ое снижение налога на прибыль за счет региональной части налога. В Москве, Татарстане, Приморском крае и Вологодской области для этой цели налогообложение ряда видов деятельности переводится на патентную форму. На совещании представителей экономических служб Субъектов РФ Межрегиональной ассоциации «Большой Урал» выражена поддержка опыта ХМАО по введению трехлетнего моратория на повышение налога на имущество после переоценки основных фондов предприятия.

Рекомендации

1. Как показала подготовка проектов по созданию ОЭЗ, Свердловская область практически не готова к межрегиональному соревнованию за размещение высокотехнологичных производств. Это соревнование, видимо, будет разворачиваться сейчас довольно стремительно - и из-за ограниченного количества создаваемых с участием ТНК крупных инновационных центров, - и из-за перетока туда наиболее квалифицированных кадров. Заметное сокращение темпа промышленного роста в текущем году показывает, что проблема диверсификации промышленности для области стоит довольно остро. Министерству экономики и труда Свердловской области, Министерству промышленности, энергетики и науки целесообразно разработать областную целевую программу по развитию инновационных видов производства, включить их создание в Схему развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015г.Причем очевидно, что создание малых и средних высокотехнологичных производств без создания в области крупных производств – интеграторов, объединяющими компоненты под брендами и поставляющими через развитую сеть дистрибьюции, или устойчивой привязки к внешним таким производствам - не обеспечит самофинансирование растущих инновационных бизнесов. Поэтому органам власти области в координации с высокотехнологичными малыми предприятиями и представителями научных коллективов необходимо активизировать взаимодействие с ТНК, проявляющими интерес к созданию в России производств в инновационных отраслях, разработать совместные обучающие программы.

ПЕРСПЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Утверждена концепция Федеральной целевой программы (ФЦП) снижения рисков и последствий чрезвычайных ситуаций.

Правительство РФ утвердило Распоряжением концепцию федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010г.».

Общий объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и других источников рассматривается в 3-х вариантах: 34 млрд. 451 млн. руб., 27 млрд. 395 млн.руб. и 20 млрд. 118,74 млн.руб.

Основными целями программы являются последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение защиты критически важных объектов, населения и территорий РФ от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны.

Общая экономическая эффективность реализации программы оценивается для каждого ее варианта с использованием следующих 3-х групп показателей, характеризующих сохранение ВВП за счет снижения экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций, в том числе пожаров; снижение численности гибели людей от чрезвычайных ситуаций, пожаров и на воде; снижение численности людей, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и пожарах.

Рекомендации:

1. Минэкономики, Минфину, Минпромэнергонауки, аппарату Совета по общественной безопасности рекомендуется подготовить предложения по участию Свердловской области в принимаемой Федеральной целевой программе (ФЦП) снижения рисков и последствий чрезвычайных ситуаций и выдвинуть предложения по реализации данной программы на территории Свердловской области.

Анонсированный финской компанией Ruukki Group проект строительства нового ЦБК в Свердловской области нуждается в усиленном контроле со стороны региональной власти.По оценке главного аналитика РАО «Бумпром» В.Логинова сырья в регионе для такого производства «более чем достаточно». Плюсом будет обеспеченность трудовыми ресурсами. Площадка для строительства выбрана очень удачно. Хотя специалист высказал опасение, что для такого производства может не хватить энергетических мощностей.

По его расчетам, за последние четыре года иностранные компании 27 раз заявляли о намерениях строить в России ЦБК, но за рамки буклетных обещаний дело так и не пошло. Может получиться ситуация, аналогичная сложившейся в Дальневосточном регионе, где китайские компании, заявляя о намерении построить ЦБК, фактически занимаются вывозом древесного сырья в приграничные районы, где у них есть собственные перерабатывающие производства. «Иностранные фирмы предпочитают в основном короткие инвестиции на сумму 20-30 млн долл. в производство по перепилке, ориентируясь на экспорт кругляка. Окупаемость же ЦБК – не менее 7 лет, не считая этапа строительства, который займет около 5 лет, а не 2,5-3 года, как заявлено», – говорит он. Финская компания не является крупным игроком данного рынка. «Учитывая же ее небольшие обороты и масштабы деятельности, возникает опасение относительно возможности обеспечить необходимый минимум инвестиций в 1 млрд. евро в строительство современного ЦБК», – замечает он.

Ruukki Group Oy больше известна в Европе как банковско-инвестиционная группа, и до этого она не строила таких крупных производств. Выручка группы в 2004 г. составила 68,7 млн.евро, а чистая прибыль – всего 1,8 млн.евро.

Рекомендации

1. Правительству Свердловской области рассмотреть целесообразность дополнительного контроля над реализацией проекта – до стадии дачи согласия на аренду лесного фонда Ruukki Group Oy.

2.2. Вертикаль власти.

Выделим наиболее интересные позиции концепции административной реформы в региональном контексте. - student2.ru

Актуальная тема !!!

Наши рекомендации