Тема 6. Роль СССР во II мировой войне (конец 1930-х – 1945 гг.). Великая Отечественная война.
Система международных отношений в 1930-е гг. Установление нацистского и фашистского режимов в Германии и Италии.Роль СССР в развитии международных отношений накануне мировой войны: борьба за коллективную безопасность, участие в военных конфликтах, расширение территории СССР, особенности и цели взаимоотношения с Германией. Укрепление обороноспособности страны: достижения и проблемы.
Вторая мировая война и ее последствия. Причины войны, цели участников, основные этапы, силы сторон.
Великая Отечественная война: причины, характеристика основных этапов, итоги. Завершение II мировой войны и ее последствия.
Источники победы: система государственного управления в политической, экономической и социальной сферах, идеологическая работа и культура.
Последствия войны для СССР: политические, экономические, социальные, духовные.
Роль мировой и отечественной культуры в мировой войне.
Тема 7. Основные тенденции мировой и отечественной истории в послевоенный период (II пол. 1940-х – I пол. 1980-х гг.)
Создание ООН. Нюренбергский процесс.
Послевоенный мировой порядок. ООН. Превращение СССР в супердержаву. Повышение авторитета левых партий в странах Европы. Формирование социалистической мировой системы. «Холодная война». План Маршалла. НАТО. ОВД. СЭВ. Крушение колониальной системы и его последствия. Локальные войны: причины и последствия. Переход к политике «разрядки» в международных отношениях. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Зарождение кризиса социалистической системы: причины, проявления, последствия.
Общественно-политическое и социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.). Холодная война: основные этапы и проявления от обострения к разрядке. Мировая система социализма: от развития к кризису и распаду. Борьба за власть после смерти после И.В.Сталина (1953-1956 гг.). Хрущевская «Оттепель»: основные направления «десталинизации» общественной жизни и их характер. ХХ съезд КПСС: разоблачение культа личности Сталина: причины и последствия. Реформы сельского хозяйства и промышленности, социальные реформы. Развитие науки, культуры: достижения и проблемы. Отставка Н.С.Хрущева. Л.И.Брежнев. Экономические реформы 1965 года: содержание, реализация, причины свертывания. Роль номенклатуры. Конституция 1977 г. «Доктрина Брежнева». Переход к политике «разрядки» в международных отношениях. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Основные направления и результаты деятельности Ю.В.Андропова и К.У.Черненко. Основные тенденции развития мировой и отечественной культуры.
Тема 8. Влияние «перестройки» в СССР на судьбу России и мировое развитие.
«Перестройка» М.С.Горбачева: причины, цели, основные направления, итоги и последствия. Ново-Огаревский процесс. Парад суверенитетов. Причины распада СССР. Образование СНГ. Политика «нового мышления» в международных отношениях: основные идеи, их последствия. Распад двухполюсного мира и социалистического лагеря. Формирование однополюсного мира - Pax Americana. Усиление мировой политической нестабильности, активизация терроризма, дезинтеграционных процессов. Становление новой государственности России (1990-е – 2000-е гг.). «Шоковая терапия» и ее последствия. Итоги президентства Б.Н.Ельцина. Основные направления ликвидации кризиса в 2000-е гг.: укрепление вертикали власти, решение экономических и социальных проблем, повышение авторитета РФ в мире. Внешняя политика России: эволюция позиции руководства страны, основные направления и результаты. Изменения во внешней политике России после 2014 г.: разворот на Восток.Изменения в системе международных отношений.
4. Фонд оценочных средств текущей и промежуточной аттестации
по дисциплине
Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины «История» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
– при проведении занятий лекционного типа:
- опросы,
– при проведении занятий семинарского типа:
- опросы,
- доклады,
- тестирование,
- работа с документами индивидуальная и в рамках микрогруппы.
4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме:
- экзамена.
Материалы текущего контроля успеваемости.