Работа над текстом резолюции.
Генеральная Ассамблея
Третий Комитет
Третий Комитет: правила процедуры и регламент заседаний
Правила процедуры - это набор норм поведения на заседаниях сессии Модели ООН, позволяющих, с одной стороны, установить единообразные для всех делегатов правила работы, а с другой - приблизить форму заседаний Модели к работе Организации Объединенных Наций. Ознакомление с правилами процедуры и их соблюдение - одна из важнейших обязанностей любого участника Модели ООН.
Общие положения:
– все участники Модели обязаны проявлять друг к другу уважение. Вежливость и корректность являются основными требованиями к любому высказыванию;
– все участники Модели - полномочные представители государств, поручивших им отстаивать свои интересы в рамках сессии Организации Объединенных Наций. Поэтому обращаться друг к другу на заседаниях следует следующим образом: "Уважаемый/уважаемая господин/госпожа”, по наименованию должности- "уважаемый/ая делегат/представитель страны/коллега”, по имени и отчеству либо по другим формам уважительного обращения, принятого в представляемой вами/другим участником стране, если таковые формы известны и не противоречат правилам поведения дипломата. Другие обращения могут быть расценены как оскорбление;
– при любом выступлении участнику следует вставать, если иное не разрешено по состоянию здоровья. Данным действием выказывается уважение к другим участникам Модели и упрощается процесс коммуникации (становится лучше видно и слышно оратора);
– на всех заседаниях делегаты обязаны иметь с собой табличку с названием своей страны и бейдж, которые входят в делегатский пакет. Это - Ваш рабочий инструмент, с помощью которого Вас идентифицируют и осуществляется процесс голосования;
– для того, чтобы высказать свой комментарий, предложение или задать вопрос, обязательно поднять табличку и дождаться, пока председатель даст Вам слово. В случае, если председатель не предоставил такой возможности, реплики с места недопустимы (исключением являются лишь вопросы личной привилегии)[1];
– задавать вопросы возможно только тогда, когда это разрешено процедурой – иначе это будет расценено как нарушение правил;
– все заседания Модели являются официальными мероприятиями, и потому внешний вид делегатов должен соответствовать той ответственности, которую на них возложили их государства. Официальный стиль одежды является дресс-кодом мероприятия;
– основной целью работы делегата является разработка резолюции, которая поможет при решении поставленного в Повестке дня вопроса. Любые действия делегата, полемика, критика и пр. должны быть конструктивными, соответствовать настоящим правилам и иметь своей целью улучшение разрабатываемого документа;
– основными целями Модели ООН являются возможность дать участникам представление о реальном процессе принятия решений в Организации Объединенных Наций; возможность на своем опыте познакомиться с особенностями дипломатической деятельности и изучение самого процесса функционирования некоторых органов Организации Объединенных Наций;
– рабочим языком Третьего Комитета Генеральной Ассамблеи на данной Модели является русский.
Подготовка участников:
Для успешного участия в Модели участники обязаны быть должным образом подготовлены к данному мероприятию. В процесс подготовки включаются: ознакомление с правилами Модели и любой информацией, имеющей отношение к проведению мероприятия и подготовке участников; ознакомление с деятельностью Организации Объединенных Наций, ее институтов и порядке взаимодействия между ними, особенностями института, в котором моделисту предстоит играть; ознакомление с информацией по повесткам дня, а также уже существующими документами на данные темы во избежание повторения уже существующих положений; ознакомление с основополагающими международными декларациями, конвенциями и другими официальными документами (в частности, с теми, которые регламентируют деятельность международных организаций, процесс принятия решений, их сферу ответственности) или документами, которые могут оказать влияние на разработку резолюций (к примеру, Устав ООН, Декларация Прав Человека и т.п.); ознакомление с особенностями назначенной роли, должностными правами, обязанностями и сферой ответственности исполнителя данной должности.
Для лучшего результата позиция Моделиста, являющегося представителем своего государства при Организации Объединенных Наций, не должна противоречить настоящей позиции представляемого государства или сильно расходиться с проводимым данным государством политическим курсом. В процессе создания документа участники также не должны забывать о том, что основными приоритетами Организации Объединенных Наций являются права и свободы человека, а сфера ответственности организации определяется существующими нормативными документами. Разрабатываемая резолюция не может идти вразрез с нормами международного права, нарушать права и свободы человека и наносить ущерб общепринятым ценностям.
Присутствие на заседаниях:
Участникам не следует пропускать заседания, поскольку отсутствие может повлечь за собой игнорирование позиции, которую делегат отстаивал ранее; повлиять на общий ход игры; на успешное участие в Модели и получение диплома участника. Дипломы участников выдаются только при посещении не менее 75% заседаний. Руководитель органа вправе запросить Секретариат выдать участнику диплом, если он посетил более половины, но менее 75% заседаний, но при этом внес особый вклад в работу моделируемого органа. То же касается справок об участии в Модели: для получения справки для учебного заведения о том, что ваше отсутствие было вызвано необходимостью присутствия на Модели, участнику необходимо посетить не менее 50% заседаний. Запрос справки делается через руководителей вашего органа в первые дни Модели. Справки выдаются руководителями моделируемого института по мере готовности, но не позднее официальной церемонии закрытия модели. Наиболее активные участники могут быть награждены особым видом диплома. Секретариат не выдает дипломы раньше официальной церемонии награждения.
В начале каждого заседания руководителями комитета проводится перекличка, и если участник опоздал на нее, он обязан направить письменное уведомление Президиуму комитета о своем появлении и решении голосовать (либо же воздержаться от участия в голосовании на протяжении данного заседания). Решение об участии (не участии) в голосовании принимается единожды в начале заседания и на его протяжении не может быть изменено.
Каждая необходимость покинуть заседание более чем на 10 минут должна сопровождаться информационной запиской руководству моделируемого органа, в которой сообщается причина покидания заседания и время, на которое производится отлучка. Покидать зал заседаний и возвращаться в него следует так, чтобы не мешать ходу заседания и выступлениям других участников. Наилучшей тактикой будет дождаться паузы в выступлениях.
Основные правила:
· Основное правило Организации Объединенных Наций - равенство всех стран-участниц - во время Модели находит выражение в формулировке “одна страна - один голос”. По любому вопросу невозможно голосовать несколько раз от лица своей страны.
· Для принятия большинства решений достаточно простого большинства голосов.
· Квалифицированное большинство голосов требуется для изменения графика заседаний, предложения о повторном рассмотрении предложения, опротестования решения Председателя, лишения делегата права слова на длительный период, лишения делегата полномочий.
· Голосование в Комитетах Генеральной Ассамблеи проводится путем поднятия таблички с названием представляемой страны.
· Решение председателя может быть опротестовано двумя третями голосов делегатов комитета.
· Генеральный Секретарь или назначенный им в качестве своего представителя сотрудник Секретариата может в любое время сделать Генеральной Ассамблее устное или письменное заявление, касающееся любого рассматриваемого ею вопроса.
· Если выступить желает делегация из любого другого комитета, ее представителям необходимо подать запрос на выступление в письменном виде в Президиум Третьего Комитета с кратким пояснением цели предстоящего выступления. Очередность выступлений в таком случае определяется председателем Третьего Комитета. В случае нехватки времени на прослушивание данного выступления или несоответствия темы выступления обсуждаемой повестке дня Президиум имеет право отказать делегации в устном выступлении или направить запрос на изложение данного сообщения в письменном виде для удобства его дальнейшего распространения.
· Представители СМИ, дипломатического корпуса, наблюдатели и члены других комитетов, присутствуя на заседаниях Третьего Комитета, обязаны ознакомиться с настоящими правилами и соблюдать их. В случае неоднократных или грубых нарушений Президиум Третьего Комитета вправе потребовать удаления участника с игровой площадки Третьего Комитета. Представители иных комитетов не имеют права голоса в Третьем Комитете, равно как и члены Третьего Комитета в других органах настоящей Модели.
· Во время голосования делегат не может воздерживаться от голосования. Воздержавшимися могут считаться исключительно те участники, кто во время переклички заявил, что он или она “Присутствует и воздерживается от голосования”. Во время решения процедурных вопросов воздерживаться от голосования нельзя.
· Перед началом процедуры голосования по любому предложению оно может быть отозвано внесшим таковое предложение.
· Процедура голосования может быть прервана только вопросами личной привилегии. Все остальные вопросы и высказывания в таковой момент запрещены.
· Делегаты вправе уточнять у председателя время, отведенное на то или иное выступление, разрешенное количество вопросов и выступлений за и против.
· Временной регламент на ответ, количество допустимых вопросов, длительность выступлений определяются Президиумом и могут быть изменены путем внесения процедурного предложения и голосованием по нему. Исключения составляют случаи катастрофической нехватки времени для написания резолюции, когда полномочия на установление временного регламента переходят в исключительное ведение Президиума комитета.
· Полномочия делегата могут быть отозваны решением Президиума, руководства Модели или квалифицированным большинством делегатов комитета в случае грубых и неоднократных нарушений делегатом правил процедуры, неуважительного отношения к Председателю, другим делегатам, Модели ООН, к Организации Объединенных Наций и другим официальным структурам.
· Участники должны задавать вопросы, руководствуясь регламентом института, а также типом вопроса. Следует учитывать, что право выступления, комментария или вопроса на заседаниях осуществляется только по разрешению Председателя и в порядке очереди (очередность выступлений также зависит от их типа) после поднятия таблички участника. В случае, если Президиум не предоставил слова участнику, комментарии с места будут являться нарушением настоящих правил.
· В случае возникновения непредвиденных ситуаций, катастрофической нехватки времени на составление документа, дестабилизации обстановки в комитете и т.п. Президиум вправе принимать на себя экстренные полномочия.
Толкование правил и их нарушение:
Право толкования настоящих правил принадлежит Секретариату. Нарушение правил Модели подразумевает соответствующую санкцию со стороны Президиума комитета или Секретариата. Ознакомление с настоящими правилами их соблюдение являются важнейшими обязанностями участников. Незнание настоящих правил не освобождает от ответственности за их нарушение.
В случае нарушения настоящих правил предусмотрены следующие виды санкций.
После негрубого нарушения Президиумом выносится устное предупреждение участнику. В случае повторного нарушения, совершенного в течение одного заседания, делегат лишается права голоса на 15 минут. Если после наложения предыдущей санкции в течение одного заседания было совершено повторное нарушение, делегат может быть лишен права голоса вплоть до конца заседания в зависимости от характера нарушения. Если делегат оскорбляет других участников модели, организации (существующие в настоящем мире или только в игровой реальности), мешает работе комитета или вынуждает прервать ее, дестабилизирует обстановку в комитете или агитирует других участников к аналогичным действиям, данный делегат признается совершившим грубое нарушение. В случае грубых нарушений приемлемая санкция (например, срок отстранения такого участника от участия в заседаниях) определяется Президиумом комитета. Президиум также имеет право вынести данный вопрос на голосование.
В случае неправомерного наложения санкции или недобросовестного исполнения своих обязанностей со стороны Президиума или его определенных членов факт нарушения фиксируется в письменном виде и доносится до сведения руководителя организационного комитета настоящей Модели. Руководитель оргкомитета вправе запросить мнение общественного большинства, представителей прессы или наблюдателей о сложившейся ситуации для вынесения решения о вынесении руководителю комитета предупреждения или отстранении его от должности. Член Президиума отстраняется от своих обязанностей, если за это выступят не менее 2/3 от присутствующих в данном институте делегатов.
Толкование правил осуществляется любым членом Президиума, однако толкование не может противоречить самим правилам. В случае несогласия с трактовкой правил членом Президиума участник имеет право обратиться за разъяснением к руководителю организационного комитета Модели или лицу, которому тот делегирует данные полномочия. Такая трактовка считается окончательной и оспариванию не подлежит.
Ход заседаний:
Начинается и заканчивается Модель общим пленарным заседанием Генеральной Ассамблеи, на котором присутствуют все делегаты - участники комитетов Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Делегаты кооперируются по принадлежности к делегациям своей страны и рассаживаются в соответствии с расположенными в алфавитном порядке табличками с названием их страны. Каждая делегация, вне зависимости от количества человек в ней, имеет один голос. Голосование на пленарных заседаниях производится специальными табличками на белом фоне. Отданный голос делегации должен представлять собой консолидированное решение всех членов этой делегации.
Во время пленарного заседания, открывающего Модель, желающие могут выступить с приветственной речью, обращенной ко всем участникам Генеральной Ассамблеи. Чаще всего это слова мира и надежды, обращенные в будущее и демонстрирующие конструктивный настрой делегатов. Приветственная речь не должна содержать провокационных пунктов, заявлений, которые могут быть истолкованы как задевающие честь какой-либо страны или группы стран. В отношении приветственной речи не может быть задано вопросов - единственным исключением является вопрос личной привилегии. Временной регламент на данные выступления определяется руководителями заседания.
После Пленарного заседания Генеральной Ассамблеи делегаты начинают работу в рамках своих Комитетов под руководством председателей Комитетов.
Работа каждой сессии Комитета начинается с переклички, призванной установить наличие кворума. Для комитетов Генеральной Ассамблеи он составляет простое большинство делегатов от количества зарегистрировавшихся. Во время переклички каждый делегат при упоминании его страны поднимает вверх свою табличку и, подтверждая свое присутствие в зале заседания, должен выбрать один из двух вариантов ответа: “Присутствует и голосует” либо “Присутствует и воздерживается от голосования”. В первом варианте, наиболее распространенном, делегат подтверждает свое присутствие и изъявляет желание участвовать в работе своего органа - голосовать по всем вопросам, поднимаемым в ходе заседания. Это - наиболее конструктивная позиция. При ней делегат не имеет права воздерживаться при голосовании по вопросам повестки дня.В случае ответа “Присутствует и воздерживается от голосования” делегат подтверждает свое присутствие, но лишает себя права голосовать по всем вопросам, за исключением процедурных. Его голос считается “воздержавшимся”, не определившим свое отношение к рассматриваемой проблеме вплоть до следующей переклички. Такая позиция менее конструктивна, ведь Вы, как представитель того или иного государства будете оказывать куда менее активное влияние на процесс решения мировых проблем.
После переклички в первый день заседания делегаты могут обратиться к своему Комитету с речью, объясняющей позицию страны, которую они представляют, по рассматриваемому вопросу. Временной регламент на данные выступления устанавливается Президиумом комитета. Это краткое выступление помогает всем остальным делегациям точнее понять, к чему стремится та или иная делегация. Это выступление не является обязательным, однако многие делегации с радостью используют эту возможность для донесения позиции до всего Комитета. После любого выступления оратор может сказать, что он или она закрыты для вопросов, тем самым завершив выступление и передав слово Председателю.
После окончания приветственных речей объявляется время для неформальных дебатов - лоббинга. Председатель объявляет о его длительности, после чего делегаты вольны общаться между собой как бы вне правил процедуры. Разрешается ходить (однако внутри отведенного для заседания помещения), вести переговоры и всячески налаживать контакты между делегатами. Конечной целью неформальных дебатов является выработка проекта или нескольких проектов резолюции, которые в дальнейшем будут рассматриваться на формальном заседании.
Проект резолюции (поправки) следует подавать в письменном виде в Президиум комитета. Возможны консультации относительно целесообразности тех или иных пунктов, общего вида документа и т.п. с председателем, экспертом или другими представителями секретариата.
По окончании лоббинга начинается формальное рассмотрение рабочих проектов резолюции и поправок. Проекты резолюции и поправки рассматриваются в том порядке, в котором они были поданы председателю. Предложение о внесении дружественной поправки является процедурным предложением и может быть как принято к рассмотрению оратором, так и отклонено.
Работа над текстом резолюции.
Первым шагом является сбор всех дополнений и поправок к нему. Председатель ограничивает время подачи поправок, о чем ставит в известность Комитет. Поправки должны быть представлены в письменном виде и содержать следующую информацию: представитель какой страны выступает с поправкой (спонсор поправки), к какому пункту и строке проекта резолюции поправка, в чем она заключается (полный текст вносимой поправки). В случае предложения о включении новых пунктов необходимо указать место в резолюции, куда делегат желает его поместить. Поправки рассматриваются в порядке поступления Председателю. Схожие по смыслу поправки могут быть сгруппированы решением Председателя или Эксперта. Поправки, не носящие конструктивный характер, могут быть удалены из списка рассматриваемых, совместным решением Председателя и эксперта.
Для рассмотрения каждой поправки Председатель устанавливает срок и систему обсуждения правок и передает слово спонсору поправки для того, чтобы делегат мог объяснить предлагаемые изменения.
В некоторых вопросах Председатель может потребовать от одной из сторон выступления по вопросу, даже если данная делегация не изъявляла желания комментировать свою позицию. Также Председатель может ограничить время выступления делегации. В отведенное на выступление время входит время, затрачиваемое на ссылки на любые источники информации, но не входит время, затрачиваемое на вопросы и ответы на них. Председатель может назначать экстренные перерывы или вносить предложения по изменению процедуры. Такие предложения не подлежат обсуждению, но ставятся на голосование.
В случае, если тот или иной делегат считает, что поправку, представленную на рассмотрение Комитета, можно улучшить, он или она может выступить с предложением поправки к поправке. Делегация, представлявшая оригинальную поправку, может признать поправку к поправке дружественной. В таком случае Комитет не рассматривает последнюю отдельно, а сразу переходит к голосованию по новой, измененной поправке. Если же поправка к поправке не признается дружественной, Комитет рассматривает изначально предложенную правку к документу. Отклоненная «поправка к поправке» может быть вынесена на обсуждение путем подачи в письменном виде (как отдельная поправка) в установленное для таковых действий время.
Возможно обсуждение только поправок к поправкам - дальнейшие поправки к поправкам к поправкам и так далее невозможны.
После того, как были рассмотрены все поправки и внесены все необходимые изменения, Комитет переходит к процедуре голосования по проекту резолюции в целом. Перед ним возможно несколько выступлений в защиту проекта или против него.
В голосовании могут принимать участие только государства-члены ООН. Делегация голосует путем поднятия таблички с названием своей страны. В особых случаях Председатель может назначить поименное голосование, в случае которого он/она зачитывает по одной названия всех представленных стран, на что делегаты соответствующих государств встают и озвучивают свою позицию. После начала процедуры голосования не допускается никаких вопросов, кроме вопросов личной привилегии.
Каждый делегат должен помнить, что это - кульминационный момент, во время которого решается, были ли все усилия по написанию текста, рассмотрению поправок и так далее продуктивными или нет. В случае положительного голосования по проекту (простое большинство), он считается принятым Комитетом, и от имени последнего выносится на голосование всей Генеральной Ассамблеи на Пленарном заседании в последний день Модели.
В случае, если по рассматриваемому пункту повестки дня было подано несколько рабочих проектов резолюции и Комитетом был принят первый из проектов, остальные проекты резолюций по данному пункту повестки дня не рассматриваются. В случае, если первый рабочий проект не был одобрен, Комитет рассматривает второй (в порядке поступления Председателю на лоббинге) проект резолюции по вышеупомянутой схеме.
После рассмотрения всех пунктов повестки дня и голосования по рабочим проектам резолюций работа делегатов в своих Комитетах подходит к концу.
Один из рабочих проектов резолюции из каждого Комитета (по предварительному голосованию в Комитете) выносится на пленарное заседание Генеральной Ассамблеи в последний день Модели. Процедура заключительного пленарного заседания соответствует процедуре первого пленарного заседания Генеральной Ассамблеи. Каждой делегации соответствует один голос (делегации кооперируются и голосуют белыми табличками). Процедура рассмотрения проекта резолюции на пленарном заседании аналогична процедуре рассмотрения проектов резолюции в Комитетах.