Стр.190-192.Основные процессы политического и экономического развития ведущих регионов мира.
Европейская интеграция. Во второй половине XX в. наметились тенденции к интеграции стран во многих регионах, особенно в Европе. В 1949 г. возник Совет Европы.В 1957 г. шесть стран во главе с Францией и ФРГ подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) - Общегорынка,снимающего таможенные барьеры. В 70 - 80-е гг. количество членов ЕЭС возросло до двенадцати. В 1979 г. прошли первые выборы в Европейский парламент прямым голосованием населения. В 1981 г. в ЕЭС вступила Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия.
В 1992 г. в результате долгих переговоров и десятилетий сближения страны ЕЭС в голландском городе Маастрихт подписали документы о валютно-экономическом и политическом союзах. В 1995 г. ЕЭС, в которое входило уже 15 государств, было преобразовано в Европейский союз (ЕС). В 1995 г. членами ЕС стали Австрия, Финляндия и Швеция. С 2002 г. в 12 странах ЕС была введена единая валюта - евро, что усилило экономические позиции этих стран. В 2004 г. в ЕС были приняты сразу 10 новых членов (Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Кипр, Мальта, Эстония, Латвия, Литва). В 2007 г. в состав ЕС вошли Болгария и Румыния. Сейчас Союз объединяет 27 стран с населением более 500 млн человек. Это, с одной стороны, упрочило позиции ЕС, но с другой - способствовало обострению внутренних противоречий в нем.
Началось создание наднациональных органов власти. Была разработана Конституция ЕС, которую должны одобрить либо парламенты, либо граждане на референдуме. Однако в 2005 г. на референдумах во Франции и Нидерландах эта конституция не была одобрена, что приостановило процесс формирования наднационального европейского правительства.
С целью заменить провалившуюся конституцию страны - члены ЕС заключили в 2007 г. в Лиссабоне договор о реформировании своего союза. 1 декабря 2009 г. договор вступил в силу. ЕС сделался правосубъектным: он получил право заключать международные договоры (если они соответствуют программным документам ЕС). Полноценным институтом стал Европейский совет, состоящий из глав государств или правительств всех стран-членов. Был введен пост его постоянного представителя, который представляет ЕС на международной арене. Его избирают главы государств ЕС на 2,5 года (первым представителем стал бельгиец X. Ромпёй). Были расширены полномочия Европейского парламента, который теперь избирает председателя Европейской комиссии(куда входит один представитель от каждой страны, а также верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности). Законодательным органом ЕС является Совет Европейского союза.В него входят 27 министров стран-членов в составе, зависящем от круга обсуждаемых вопросов. Предусмотрено, что полномочия Совета будут расширяться, изменен и порядок подсчета голосов при принятии решений. Усилена роль Европейского Суда.
За годы деятельности Европейского союза с помощью сближения законов всех его стран было гарантировано свободное движение людей, товаров, капитала и услуг внутри союза. Между 22 странами-членами Шенгенским соглашением был отменен паспортный контроль. ЕС принимает общие для всех его членов законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере права и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития.
ЕС участвует как отдельное государство в международных отношениях и заключении международных договоров. ЕС проводит общую внешнюю политику и политику безопасности. Во многих странах мира учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, представительства ЕС действуют в ООН, других международных организациях.
Европейский союз в настоящее время сочетает в себе признаки международной организации и государства. В определенных областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других - посредством переговоров между государствами-членами.
Кризисные явления в экономике ряда стран ЕС в 2009 - 2010 гг. поставили под угрозу сохранение зоны евро. В 2010 г. началось создание специального фонда для помощи другим проблемным странам ЕС. В том же году ЕС принял решение оказать финансовую помощь Греции, чтобы не допустить ее выхода из еврозоны. Позже аналогичное решение было принято по Португалии и Ирландии.
§33 стр.192-194.Миграционные процессы и Европа.
На стремление людей к миграциям, т. е. переселению в другие местности, влияет целый комплекс причин. В первую очередь это социально-экономические трудности (миграцию называют «голосованием ногами»). Важными остаются политические, национальные, религиозные, экологические, демографические и иные факторы. Считается, что в миграциях ежегодно участвуют 2 - 3 % населения Земного шара, прежде всего из неблагополучных регионов.
Со второй половины XX в. Европа стала одним из главных центров притяжения мигрантов. Самой многочисленной группой мигрантов являются турки. Более 60% их живет в Германии. Алжирцы и тунисцы заселяют Францию, албанцы выезжают в Италию и Грецию. В Испании и Португалии основную массу новых жителей составляют выходцы из стран Латинской Америки. В последние годы поток мигрантов из североафриканских стран несколько снизился, зато усилилось прибытие жителей из стран Африки южнее Сахары.
Европейские страны привлекают мигрантов в связи с потребностями экономического развития и относительным недостатком собственного населения.
Если сферы занятости высококвалифицированных мигрантов и местных жителей в значительной степени пересекаются, то у низкоквалифицированных работников они, напротив, заметно различаются. Так, в системе общественного питания иммигранты в основном заняты на низших должностях в ресторанах, тогда как коренные жители чаще работают в сети «быстрого питания»; в сфере торговли первые трудятся в небольших магазинах, вторые - в супермаркетах; в строительстве иностранные работники заняты в ремонтно-реставрационном секторе, местные - в более солидных строительных фирмах. Этому способствует особая роль, которую в занятости иммигрантов играют системы социальных связей и неформального профессионального обучения. Кроме того, в анклавах, в которых селятся мигранты, формируются специфические возможности занятости.
Миграция приносит европейцам огромное число трудноразрешимых проблем. Прежде всего это серьезные изменения этнического и половозрастного состава населения. Европейские страны, бывшие до недавнего времени фактически мононациональными, превращаются в полиэтнические. Однако меры, предпринятые против наплыва мигрантов в 90-е гг. дали отрицательный результат: увеличилась незаконная и неконтролируемая миграция.
Кроме того, миграция приводит к ухудшению ситуации на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест; к снижению цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда; наконец, к конфликтам между коренным населением и иммигрантами.
Противоречия между мигрантами и местным населением становятся все более дестабилизирующим фактором в разных странах. В конце 2010 - начале 2011 г. главы ряда ведущих западных государств (А.Меркель, Д.Кэмерон, Н.Саркози) заявили о крахе политики мультикультурности, т.е. политики, направленной на интеграцию выходцев из стран Азии и Африки в европейское общество.
Япония. Вторая мировая война имела для Японии тяжелейшие последствия: разрушение экономики, потеря колоний, оккупация. Под давлением США японский император согласился на ограничение своей власти. В 1947 г. была принята конституция, расширявшая демократические права и закреплявшая мирный статус страны (военные расходы по конституции не могут быть выше 1 % всех расходов бюджета). У власти в Японии почти постоянно находится правая Либерально-демократическая партия (ЛДП). С 50-х гг. в Японии начался резкий подъем экономики, получивший название «японское экономическое чудо».Помимо благоприятной конъюнктуры это «чудо» было основано на особенностях организации производства и менталитете японцев, а также на малой доле военных расходов. Трудолюбие, неприхотливость, корпоративно-общинные традиции населения позволили Японии успешно конкурировать на мировом рынке. Был взят курс на развитие наукоемких отраслей, сделавший Японию лидером по производству электроники.
Тем не менее, на рубеже XX —XXI вв. в Японии возникли значительные проблемы. Все чаще вспыхивали скандалы вокруг ЛДП, связанные с коррупцией. Замедлились темпы экономического роста, усилилась конкуренция со стороны «новых индустриальных стран» (Южной Кореи, Сингапура, Таиланда, Малайзии), а также Китая. Китай представляет для Японии и военную угрозу.