Тема 1. Правовые основы организации наблюдения

За проведением выборов, референдума

1.1. Нормативные правовые акты, регулирующие порядок осуществления наблюдения за проведением выборов, референдума,система избирательных комиссий Российской Федерации,

Комиссий референдума

Основные принципы организации и проведения выборов, референдума, полномочия и порядок деятельности членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом совещательного голоса, наблюдателей определены в следующих актах:

Конституции Российской Федерации;

Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ);

Федеральном законе от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»;

Федеральном законе от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;

Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ);

Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ[1];

Уголовном кодексе Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (далее – УК РФ), и др.

При этом вопросы правового регулирования конкретных выборов урегулированы соответствующими федеральными законами, например, Федеральным законом от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральным законом от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» или законами субъектов Российской Федерации о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, о выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), о выборах глав, депутатов представительных органов муниципальных образований.

Вопросы подготовки и проведения референдума урегулированы Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципальных образований о референдуме.

Существуют и иные акты, регламентирующие особенности порядка организации и проведения выборов, референдума, например уставы муниципальных образований, акты избирательных комиссий по вопросам реализации избирательных процедур и совершения избирательных действий.

Таким образом, важно, чтобы член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдатель знал как основные избирательные принципы, действующие в Российской Федерации, так и определенные специальным законом правила, касающиеся конкретных выборов, референдума.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 67-ФЗ в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

избирательные комиссии муниципальных образований;

окружные избирательные комиссии;

территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

участковые комиссии.

Виды избирательных комиссий отличаются друг от друга полномочиями, территориальным масштабом деятельности, порядком формирования, юридической силой принимаемых ими решений.

ЦИК России является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдума в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдума в субъектах Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом № 67-ФЗ, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования. Данная избирательная комиссия является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.

Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

Положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации.

Участковые комиссии создаются на каждом избирательном участке и формируются окружной или территориальной избирательной комиссией. Участковые комиссии образуются для непосредственного обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета их голосов на каждом избирательном участке, участке референдума. По существу участковые комиссии выступают первичным звеном в организации и проведении выборов всех уровней.

При проведении соответствующих референдумов ЦИК России избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные, участковые избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации ЦИК России вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, которые образованы за пределами территории Российской Федерации для проведения указанных выборов.

При проведении референдума Российской Федерации ЦИК России вправе сформировать одну либо несколько специальных территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках референдума, которые образованы за пределами территории Российской Федерации, либо возложить полномочия специальных территориальных комиссий на соответствующие территориальные избирательные комиссии, сформированные при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, данные участники избирательного процесса должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Наши рекомендации