Международные отношения и место в них политических отношений
Международные отношения представляют собой специфический вид общественных отношений. С последними их связывает не только то, что они есть отношения между социальными общностями, но и то, что в них отчетливо выделяются экономический, социальный, политический и духовно-культурный аспекты. В этом смысле международные отношения являются продолжением и дальнейшим развитием внутриобщественных отношений, которые уже сложились на национальной основе. В свою очередь, отличие международных отношений от отношений, складывающихся внутри отдельных общественных структур, состоит в том, что в своей совокупности они образуют качественно новую систему с присущими преимущественно только ей свойствами и чертами; они имеют более широкое пространственное и социальное измерение, так как характеризуют взаимодействия по меньшей мере между двумя и более странами; основными деятельными субъектами в них выступают прежде всего сами народы, государства, общественные движения и организации со своими потребностями и интересами; их функционирование связано не с какой-то конкретной формой общественной (или государственной) власти, а с широким спектром международных норм и ценностей,
созданных человечеством в ходе его длительного эволюционно-
революционного развития.
В отечественной и зарубежной литературе дается неоднозначная типология международных отношений. Представители марксистской традиции, кладя в основу формационный и классовый критерии, выделяют рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический типы международных отношений, а также типы переходные, например, от международных отношений господства и подчинения к международным отношениям товарищеского сотрудничества и взаимопомощи. Иначе подходят к этому вопросу западные ученые. Одни из них придерживаются типологии, предложенной еще в конце прошлого века юристом-международником Ф. Мартенсом, суть которой состоит в хронологическом подразделении международных отношений на три типа: для первого типа, который охватывает античность, средние века до Вестфальского мирного договора 1648 г., характерны «разобщенность народов и господство физической силы»; для второго, который начинается с заключения Вестфальского договора и продолжается до Венского конгресса 1815 г., определяющим является принцип «политического равновесия» и, наконец, для третьего типа международных отношений, который утверждается с 1815 г., руководящей идеей служит «принцип национальности», дополненный впоследствии «принципом господства права .
Другие западные ученые, также опираясь на принцип хронологии и исторической аналогии, в основу типологии кладут доминирующее влияние «мировой державы» и характер формируемой ею «глобальной системы». «Если мы представим,— пишут в данной связи американские ученые Дж. Модельский и П. Морган,— каждый период, который ассоциируется с мировой державой, как один цикл, то тогда история системы (международных отношений.— Л.Ф.) может рассматриваться как серия длинных циклов» . По мнению названных авторов, история международных отношений начиная с конца XV в. вплоть до наших дней выглядит в виде пяти последовательно сменявших друг друга этапов господства четырех «великих держав» — Португалии, Нидерландов, Великобритании и США, причем пятый цикл начался в 1914 г., получив наименование «американский век» .
Несомненный интерес представляет типология международных отношений, предложенная польским ученым В. Моравецким. По его мнению, международные отношения подразделяются на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества. Сущность первого типа отношений составляет общность межгосударственных интересов, от объема и степени
которой зависит объем и уровень возможного сотрудничества. Сущность второго типа отношений характеризует понятие «совпадение интересов», которое чаще всего отождествляется с конъюнктурным соответствием, являясь чертой, свойственной отношениям между государствами с различным социально-экономическим строем. Подразделяя международные отношения на два указанных типа и подчеркивая, что в результате роста взаимодействия и взаимозависимости государств «сфера соответствия интересов в международных отношениях всецело расширяется»,3 В. Моравецкий делает вывод, согласно которому «из характера современных международных отношений следует, что их доминирующим типом может быть только взаимное приспособление государств друг к другу» .
Расходясь в особенностях подразделения международных отношений на различные типы по хронологическому, содержательному, функциональному и иному признакам, отечественные и зарубежные исследователи практически единодушны в том, что весьма важную роль в их системе играют международные политические отношения. В числе многих аргументов, подтверждающих сказанное, чаще всего приводятся следующие. Во-первых, международные политические отношения теснейшим образом связаны, а подчас и переплетены с международными экономическими отношениями. Как свидетельствует не только история, но и современная теория и практика международных отношений, интеграционные и дезинтеграционные процессы, происходящие в системе экономических отношений, неизбежно находят прямое или косвенное отражение в системе международных политических отношений. В свою очередь, стабильность или нестабильность международных политических отношений самым непосредственным образом влияет на стабильность и нестабильность международных экономических отношений. Убедительным примером тому могут служить международные политические и экономические отношения периода «холодной войны», которые приобрели необычайно деформированный, а точнее — сугубо милитаризованный характер. Как свидетельствуют данные Стокгольмского международного института мира, в середине 80-х годов более половины ученых и технической интеллигенции планеты работали над созданием средств и методов разрушения, а не созидания материальных ценностей. Военные расходы составляли 1000 млрд. долл. в год, или свыше 2 млн. в минуту. В то же время около 80 млн. чел. в мире жили в абсолютной нищете, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирали от истощения .
Во-вторых, наряду с экономическими международные политические отношения включают в себя наиболее мощные рычаги управления как собственно политическими, так и
неполитическими международными процессами. К ним относятся: политически значимая деятельность ООН и других легитимных международных органов, организаций и учреждений; политические акции институтов межгосударственного, наднационального характера, а также соответствующих общественных группировок, объединений и союзов; внешнеполитическая деятельность суверенных государств, составляющая живую ткань мировой политики, международных отношений и связей . Наличие этих рычагов предъявляет повышенные требования: к субъектам и участникам международных политических отношений, в особенности к их поведению в условиях кризисных ситуаций; к нормам международного права, которыми они руководствуются; к силовым структурам, которые приводятся в действие в случае нарушения международной безопасности; к политическим решениям, которые принимаются уполномоченными на то органами; к административно-управленческому аппарату, ответственному за повседневную, текущую чиновничье-бюрократическую работу. Наличие указанных рычагов ставит также перед субъектами и участниками международных политических отношений множество проблем, связанных с поиском источников их финансирования.
В-третьих, международные политические отношения имеют явно выраженную тенденцию к глобализации, т. е. к расширению и взаимопроникновению, взаимодополнению и взаимообогащению. Сказанное объясняется прежде всего тем, что с радикальными изменениями, происходящими в Центральной и Восточной Европе, а также в СНГ, все более рушатся барьеры, разделяющие Международные политические отношения по идеологическому признаку; уходит в прошлое раскол мира на два враждебных политических лагеря с их замкнутыми политико-государственными системами, а с ним и конфронтация; теряет смысл модель двухполюсного мира, которую олицетворяли две «сверхдержавы» — США и СССР, равно как и понятие «третий мир», куда зачислялись страны, идущие либо по капиталистическому, либо по некапиталистическому пути. Глобализация международных политических отношений объясняется также повышением роли и значения общечеловеческих (глобальных) проблем в современном мире, причем как социально-экологического, социально-экономического и индивидуально-личностного, так и социальнополитического характера: предотвращения ядерной войны; прекращения гонки вооружений, разоружения; мирного разрешения региональных, межгосударственных и межнациональных вооруженных конфликтов; строительства ненасильственного мира на основе утверждения доверия в отношениях между народами, упрочения системы всеобщей безопасности.
Глобальный характер современных международных политических отношений требует и совершенно нового механизма для
их регулирования, в том числе существенной перестройки уже существующих международных организаций и создания новых.
В-четвертых, международные политические отношения оказывают существенное влияние на формирование международного и мирового порядка. Если иметь в виду международный порядок, то речь идет о таком устройстве международных отношений, которое призвано обеспечить нормальное функционирование государств и других международных институтов, в том числе создавать и поддерживать соответствующие условия их существования, безопасности и развития. Что касается мирового порядка, то его суть заключается в том, чтобы обеспечивать потребности самого человечества, а именно выживаемость, благосостояние и справедливость в отношении конкретных людей. Разница между рассматриваемыми понятиями выражается в том, что «если международный порядок как более или менее оптимальное устройство международных отношений... существовал практически на всех этапах истории межгосударственных отношений, то мировой порядок еще только предстоит создать» . Свое влияние на международный и мировой порядок современные международные политические отношения оказывают тем, что располагают чрезвычайно большими возможностями — дипломатическими, организационно-правовыми, материально-техническими и информационно-пропагандистскими — для внедрения в практику межгосударственных и международных отношений таких принципов, как сохранение и утверждение общечеловеческих политических и нравственных ценностей; приверженность идее равной для всех международной и национальной безопасности, а также мирного разрешения спорных международных вопросов и конфликтов; уважение территориальной целостности и суверенитета; невмешательство во внутренние дела друг друга; абсолютный приоритет права народов над правами политических и государственных общностей.
И наконец, в-пятых, международные политические отношения на нынешнем этапе их развития имеют тенденцию к демократизации, демилитаризации и гуманизации. Демократизация при всей несхожести конкретных форм и результатов ее проявления у разных народов и государств находит свое выражение в общечеловеческом стремлении, с одной стороны, упразднить авторитарно-бюрократические и тоталитарные режимы, а с другой — построить современное развитое гражданское общество и правовое государство. Демилитаризация в своей основе имеет, конечно, всеобщее разоружение, однако не сводится только k нему. Она включает в себя также: ликвидацию военнополитических блоков; коренное преобразование промышленности,
выполняющей военные заказы; качественное изменение научных, государственных и управленческих структур, общественных институтов, образа жизни и сознания миллионов людей, отягощенных стереотипами времен «холодной войны». Гуманизация международных политических отношений означает, что политика и государство перестают быть самоцелью и самоценностью. Они становятся орудием и средством удовлетворения всевозрастающих потребностей людей, защиты их прав, свобод и интересов Гуманизация международных политических отношений предполагает также повышение роли и значения в системе этих отношений негосударственных субъектов и участников, в том числе и особенно представителей народной дипломатии (деятелей науки, культуры и искусства, общественных, религиозных и иных организаций). Совершенно очевидно, что утверждение в качестве необратимой тенденции к демократизации, демилитаризации и гуманизации международной политической жизни зависит от того, в какой степени она будет поддержана всеми субъектами и участниками международных политических отношений, равно как и от того, как будет совершенствоваться сам механизм формирования и функционирования этих отношений.