Виды политической деятельности

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое значение которого несомненно весьма велико, но смысл которого заключается как раз в неприятии и отрицании политики. Им является политическое отчуждение.
Оно выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни общественной, политической. Политика рассматривается в сфере отчуждения в качестве деятельности, не касающейся реальных проблем, человеческих интересов, контакт с политической властью выглядит как дело в основном крайне нежелательное, как, например, рекрутская служба, всякого рода повинности. Здесь устанавливается чисто принудительная связь с государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. д.: «отчужденные отвергают политику потому, что они чувствуют, что политика отвергает их. Они верят, что, голосуют они или нет, решения принимает истэблишмент» .
Для правяших групп политическое отчуждение выражается в превращении государственной службы в сферу обслуживания только частных, узкогрупповых интересов, власть узурпируется отдельными людьми, подменяется борьбой клик, представляющих корпоративные интересы. Служение интересам социальной целостности превращается в средство поддержания только индивидуальной жизни. Ярким проявлением политического отчуждения служит феномен бюрократизма.
В сфере политического отчуждения служение интересам социальной целостности стимулируется участием в развитой системе социальных привилегий, собственно, разрывающих бытие социальной целостности, когда важнейшие составляющие этого бытия: снабжение, транспорт, отдых, жилье, расселение — у разных членов общества просто никогда не соприкасаются, когда чиновник, подобно герою романа А. Бека «Новое назначение», всего себя отдает работе, службе на благо народа, но даже не знает, сколько стоит билет в метро, просто потому, что никогда им не пользуется.
По мере нарастания разрывающего политическую целостность отчуждения укореняется губительная для существования политической системы идея, что каждый защищает себя сам, что надеяться
193

на поддержку официальных властных структур не имеет смысла, а превалирующими типами социальных действий становятся или мятеж, или потребительство.
Верным знаком политического отчуждения служит нарастающая ритуализация политической деятельности, когда она все больше превращается в повторяющуюся систему действий, лишь внешне похожих на деятельность, но не имеющих необходимой для нее структурной полноты. В ритуале абсолютизируется или цель в ущерб средству, или средство в ущерб цели и результату и т. д. Так появляются президиумы без реальных функций по управлению собранием или избирается единодушным голосованием «почетный президиум», так проводятся демонстрации и собрания без цели и результата, избираются депутаты без власти и возникает парадоксальная ситуация, когда «число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигло трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел» .
Политическое отчуждение не является состоянием, абсолютно
неподвижным и лишенным противоречий и движения. В нем действуют по крайней мере три тенденции. Во-первых, тенденция к углублению политического отчуждения, нарастание апатии и безразличия в отношении к проблемам политики, социальной целостности, переключение внимания на другие виды деятельности, ограничение ее чисто личностными проблемами и интересами. Но абсолютное господство этого состояния оказывается невозможным прежде всего потому, что это оборачивается практически полным отстранением людей от влияния на управление делами общества, сужением социальной опоры политического строя, что ведет общество к неминуемому кризису. К тому же сфера частных интересов не может быть отделена, непроходимой стеной от интересов общественных и политических, и их реальное удовлетворение невозможно без обращения• к сфере политических отношений, т. е. без политической деятельности
того или иного вида.
Таким образом, формируются основания для действия еще
двух тенденций, связанных с преодолением политического отчуждения, вхождением в сферу политики, которое может осуществляться по крайней мере в двух формах: политической пассивности и политической активности. Политическая пассивность — это тикай вид политической деятельности, в рамках которой субъект, а им может быть как индивид, так и социальная \ группа, не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы, не действует в качестве самостоятельной политической силы.





Пассивность в политике не бездеятельна, это форма деятельности и форма политики, но политики не самостоятельной, реализующей не свои собственные, а чуждые интересы. Видом политической пассивности является конформизм, выражающийся в принятии социальной группой ценностей политической системы как своих собственных, хотя они и не соответствуют ее фундаментальным интересам. Средством формирования конформистских политических установок служит специфическая техника воздействия на сознание и поведение людей — манипулирование, предполагающее «превращение людей в управляемые объекты, деформацию их внутреннего мира, мыслей, чувств и поступков и тем самым разрушение их личностей путем влияний, которые искажают представления о действительных интересах и потребностях и незаметно, при кажущемся сохранении свободы воли, подчиняют людей воле, им чуждой» . Система манипуляции ориентируется прежде всего на подсознательную сферу психики людей, а ее методы и средства в современных обществах становятся все более изощренными, активно используют достижения психологии и социологии.
Действие другой тенденции — движения от политического отчуждения к политической активности — начинается со специфического состояния негоции-отрицания — такой позиции личности, социальной группы, которая отвергает навязываемый ей политический порядок, политическую систему. Это отношение пока недеятельно, оно находится в рамках политического отчуждения, но уже движется к выходу из него. Форм и степеней интенсивности негации может быть много, она бывает абсолютной, отвергающей всю политическую систему, и частичной, когда не принимается некоторый фрагмент системы: может охватывать как определенные социальные группы, так и весь общественный класс и т. д. Примером частичной негации может быть, например, гражданское неповиновение, неучастие в выборах.
Несмотря на значительную близость негации и отчуждения, необходимо видеть качественную границу между ними. Отчуждение пассивно, неподвижно, негация — это уже поворот к активной позиции, она всегда выражается в чем-то политически значимом — в оппозиции, мнении, действии. Между различными состояниями негации существует активное взаимодействие, множество переходных фаз, частичная форма может перерасти в абсолютную и обратно.
Критерием политически активной деятельности служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы.
Становление политической активности означает формирование способности действовать, исходя из объективной связи любой

проблемы существования социальной группы с противоречиями, характерными для всего общества. Процесс становления политически активной деятельности проходит через множество переходных форм, и каждая из них содержит возможность как движения вспять — в тупики политической пассивности и апатии, так и движения к повышению уровня активности, организованности и целенаправленности действий в политике. Магистральное направление этого процесса — политизация — нарастание понимания связи действий социальной группы с проблемами, определяющими существование социальной целостности.
Начальная стадия выраженной активной деятельности, когда политический субъект осуществляет четкий выбор тенденции
действия,— это политическая, позиция.
Зрелая форма политической активности — это политическое движение, т. е. такое целенаправленное и долговременное социальное действие определенной социальной группы, которое своей целью имеет преобразование политического строя или его
сознательную защиту.
Четко выраженными чертами политического движения являются: относительная длительность существования; наличие ясной программы или цели; охват больших групп людей; направленность на обеспечение или сопротивление изменениям
в обществе.
Частные усилия социальной группы или даже личности на
уровне политического движения рассматриваются как необходимые элементы совокупных усилий по решению проблем социальной целостности, государства. В рамках политического движения ключевым моментом решения социальных проблем, выдвигаемых в программе задач, рассматривается соответствующее изменение
государства, систем управления.
Смысл политического движения — в достижении конкретной цели, от этого зависит время и этапы его существования, успех или неудача. Если цель политического движения не достигается, то возникает состояние, которое называется «смерть движения». Такой конец наступает в силу разных причин, среди которых
выделяют следующие: непреклонность, ведущую к возникновению ситуации, когда
цель, программа движения все в меньшей степени учитывают конкретные обстоятельства, возможности той политической ситуации, в которой движение развертывается; институализация — главным в движении постепенно становится не достижение программной цели, а обеспечение

функционирования организационного механизма, аппарата, на поддержание жизнеспособности и благополучия которого тратится все больше усилий и ресурсов, живое дело превращается в кормушку для функционеров, программная цель попросту теряется; переживание первоначальных требований — эта ситуация возникает тогда, когда интересы, потребности, вызывающие движение, в силу тех или иных причин исчезают, замещаются другими, комплекс социальных проблем, из которого выросла необходимость самого движения, разрушается или трансформируется в другие проблемы, требующие уже или другого движения, или иных способов решения .
Характер политической активности значительно изменяется в зависимости от специфики проблем, ее вызвавших и стимулирующих, времени возникновения, задач, на решение которых она направляется, состава участников. В современных условиях отмечают следующие наиболее общие тенденции ее изменения: рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, предпочтение жестко оформленных политических партий политическим движениям без четко оформленной организационной структуры; объединение все чаще осуществляется не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения; растет количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий; все больше людей склонны к независимой политизации, т. е. свое участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, стремятся действовать независимо .
Нетрудно видеть, что политическая деятельность как социально-исторический феномен неоднородна. Между ее полюсами — политической пассивностью (подчинение интересам другой социальной группы) и политической активностью (самостоятельной деятельностью социальной группы в политике, целенаправленном проведении и защите собственных интересов и целей) — лежит целый спектр разнообразных видов и типов политической деятельности.
Множество видов политической деятельности связаны не с активным изменением, обновлением социальных систем, а с обеспечением достигнутого состояния, нормального функционирования государственного аппарата, хозяйственного механизма. Сюда входит деятельность служащих государственного аппарата, многие политические действия представителей господ-

ствующих группировок, социальных сил, их политических организаций. Политическая активность может быть направлена и на воссоздание старого, реконструкцию прошлых общественных и политических отношений w структур. С другой стороны, позитивное отношение к изменениям может быть не только активным, но и пассивным, когда они рассматриваются как необходимые и желательные, но происходящие как бы сами по себе.
В политической теории наряду с понятиями «политическая деятельность», «политическая активность» широко используются для обозначения сходных по своему значению феноменов понятия политического участия и политического поведения. В чем смысл данных терминов, каково их соотношение с уже рассмотренными понятиями и возможности их использования в категориальном аппарате политической теории?
Наиболее распространенный смысл термина «политическое участие» — обозначение тех форм политики, которые не связаны с профессиональной политической деятельностью, это «такая деятельность частных граждан, которая более или менее прямо ориентирована на влияние, на отбор правительственного персонала или на его действия» . Формы участия могут быть самыми различными по своему направлению и Значению, в частности, выделяют участие активное, инициативное, и пассивное, поддерживающее, но их общим свойством является включенность субъекта политики в политическую систему, принятие ее основных норм, правил поведения: «участвовать означает действовать в процессе, а не на процесс» . Данное понятие находит свое место также на уровне конкретного социологического анализа при описании степени вовлеченности личности, социальной группы в активное политическое действие.
Важную, существенную сторону политической активности раскрывает понятие политического поведения: ее механизм, структуру, способы реализации целей, оно позволяет разнообразные проявления политической активности свести к системе отдельных действии — элементов.
Таким образом, понятие «политическая деятельность» отражает все многообразие действий людей в сфере политики, а понятие «политическая активность» — ведущую творческую, преобразовательную форму политической деятельности, выражает сущность политики — реализацию социальной группой своих собственных интересов. Политическое участие — это характеристика степени вовлеченности субъекта в политически активное действие, а понятие «политическое поведение» позволяет раскрыть механизм, структуру политической деятельности.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Имея огромное значение для определения успеха и направленности политических процессов, этот вид политической деятельности соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики: власть, авторитет, влияние, руководство, выражение и представительство интересов. Смысл этого явления заключается в осуществлении авторитетного руководства в сфере политики.
Авторитетной же является такая власть, которая принимается теми людьми, на которых она распространяется. Они добровольно подчиняются ей, т. е. соглашаются, видят для себя выгоду ? передаче части своих политических полномочий и прав другому лицу или институту. Он же берет на себя обязательство эти права и полномочия использовать во благо тех, кто ими его наделяет.
В основе феномена политического лидерства находится способность руководителя, а в этом качестве могут выступать как личности, так и организации, отражать и удовлетворять интересы своих последователей . Этим лидер отличается от иного типа руководителя — манипулятора, который действует вопреки интересам своих последователей. Другая важнейшая функция лидера — осуществление целенаправленного и успешного руководства. Она предполагает способность правильной оценки и соотнесения целей, наличных возможностей и ресурсов политического действия. Если в силу тех или иных причин эта способность отсутствует, то руководство не может быть успешным, а защита интересов последователей превращается в пустую декларацию. Политическое лидерство—это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие — отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.
В результате слияния в политическом лидерстве этих двух взаимонаправленных потоков наступает чрезвычайно важное для политики и политической деятельности состояние взаимной мобилизации всех участников политического процесса: и руководителей, так как они знают, что их действия опираются на поддержку и одобрение массы и уверены в своих силах, и рядовых участников политического процесса или движения, ибо они чувствуют, что их интересы понятны, а цели сформулированы. В силу этого наступает значительная интенсификация политической жизни, она становится полнее и результативнее. Лидер и

последователи в результате взаимодействия усиливают, стимулируют действия друг друга.
Основой взаимной мобилизации служит наличие в процессе
политического лидерства такого важного компонента, как доверие, эмоциональная и практическая поддержка лидера его сторонниками. Доверие увеличивает возможности, эффективность деятельности политика. Люди охотно участвуют в реализации предложенных им целей. Его промахи не особенно замечаются, ошибки легко прощаются, а дефекты расцениваются как достоинства. Косноязычие становится признаком простоты и доступности, в метаниях от одного политического приоритета к другому видят признаки гибкости политической тактики, а в отсутствии какой-либо ясной программы видится полезный и необходимый
прагматизм.
Иная ситуация возникает в случае отсутствия доверия. Она
наступает прежде всего под воздействием утраты существенных качеств политического лидерства: способности представлять интересы последователей и добиваться осуществления выдвинутых целей. Силы политического деятеля в таком случае оказываются скованными, а сам он становится объектом жестокой критики и насмешки. Неосуществимость целей, которые он выдвигает, легко доказывается. Они действительно оказываются таковыми, ибо возможный массовый участник политического действия просто не считает их для себя значимыми и ничего не делает для их осуществления, или действует с точностью до наоборот.
Утрата доверия ведет к возникновению явления, противоположного лидерству,— противодействия или политического вызова. Оно выражается в различных проявлениях скрытой или явной враждебности по отношению как к самому лидеру, так и к тем ценностям, которые он представляет. Множатся различные нарушения писаных и неписаных норм, законов, побеги и эмиграция, восстания и революции.
Значение лидерства как важнейшего феномена в политической
жизни, часто определяющего судьбы целых стран и народов, делает его объектом пристального внимания представителей различных социальных наук. Изучаются экономические и социальные основания лидерства, анализируются психологические качества личности и массы, взаимодействующих в этом -феномене, поскольку лидерство — это вид руководства, изучаются управленческие аспекты его осуществления. Природа политического лидерства сложна и противоречива, среди этой категории людей были святые и негодяи, гении и довольно простоватые люди. Возник достаточно широкий спектр интерпретации феномена и
причин его возникновения.

Среди них можно выделить следующие.
Представление возникновения лидерства как результата срабатывания личных качеств, способностей руководителя, проявляющихся практически независимо от ситуации и настроения массы людей, которую он берется возглавить.
Наоборот, истолкование лидерства как порождения специфической ситуации, предъявляющей особые, только ей свойственные требования. Как только находится человек, который этим требованиям удовлетворяет, независимо от всех прочих его качеств, он и становится лидером.
Все зависит от массы, ее настроений и требований. Она способна видеть лидера в любом человеке, который этим требованиям, по ее мнению, удовлетворяет.
Весьма распространенной является фрейдистская идея, что в генезисе лидерства срабатывает отцовский комплекс — бессознательная предрасположенность массы к подчинению сильному, властному человеку, способному защитить и выразить ее глубинные чаяния. Подтверждение этого тезиса видят в широком распространении в политической лексике «отцовской» терминологии: «отец нации», «отец города», «отец народов» и т. д.
Лидерство—это, видимо, настолько сложный феномен, имеющий самые разнообразные причины, что при объяснении конкретной ситуации, связанной с его возникновением, надо иметь в виду все интерпретации его генезиса. То есть исходить прежде всего из признания его интегральной природы и рассматривать его в качестве результата взаимодействия самых разных свойств личности, ситуации, в которой ей приходится действовать, характера интересов, нуждающихся в выражении и представительстве.
Если это так, то правы те, кто называет в числе атрибутивных
качеств лидера такие, как: более высокий уровень образования, чем у последователей; более высокий профессиональный и социальный статус; наличие выраженных управленческих способностей. Видимо, прежде всего эти качества позволяют лучше чувствовать ситуацию, легче выразить себя, понять, что хотят другие люди. «Лидеров находят более общественно вовлеченными, более реалистичными, менее отчужденными и имеющими более определенные идеи об их личных устремлениях» .
Сложность и многообразие проявлений феномена политического лидерства предполагают и многообразие его типов. Варианты типологии лидерства зависят от выбора его основания. По отношению лидера к выдвинутой им цели или программе можно выделить романтиков, настойчиво стремящихся к полной и последовательной реализации ее, мобилизующих максимум сил и •

средств и не останавливающихся перед препятствиями и жертвами, ? прагматиков, способных четко соотносить наличные ресурсы и выдвинутые цели, отказываясь, если это требуется, от одной цели и выбирая другую, в данных условиях более реальную. По отношению к характеру используемых средстввыделяют лидеров-радикалов — сторонников решительных, дающих по возможности немедленный эффект средств, и лидеровреформистов, уповающих на постепенные преобразования, стремящихся обеспечить преемственность политического процесса. Различным бывает и отношение лидеров к своим сторонникам. Одни рассматривают себя в качестве представителя тех людей, которые их поддерживают, и свою основную задачу видят в выражении, более четком формулировании их требований; другие чувствуют себя носителями полностью понятных только им высших целей, исторических задач, в значение которых они
посвящают своих последователей.
Любопытную и легко запоминающуюся классификацию
политических лидеров предлагает М. Херманн , это лидер, определяющий цели и указывающий подходы к ним
сторонникам; лидер-«коммивояжер» — смысл своей деятельности он видит в
выражении и удовлетворении интересов своих последователей; «марионетка» — им руководят его сторонники; «пожарник» — его руководство — цепь реакций, иногда довольно хаотичных, на то, что происходит в действительности.
Поскольку лидерство — это вид авторитетного, властного руководства, то на его характер влияет и тип осуществляемой лидером власти. По классификации, введенной Максом Вебером, власть может быть: традиционной, опираться в своем осуществлении на механизм
традиции и ритуала. Лидер в этом случае является как раз носителем традиции, хранителем и знатоком ритуалов. Ясно, что это достаточно примитивный, отживающий тип властвования и
лидерства, хотя еще и встречающийся; легальной, опираться на законы, правила, нормы. В рамках
этого типа властвования лидерство связано со знанием и четким соблюдением норм политического процесса, их активным использованием для достижения поставленных целей, реализации
функций руководства; харизматическая власть и лидерство — специфический, часто встречающийся и весьма колоритный тип политического руководства. Его смысл — в особой связи между лидером и его последователями, когда он чувствует себя призванным для осуществления определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых исключительных качеств, способности преодолеть любые трудности, предвидеть на много лет вперед.

Большое значение здесь имеет использование специфической техники влияния, смысл которой грубовато, но точно выразил Ф. Ницше: «Легко дать рецепт того, что толпа зовет великим человеком. При всяких условиях нужно доставлять ей то, что ей весьма приятно, или сначала вбить ей в голову, что то или иное было бы приятно, а затем дать ей это. Но ни в коем случае не сразу; наоборот, следует завоевывать это с величайшим напряжением, или делать вид, что завоевываешь. Толпа должна иметь впечатление, что перед ней могучая и даже непобедимая сила воли; или по крайней мере должно казаться, что такая сила существует» .
Харизма возникает из сложного переплетения рациональных и иррациональных моментов политической деятельности. Она складывается и из личностного обаяния, и из исключительных ораторских способностей, и из мученической судьбы, из дальновидности и решительности, проявленных в критические, поворотные моменты истории. Политическое лидерство на ее основе иногда принимает комические, а иногда и страшные формы. Но, видимо, поэтому смысл данного феномена надо знать и внимательно изучать.

XII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Наши рекомендации