Государственная Дума Российской Федерации
Комитеты.
1. Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству.
2. Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.
3. Комитет ГД по труду и социальной политике.
4. Комитет ГД по бюджету и налогам.
5. Комитет ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам.
6. Комитет ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму.
7. Комитет ГД по собственности.
8. Комитет ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.
9. Комитет ГД по энергетике, транспорту и связи.
10. Комитет ГД по обороне.
11. Комитет ГД по безопасности.
12. Комитет ГД по международным делам.
13. Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками.
14. Комитет ГД по делам Федерации и региональной политике.
15. Комитет ГД по вопросам местного самоуправления.
16. Комитет ГД по Регламенту и организации работы Государственной Думы.
17. Комитет ГД по информационной политике.
18. Комитет ГД по охране здоровья.
19. Комитет ГД по образованию и науке.
20. Комитет ГД по делам женщин, семьи и молодежи.
21. Комитет ГД по аграрным вопросам.
22. Комитет ГД по природным ресурсам и природопользованию.
23. Комитет ГД по экологии.
24. Комитет ГД по культуре.
25. Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций.
26. Комитет ГД по делам национальностей.
27. Комитет ГД по физической культуре и спорту.
28. Комитет ГД по проблемам Севера и Дальнего Востока.
29. Комитет ГД по делам ветеранов.
Комиссии.
1. Комиссия ГД по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики.
2. Счетная комиссия ГД.
3. Комиссия ГД по противодействию коррупции.
«Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно».
А.С. Пушкин (1799-1837) – российский поэт
Секретариат Конституционного Суда, функции которого определены частью второй ст. 111 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и конкретизированы в ряде других его статей, состоит из юристов-профессионалов (ученых и практиков), специалистов других отраслей знания, а также высококвалифицированного технического персонала (операторы ЭВМ, стенографистки, делопроизводители и т.д.). В Секретариате трудятся 1 действительный член академии социальных наук, 7 докторов и 25 кандидатов юридических и экономических наук, 3 заслуженных деятеля науки и 9 заслуженных юристов Российской Федерации.
«Монархический образ правления – самый естественный для человека.»
А. Шопенгауэр (1788-1860) − немецкий философ
«Самая жестокая тирания – та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости.»
Ш.Л. Монтескье (1689-1755) – французский общественный деятель
«Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, всё для нее уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть…»
Н.А. Бердяев (1874 - 1948) − русский философ
«Прежде ее (демократию – А.П.) нередко считали высшей и конечной формой, обеспечивающей прочное и благополучное существование; теперь ясно ощущают, что, … не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий. В странах, испытавших эту форму на практике, она давно уже перестала быть предметом страха; но она перестала быть здесь и предметом поклонения. Те, кто ее опровергал, видят, что в ней все же можно жить и действовать; те, кто ее ценит, знают, что как всякое земное установление она имеет слишком много недостатков для того, чтобы ее можно было безмерно превозносить.»
П.И. Новгородцев (1866-1924) – русский юрист и философ.
«Власть … является реализацией обобщенной способности, состоящей в том, чтобы добиваться от членов коллектива выполнения их обязательств, легитимизированных значимостью последних для целей коллектива и допускающих возможность принуждения строптивых посредствам применения к ним негативных санкций…»
Т. Парсонс (1902-1978) - американский социолог
ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ
Любая власть в процессе своего возникновения, развития и функционирования может по-разному оцениваться людьми. При этом диапазон оценок простирается от безусловного признания данной власти до категорического её игнорирования. Положительная оценка, принятие населением власти, признание им её права управлять и согласие подчиняться этой власти означает её легитимность.
Понятие «легитимность власти» не равнозначно понятию «законность власти». Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, отражается категорией «легальность». «Легитимность» и «легальность» - близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный, этический и политически нейтральный характер, второе – юридический и этически нейтральный.
Любая власть, издающая законы, даже самые непопулярные, и обеспечивающая их осуществление, легальна. В то же время она может быть не легитимной, т.е. не приниматься народом. В обществе может существовать не только нелегитимная власть, но нелегальная, например, власть теневиков, мафиозных структур и т.д.
«Военная власть похожа на огонь: вблизи она жжет, издали согревает».
Г. Фуа (данных не обнаружено)
«Штыками можно сделать все что угодно; только нельзя на них сидеть».
Наполеон I (Бонопарт) (1769-1821) - французский полководец и государственный деятель
«Чтение хороших книг есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков - их авторами, и причем ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей».
Р.Декарт (1596-1650) -
французский философ и ученый.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белов Г.А. Институциональная система политической власти // Кентавр. М., 1995. №4.
2. Могилевский В. Власть как системная категория. // Безопасность Евразии. 2003. №1. С.236.
3. Мельников Ю.Ф. Легитимность как понятие // Власть. М., 1996. №4.
4. Политическая энциклопедия: В 2т. / Нац. обществ. – науч. фонд; Рук. проекта Семигин Г.Ю.; Науч.-ред. совет: пред. совета Семигин Г.Ю. – М.: Мысль, 1999.
5. Вершикин М.С. Политология: Конспект лекций:. / - СПб.: Михайлов, 2000.
6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учебн. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект-Пресс, 1998.
7. Серебрянников В. Президенты США: Военно-политическое портретирование. // Власть. М., 2003 №8. С.13.
8. Соловьев А., Туронок С. Государство на старте тысячелетия: проблемы управления и власти. // Власть. М., 2003 №11. С.46.
9. Философия власти. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
10. Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М.: Технол. школы бизнеса, 1996.
11. Халипов В.Ф. Власть. Основы кратологии. М.: Луч, 1995.
Заполните свободные прямоугольные схемы.
ТЕМА 6
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И РЕЖИМЫ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
«… Если понятие системы используется с достаточной точностью… оно представляет исходную точку, двигаясь из которой можно получить множество выводов в дальнейшем анализе.»
Д. Истон - современный американский политолог
(ПРЕАМБУЛА)
Знание теории политических режимов позволяет выйти на такие проблемы политической жизни, как: взаимоотношения общества и личности, гражданского общества и государства, реализация фундаментальных ценностей общественной жизни.
В связи с комплексным характером изучения проблем политических систем в политической науке ХХ века сформировался ряд разновидностей концепций политической системы, представления о которых дает следующая схема:
Перечень типов концепций | Основное содержание | Главные представители |
Структурно-функциональные концепции | Политическая система рассматривается как компонент общества, наряду с духовной, экономической и социальной, которые выполняют определенные функции, реагируют на требования, поступающие изнутри и извне. Вместе они обеспечивают жизнеспособность общества. Функции политической системы заключаются в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение. | Т.Парсонс, Д.Истон |
Мар ксистские концепции | Политическая система рассматривается как главный компонент надстройки над экономическим базисом. Политическая система выступает как совокупность институтов, включая государство, партии, общественно-политические организации. | Теоретики коммунистического и социал-демократического движения (Ленин, Сталин, Троцкий и т.д.) |
Ролевые концепции | Политическая система рассматривается как совокупность ролей в их взаимодействии между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам. | Г.Анмонд, Д.Пауэлл |
«Политический организм так же, как и организм человека, начинает умирать с самого своего рождения и имеет в самом себе причины своего разрушения.»
Ж.- Ж. Руссо(1712-1778) - французский философ
ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
И ЕЕ сущностная характеристика
Политическая система общества – это упорядоченная на основе права, ценностей политической культуры, законов и принципов политической науки совокупность ролей и таких институтов, как государственные органы, политические партии, движения, общественные организации, СМИ, в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Важную существенную характеристику политической системы дает сравнение ее с понятиями «политическая жизнь» и «политическая организация», которые различаются по своим объемам. Схематически данное сравнение можно представить с помощью кругов Эйлера.
Политическая жизнь
Политическая система
Политическая организация
В объем понятия «политическая жизнь» входят как стихийные, неуправляемые политические процессы, так и сознательные, осуществляемые на основе прогнозирования, планирования и рациональной организации.
В рамках политической системы все политические процессы объеденены единой целью, упорядочены, скоординированы. Эти процессы призваны противостоять стихийности.
Понятие политической организации обозначает институциональную подсистему политической системы, представляющую собой совокупность государственных, партийных и общественно-политических институтов.
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ:
Функциональный аспект политической системы отражает ее динамику, процессуальный характер.
«Полезным методом упрощения… данных о поведении элементов системы… является их представление в терминах того, как «входы» преобразуются в то, что можно назвать политические «выходы».
Д. Истон - современный американский политолог
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
В зависимости от избранного основания, политические системы можно разделить следующим образом по источнику политической власти: демократическая (конституционная) и автократическая. Взяв как основание деления - отношение к действительности, получим: консервативную, реформаторскую, прогрессивную или реакционную системы.
В зависимости от уровня политической культуры получают:
англо-американскую континентально-европейскую, доиндустриальную и тоталитарную. По направленности политического процесса: командная, соревновательная и социопримирительная.
Очевидно, что при использовании других основании классификация может принять и следующий вид:
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Политическая система – сложное образование, включающее в себя ряд компонентов, представление о которых дает следующая схема: