Государственная Дума как высший законодательный орган Российской империи

Государственная Дума (с 1906 г.) – высший совещательный и законодательный орган: никакой закон не мог вступить в силу без ее одобрения. Члены Думы избирались населением. Создание Думы означало окончательное отделение власти исполнительной от законодательной.

Практические шаги по созданию в России высшего представительного органа по типу выборного парламента были предприняты в условиях начавшейся Первой русской революции (1905-1907). Первоначально предполагалось создать представительский орган с чисто законосовещательными функциями (Булыгинская дума). Однако в условиях кризиса государственной власти осенью 1905 года царь Николай II Александрович был вынужден издать Манифест 17 октября 1905 года, в котором декларировал создание Государственной думы, как нижней палаты парламента с ограниченными законодательными правами. Дума рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались царем. Государственная дума Российской империи избиралась по куриальной системе, по четырем неравноправным куриям (землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая), выборы были неравными, непрямыми, многоступенчатыми. Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) не имела избирательных прав. Государственная дума не имела права изменять Основные законы Российской империи, ее решения могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство.

Государственная дума Российской империи была ликвидирована в результате Февральской революции 1917 года. 27 февраля (12 марта) 1917 года был сформирован Временный комитет Государственной думы, сыгравший важную роль в свержении самодержавии. Формально Дума продолжала существовать до 6 (19) октября 1917 года, когда была распущена Временным правительством.

37 Российская империя как многонациональное образование. Особенности государственного управления на окраинах.Термин "Российск. империя" используется для обозначения многонациональн. Российск. гос-ва нач. 18в – нач. 20в. В состав Рос. имп. входили Прибалтика, Правобережн. Украина, Белоруссия, часть Польши, с 19в, Финляндия, Закавказье, Казахстан. Русск. гос-во стало превращаться в многонациональное с конца 15в. В процессе формирования территории России можно выделить триэтапа, кот. имели свои особенности: 1) 14в – перв. половина 16в - сложилась территория, кот. стала колыбелью русск. (великорусск.) народа 2) середина 16в – конец 17в - Московск. царство по типу развития приближалось к восточн. странам и внешн. территориальн. расширения носили ярко выраженный восточн. характер. На протяжении 16в гос-во все еще находилось в стадии роста. После обретения независимости наблюдался всплеск внешн. территориальн. расширения, кот. решало ряд задач: обеспечение безопасности гос-ва, обретение выхода к международн. торгов. путям, удовлетворение потребности в ресурсах 3) 18в – начало 20в - Россия стала империей и ее внешн. территориальн. расширения определялись задачами усовершенствования, потребностями для развитая западн. уклада (цивилизации). На протяжении неск. столетий шел процесс расширения территории гос-ва. Характерно: территориальн. приобретения России по масштабам значительно уступали приобретениям западн. империй (Британской прежде всего); новые территории включались в состав единого гос-ва, кот. считалось русским. Особенности гос. управления на окраинах. Верховн. правители России стремились не нарушать этнические, соц.-духовн. черты этносов, племен или их союзов, даже при том, что Рос. империя представляла собой гос-во с абсолютн. властью монарха. Правители России в управлении ее окраинами опирались, главн. образом, на административн., военно-полит. методы, стремясь привести к единообразию систему управления на территории всего гос-ва, что соответствовало самодержавно-монархическ. духу абсолютизма в гос. управлении и отвечало желанию укрепления военно-полицейск. режима в стране.

Наши рекомендации