Политическая мысль средневековой Европы
Имена-символы эпохи Средневековья.
- Аврелий Августин (354-430 гг.) – «О граде Божьем».
- Фома Аквинский (1226-1276гг.) – «Сумма теологии».
Аврелий Августин о граде земном и о граде Божьем:
«Итак, два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, доведенною до презрения к богу, а небесный – любовью к себе, доведенною до презрения к самому себе.
Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний – в господе. Ибо тот ищет славы от людей, а для этого величайшая слава бог, свидетель совести. Тот в своей славе возносит главу свою, а этот говорит своему богу: слава моя и возносят главу мою. Над тем господствует похоть господствования, управляющая и правителями его, и подчиненными ему народами, в этом по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь. Тот в своих великих людях любит собственную силу, а этот говорит своему богу: возлюблютя, господи, крепосте моя.
Мы находим в земном граде два вида: один – представляющий самую действительность этого града, а другой – служащий посредством этой действительности для предизображения небесного града. Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха; почему те называются сосудами гнева божия, а эти сосудами милосердия».
«… Небесный град пока находится в земном странствии, призывает граждан из всех народов и набирает странствующее общество во всех языках, не придавая значения тому, что есть различного в правах, законах и учреждениях, которыми мир земной устанавливается или поддерживается; ничего из последнего не отменяя и не разрушая а, напротив, сохраняя и соблюдая все, что хотя у разных народов и различно, но направляется к одной и той же цели земного мира, если только не препятствует религии, которая учит почитанию единого высочайшего и истинного бога».
[Аврелий Августин. О граде божьем и Антология мировой философии в 4т. –М.1969, т.1, ч.2, с.601-605]
Фома Аквинский о сущности власти и способах правления:
«Всякая власть также происходит от бога, хотя в действительности не происходит от бога …
Если же несправедливое правление осуществляется многими лицами, то это называется демократией; господство народа имеет место именно тогда, когда широкие массы благодаря своей силе и численному превосходству подавляют богатых. Тогда весь народ выступает как один единый тиран». (Фома вводит различение сущности власти от ее формы: первая сам институт государства, происходит от бога; вторая – способ правления, структура власти).
Фома Аквинский о способах постижения божественной сущности государства:
«… Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении …
Эта наука (теология) может взять нечто от философских дисциплин, но не потому что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемой ею положений. Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от бога через откровение. Притом же она не следует другим наукам, как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним как к подчиненным ей служанкам …».
[Фома Аквинский Сумма теологии // Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969 г., Т. 1, Ч. 2, С. 824-827]
«Политика – это совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее».
Маккиавели
Н. Макиавелли о природе государства и формах правления:
« … различные виды правления возникли у людей случайно. Вначале, когда обитателей на земле было немного, люди какое-то время жили разобщенно, наподобие диких зверей. Затем, когда род человеческий размножился, люди начали объединяться и, чтобы лучше оберечь себя, стали выбирать из своей среды самых сильных и храбрых, делать их своими вожаками и подчиняться им. … Возникло понимание справедливости. Вследствие этого, выбирая теперь государя, люди отдавали предпочтение уже не самому отважному, а наиболее рассудительному и справедливому. Но так как со временем государственная власть из выборной превратилась в наследственную, то новые, наследственные государи изрядно выродились по сравнению с прежними. Не помышляя о доблестных деяниях, они заботились только о том, как бы им превзойти всех остальных в роскоши, сладострастии и всякого рода разврате. Поэтому государь становился ненавистным; …народные массы с готовностью шли за всяким, кто только не пожелал бы выступить против подобных правителей; такой человек немедленно находился и уничтожал их с помощью масс. …Уничтожив власть немногих и не желая восстанавливать единовластие государя, люди обращались к народному правлению и устраивали его так, чтобы ни отдельные могущественные граждане, ни государи не могли бы иметь в нем никакого влияния».
[Макиавелли Н. Первая декада Тита Ливия// Избранные произведения. М., 1998 г. С. 218-219]
Основные политические идеи Возрождения
Т. Гоббс о естественном праве, общественном договоре и происхождении государства:
«Естественное право … есть свобода всякого человека использовать собственные силы по-своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т. е. собственной жизни, и следовательно, свободы делать все то, что по его суждению и разумению является наиболее подходящим для этого средством … для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые являлись бы их представителями. … Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством …».
[Гоббс Т. Левиафан. Соч. Т. 3. М., 1986]
Основные идеи и направления
Периода реформации
Реформация – разнородные социально-политические и идейные движения ХVI - ХVII веков, направленные против власти католической церкви.
Политические принципы и идеи Эпохи Просвещения
ВысказываниЯ