Учение Аристотеля о «правильных» и

«неправильных» формах государства

               
    Учение Аристотеля о «правильных» и - student2.ru
 
  Учение Аристотеля о «правильных» и - student2.ru
 
    Учение Аристотеля о «правильных» и - student2.ru
 
    Учение Аристотеля о «правильных» и - student2.ru

Характеристика Аристотелем форм государственного устройства:

«Монархическое правление, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; власть не многих, но более чем одного – аристократией ( или потому, что правя лучшие, или потому, что имеется в виду высшее благо государства и тех, кто в него входит); а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов государственного устройства – полития. … Отклонения от указанных устройств следующие: от царской власти – тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия. Тирания – монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия – выгоды неимущих; общей же пользы ни одна из них в виду не имеет…»

[См.: Аристотель. Политика. Соч. Т.4. М., 1993]

Платон о государстве:

Природа государства.

« … Государство … возникает … когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. … Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства …»

Идеальное государство.

« … Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор … государствам не избавится от зол …».

Неправильные формы государства.

1. Тимократия.

«…государственный строй, основывающийся на честолюбии (не могу подобрать другого выражения, все равно назовем ли мы его «тимократией» или «тимархией») …»

2. Олигархия.

«… Это строй, основывающийся на имущественном цензе: у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении. …Такого рода государственный строй держится применением вооруженной силы или же был еще прежде установлен путем запугивания».

3. Демократия.

«… Демократия … осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожают, иных изгоняют, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию».

«… Эти и подобные им свойства присущи демократии – строю, не имеющему должного управления, но приятному и разнообразному».

4. Тирания.

«… Тирания возникает не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство».

[См.: Платон. Государство. Соч. Т.3. М., 1996]

Учение Аристотеля о «правильных» и - student2.ru

«Христианство низвергло императоров, но спасало народы».

Наши рекомендации