М.В. Ломоносов (1711-1765) русский ученый, поэт
Предисловие.
Пособие подготовлено в соответствие с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по курсу «Политология», изучаемому в вузах при очной и заочной формах обучения.
Кроме того, учебно-методическое пособие рассчитано на людей, желающих самостоятельно ознакомиться с азами политической науки, оно дополняет учебники и позволяет систематизировать и конкретизировать знания, полученные в процессе обучения, сосредоточить внимание на основных явлениях, понятиях, признаках и особенностях; с помощью системного анализа современных политических явлений, процессов понять сложный характер политологии; составить собственное цельное представление о политике, политической власти, механизмах ее осуществления, а главное – поможет сориентироваться в сложной схеме соотношения прав и обязанностей современного человека, путях и средствах их обеспечения.
Всё возрастающий интерес к политологии как науке о власти в России связан прежде всего с тем, что смена политического режима в 1993 г., после более чем десятилетнего перерыва, вызывает много вопросов к политической деятельности конкретных носителей власти. Всё познается в сравнении, но на сегодняшний день ни социальные, ни политические, ни духовные, ни материальные параметры современной России не лучше, а хуже периода власти советской. Власти для того, чтобы удержаться, приходится манипулировать сознанием масс, выдумывать внешнюю или внутреннюю опасность, чтобы направить энергию недовольного населения. Закон сегодня позволяет избирать руководителей лишь 15% населения. Растет процент голосующих против всех. Современная политическая наука пытается объяснить процессы в обществе и пути правильного решения, да и сам индивид ищет в науке ответы на повседневные вопросы собственного бытия.
Как показывает в том числе и политическая история, люди задумывались об этом, по всей видимости, с момента собственного осмысления себя как человека. И всегда стоял вопрос власти: кто чем руководит, командует и почему не изучать политику нельзя! Ведь за этим стоят важные общественные проблемы, которые определяют жизнь индивида и общества.
ЮНЕСКО еще в 1948 г. рекомендовало изучать политологию в странах – в первую очередь членам этой организации. Многие страны Запада и Восточной Европы выполнили эту рекомендацию. В высших и средних учебных заведениях изучается политология, с некоторым различием в названии: основы политологии (Франция, Италия и др.), сравнительная политология, теория политических систем, политическая социология (США) и т.д. В бывшем СССР она была введена в рамки научного коммунизма, международного коммунистического и рабочего движения, истории КПСС, правоведения и других дисциплин. Первые кафедры политологии появились в вузах в 1989 г.
Данное учебно-методическое пособие поможет студентам, слушателям и всем заинтересованным в постижении происходящих событий на нашей Земле.
ТЕМА 1
ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ
« …Там, где политическое образование отличается постоянством, непрерывностью и охватывает все социальные слои, оно не всегда обращает на себя большое общественное внимание. Ненужным же оно не будет никогда...»
Т.Майер - руководитель Академии образования ФРГ.
(Преамбула)
Российское общество переживает исключительно сложный этап своего развития. Набирает силу процесс коренных изменений всех сфер общественной жизни.
Одним из содержательных аспектов преобразований является совершенствование политического образования граждан, выступающего важнейшей составной частью гуманитарной подготовки современного специалиста.
Место политического образования в структуре высшего образования показано на схеме.
В задачи политического образования входит, во-первых, формирование рационалистических взглядов на политику, базирующихся на достижениях политической науки; во-вторых, формирование гражданской позиции, основанной на уважении к закону, правам и свободам человека. Отрасль социального знания, изучение природы и источников ограничения социальной власти и техники ее применения.
«Если у общества возникает потребность, оно двигает науку быстрее, чем двадцать университетов.»