Глава 25. Технологии избирательных кампаний
Подготовка и проведение избирательной кампании – достаточно сложное и многостороннее мероприятие. Они включают в себя стратегическое планирование и выбор стратегии избирательной кампании, применение различных технологий политической рекламы в избирательной кампании, организационные мероприятия, связанные с организацией избирательной кампании.
Различают избирательную кампанию кандидата и политической партии. Несмотря на специфику каждой из них, методы проведения избирательных кампаний и избирательные технологии являются схожими.
Цели избирательной кампании
КОММЕНТАРИИ
Любое планирование предполагает выработку целей и даже целого «дерева целей». Для избирательной кампании таковыми могут стать указанные на схеме задачи.
Планирование избирательной кампании включает в себя определение основных сроков ее проведения, анализ политического рынка и избирательной конъюнктуры, разработку плана действий по продвижению «политического товара».
Британский специалист по политическому маркетингу Ф. Гоулд включает в стратегическое планирование избирательной кампании четыре основных компонента:
?сбор информации об электорате и соперниках;
?оценку собранной информации;
?разработку стратегии в виде определения адресных групп, проблем, целей, лозунгов политической кампании;
?включение всего вышеназванного в план избирательной кампании.
Дж. Маннгейм и К. Рич выделяют десять принципов, на которых следует основываться при планировании стратегии избирательной кампании:
?определение сегментов избирательного округа и социальной базы поддержки кандидата;
?формирование контрастного имиджа кандидата, отличающего его от соперников;
?демонстрация отличий программы кандидата от программ его конкурентов;
?использование тем и проблем, глубоко волнующих избирателей;
?формирование позитивного имиджа кандидата;
?«отстройка» негативного образа оппонентов и конкурентов по избирательной кампании;
?создание коалиций с общественно-политическими силами и группами избирателей, поддерживающими кандидата;
?расширение работы с избирателями с помощью привлечения агитаторов и добровольцев;
?эффективное использование финансовых ресурсов;
?участие кандидата в различных предвыборных мероприятиях.
Типовая структура штаба избирательной кампании
КОММЕНТАРИИ
Структура и численность команды кандидата и его штаба определяются в зависимости от интенсивности избирательной кампании, остроты конкуренции между кандидатами и/или партиями, степени известности кандидата, его отношений с региональными и федеральными элитами.
Главная задача политического менеджера – организовать взаимодействие членов команды и скоординировать и направить работу штаба.
Основными обязанностями менеджера являются:
?руководство планированием избирательной кампании;
?подбор команды кандидата;
?контроль за выполнением графика кампании;
?контроль повседневной работы в процессе проведения избирательной кампании;
?контроль поступлений и расходов финансовых средств;
?осуществление связи между командой и кандидатом.
Председатель комитета избирательной кампании, своего рода «свадебный генерал», – хорошо известный и популярный в округе человек, обеспечивающий поддержку кандидата.
Перед аналитиками и экспертами ставятся задачи:
?изучение политического рынка (избирательного округа), диспозиций избирателей;
?проведение пилотажных и панельных социологических исследований;
?мониторинг эффективности рекламной кампании;
?выявление «лидеров общественного мнения»;
?сбор и анализ сведений о конкурентах.
И бухгалтер, и юрисконсульт должны быть грамотными и хорошими специалистами.
Руководитель группы агитаторов (менеджер по организации) должен уметь подбирать людей и организовывать их работу как на добровольной основе, так и на платной. В его же обязанности входит проверка распространения агитационных материалов.
Скедъюлер – должность ответственного за исполнение графика кампании. Он составляет ежедневное расписание кандидата и должен грамотно распределить время на встречи с общественностью, на интервью, участие в предвыборных дискуссиях и мероприятиях. При этом он должен помнить и учитывать стратегию кампании. В любой момент он должен знать, где находится и чем занимается кандидат. В круг его обязанностей входит обеспечение кандидата транспортом, сопровождающими лицами и агитаторами.
Пресс-секретарь представляет собой специалиста по «паблик рилейшнз», который готовит выступления кандидата, осуществляет связь с прессой, создает информационные события.