Общественно - политическая обстановка в Кабарде и Балкарии после Февральской революции 1917 г.
Победа Февральской буржуазно – демократической революции в России в 1917г. и ликвидация монархии явились крупной победой трудового народа и началом демократических реформ в стране. Свержение царизма дало возможность большевистской партии выйти из подполья и развернуть активную политическую борьбу за власть.
Однако своеобразие политического момента заключалось в том, что, в силу баланса сил буржуазии и пролетариата, ни одной из этих сторон не удалось захватить всю полноту власти, и в центре создалось двоевластие – власть буржуазии в лице Временного правительства и власть рабочих и крестьян в лице Советов.
В отличие от центра на местах, в том числе и в Терской области куда входили тогда Кабарда и Балкарские общества, инициативу перехватили представители помещиков и местной буржуазии. Следует отметить, что к этому периоду в Нальчикском округе не было ни Советов, обладавших определенным опытом работы, ни национального отряда рабочего класса со своими политическими партиями, которые могли бы возглавить политическую борьбу в крае, а горское крестьянство не было готово ни политически, ни организационно к взятию власти в свои руки власти. Поэтому в крае установилась власть, которая поддерживала Временное правительство. Представители горской интеллигенции сразу после Февральской революции собрались 5 марта 1917г. в Терском областном центре - Владикавказе, чтобы принять необходимые меры по создавшейся политической ситуации в стране. Участники совещания решили взять власть в свои руки и 6 марта 1917г. провели выборы во Временный Центральный Комитет Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана. Помимо этого Совета, после Февральской революции на Тереке были созданы еще два органа правительства – Терский областной гражданский исполнительный комитет и Войсковое казачье правительство. Таким образом, своеобразие политической обстановки в Терской области, которая сложилась после Февральской буржуазно – демократической революции в Петрограде, заключается в том, что на Северном Кавказе одновременно появились три правительства – Союз объединенных горцев Кавказа и Дагестана, Терский областной гражданский исполнительный комитет, которыми руководили представители местных помещиков и буржуазии, и третье – Войсковое казачье правительство, которое представляло интересы двухсот пятидесяти - тысячного населения терского казачества. Все эти три органа были созданы в первых числах марта 1917 г. Эта специфическая политическая ситуация, которая создалась на Тереке после Февральской революции, осложняла работу только что создаваемых Советов рабочих и солдатских депутатов и социал – демократической партии, еще не имевших особого влияния на политическую обстановку края. И чтобы завоевать трудовые массы и превратить национально – освободительное движение в политическую силу, им приходилось действовать на нескольких фронтах.
Нальчикский окружной гражданский исполнительный комитет (создан 27 марта 1917г.) как орган Временного правительства и «Союз объединенных горцев» проводили в крае эту линию. И они не противоречили друг другу, а фактически преследовали одни и те же цели.
Высшие слои кабардинского, балкарского и русского населения Нальчикского округа, куда входили Кабарда и Балкарские общества, были едины в проведении политики Временного правительства.
При создании Нальчикского гражданского исполнительного комитета власть в нем взяли в свои руки представители местной интеллигенции Кабарды и Балкарии. Социальные верхи русского населения, получившие в исполкоме два места, считали себя ущемленными. Этим воспользовались поддержанные кадетами офицеры и заезжие монархисты. Отказавшись от выборных мест в окружном исполкоме, они образовали в Нальчике свой отдельный «русский исполком» в лице Слободской думы, который совместно с буржуазно – кадетским руководством так называемого «Нальчикского окружного крестьянского союза», созданного кадетами, выступил в роли «защитника» интересов русских в округе. Он заявил, что ничего не имеет против окружного исполкома, если тот не будет вмешиваться в дела русского населения и затрагивать его земельных интересов. Но окружной исполком категорически отказался разделить власть. Обойденной считала себя балкарская знать, которой в исполкомом дано было только одно место. Однако, не желая нарушать давних прочных связей с кабардинскими феодалами, она открыто не выражала своего недовольства, лелея надежду в конечном итоге поживиться за счет трудового народа, сохранив свои прежние привилегии.
Между тем в округе, как и по всей стране, очень остро встал вопрос о земле. До сегодняшнего времени в исторической литературе деятельность Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана, Терского областного гражданского исполнительного комитета и Войскового казачьего правительства освещалась как деятельность реакционных антинародных органов и будто бы только Советы рабочих и солдатских депутатов и большевистская партия выражали интересы трудового народа. Бесспорно, в планах большевиков было много притягательного, были и позитивные программы действия, и дела. Но, по большому счету, практика в нашей стране показала, насколько этот режим защищал интересы народа и насколько это государство было правовым, не говоря уже о том, какими способами и методами большевики установили Советскую власть. Сейчас речь идет о тех государственных органах, которые были созданы на Северном Кавказе после Февральской революции, в том числе и в Нальчикском округе Справедливости ради надо отметить, что и Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана, и Терский областной гражданский исполнительный комитет были первой попыткой создания национальной государственности, т.е. первой формой политического самоопределения горцев, в том числе кабардинцев и балкарцев.
Эти органы, созданные в условиях ломки старых политических институтов государства Российского, явились значительным шагом в демократизации общества, решении национального вопроса, на пути к политической, экономической и культурной самостоятельности горцев Северного Кавказа. Грамотными людьми края и большими патриотами своего народа. В этих органах власти действительно не было ни «кухарок», ни представителей других представителей слоев общества, которые впоследствии попытались «сделать сказку былью». Они были гордостью народа и служили, ему как могли. Против них выступали «низы», большинство которых не имело ни образования, ни соответствующего опыта работы в органах государственной власти, да и особой нравственности порой. Но груз прошлого народов был слишком велик, велики были и проблемы, доставшиеся этим людям по наследству от прежнего режима, и народ видел в них виновников во всех его бед, и вся беднота пошла за большевиками.
Таким образом, эти органы власти, которые созданные после Февральской революции, следовали принципам демократии, социальной справедливости. В этом можно убедиться, проанализировав решения хотя бы одного их съезда. Можно привести, к примеру, I съезд горских народов Северного Кавказа и Дагестана: съезд, который открылся 1 мая 1917г. в областном центре – Владикавказе (на нем было 300 делегатов от всех горских народов края и казачества), обсудил такие вопросы: об отношении к войне, Временному правительству, другим народностям, о народной милиции, чиновниках, офицерах, о праве ношения оружия, представительстве в Учредительное собрание, реформе школьного образования, печатном органе ЦК «Союза объединенных горцев». Правда, признавая в принципе, что земля должна принадлежать трудящемуся населению, съезд отклонил решение аграрного вопроса до Учредительного собрания. На этом съезде были приняты Политическая программа и Конституция «Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана».
Что примечательно, что в Политической программе отмечалась необходимость установления в России федеративной демократической республики. Было признано, что «для отстаивания в Учредительном собрании принципов федеративной республики и организации Кавказской Федерации требуется единение всех горцев не только Терской области, но и всего Кавказа, и союз всех народностей, стоящих за федеративную республику. Только союз организованных горцев может через своих представителей осуществить эту великую задачу». Это же положение было закреплено и в Конституции «Союза», в которой отмечалось, что «обеспечение федеративного строя» считается одной из главных задач союзных органов (съезда ЦК «Союза объединенных горцев»).
Кстати сказать, о федеративном устройстве Российского государства представители горской интеллигенции заговорили не только раньше большевиков, но и стали претворять эту идею в жизнь. Большевики закрепили только в январе 1918г. законодательно закрепили принцип федеративного устройства Советской России в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой на III съезде Советов.
Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана, исходя из программы, принятой на I съезде, всячески пытался расширить свой состав за счет тех, кто поддерживал принципы федеративного устройства России. В сентябре 1917 г. в него вступила Абхазия, а 20 октября того же года он присоединился к «Юго – Восточному союзу», членами которого было казачество Дона, Кубани, Астрахани и Терека.
Но, если исходить из исторического опыта национально – государственного строительства на Северном Кавказе в последующие периоды его истории, они тогда не могли предвидеть, что у объединенного горского государственного устройства, как это они предлагали, не было будущего. Они не учли, что, хотя горцы во многом похожи друг на друга, много общего в их материальной и духовной культуре, они слишком разные, и их вместе в рамках одной республики нельзя было объединить. Каждый народ отдельно прямо мог входить в состав Российской Федерации. Собственно, мы сегодня находимся в таких взаимоотношениях с РФ, и это является самым оптимальным вариантом национально – государственного устройства на Северном Кавказе. Другие варианты «углубления» интеграции Северного Кавказа с Россией могут привести к непредсказуемым последствиям.
В 1917 г. в Кабарде и Горских обществах еще не было большевистской партии, и руководители крестьянских масс во главе с Б.Калмыковым не разобрались в политической обстановке. На помощь пришли русские большевики во главе с С.М.Кировым. Они развернули активную политическую работу за влияние на народные массы. В конце марта 1917г. в Нальчике была создана социал – демократическая рабочая партия (РСДРП). Несколько раньше здесь возникли организации эсеров и кадетов. В Нальчикской организации РСДРП одновременно состояли большевики и меньшевики. Поэтому в ней происходила острая внутрипартийная борьба между ними.
В конце марта 1917г. в Нальчике по инициативе большевиков было созвано многолюдное собрание, на котором должны были проходить выборы Совета рабочих депутатов. В Нальчикский Совет рабочих депутатов вошли известные в округе организаторы масс, поддерживавших большевиков:
М., Кольбус, Е.Терещенко, И.Осокин, М.Кудашев, Ф.Герасимов, Д.Шекихачев, А.Ратнер и др. Председателем Нальчикского Совета рабочих депутатов был избран большевик П.Ф.Карпинский, секретарем – В.Алексеева. В это же время Совет рабочих депутатов возник и на станции Прохладная. Но в Советах большевики еще были в меньшинстве и не имели серьезного влияния. В Терской области, в том числе и в Нальчикском округе, наибольшим влиянием на массы обладали эсеры и меньшевики. В деле консолидации народных масс в Кабарде и Балкарских обществах определенную роль сыграло объединение в первых числах июня 1917г. Советов рабочих депутатов Нальчика и Прохладной с Советами солдатских депутатов. Это объединение значительно укрепило позиции организации РСДРП. Теперь Советы рабочих и солдатских депутатов могли противостоять органам власти Временного правительства округа – в первую очередь, Окружному Гражданскому комитету. Авторитет Советов среди народа с каждым днем возростал, и все чаще и чаще Советы, минуя органы Временного правительства, стали выполнять функции государственной власти. В частности, они занимались хозяйственными и общенародными делами (организация отрядов самообороны, снабжение населения продовольствием, ликвидация межнациональных конфликтов, благоустройство Нальчика и т.д.).
Таким образом, к июлю 1917г. в Терской области, в том числе и в Нальчикском округе, фактически установилось двоевластие, т.е. был нарушен баланс сил между органами Временного правительства, которые до сих пор были хозяевами в крае, и Советами, представляющими интересы народа. Авторитет Советов рабочих и солдатских депутатов возрастал с каждым днем.
Наибольшего накала революционные выступления российского рабочего класса достигли к началу июля 1917г., когда сотни тысяч рабочих и солдат Петрограда вышли на улицу, требуя передачи всей власти Советам. Рабочие и солдатские делегации требовали от руководителей ЦИК Советов решения о взятии власти в руки Советов. Руководство Советов не только не решилось на это, а, наоборот повело закулисный сговор с Временным правительством о расправе над мирными демонстрантами. Имея поддержку ЦИК, правительство дало указание командующему Петроградским военным округом генералу Половцеву «навести в городе порядок». Была устроена кровавая расправа над мирными демонстрантами, начались аресты, рабочих стали разоружать, расформировывать революционно настроенные воинские части. 12 июля 1917г. Временное правительство издало закон о смертной казни на фронте, отмененной в результате Февральской революции. Была введена цензура, запрещен выпуск ряда большевистских газет, в том числе «Правды». 6 июня Правительство издало приказ об аресте Ленина, который ушел в подполье.
Борьба с большевиками и революцией, продолжение войны до победного конца – такова была программа деятельности сформированного Керенским 24 июля так называемого второго коалиционного правительства, состоявшегося из кадетов, эсеров и меньшевиков. ЦИК Советов признал за Временным правительством «неограниченные полномочия и неограниченную власть». Эсеро – меньшевистские Советы стали его союзниками. Так закончилось двоевластие в центре. После этого большевики временно снимают лозунг. «Вся власть Советам», и этим заканчивается мирное развитие революции.
VI съезд большевистской партии, состоявшийся в Петрограде 26 июля– 3 августа 1917 г., принимает курс на вооруженное восстание против Временного правительства и захват власти.
На Северном Кавказе органы Временного правительства начали предпринимать необходимые усилия для отпора революционному движению, которое набирало обороты. Для этой цели ЦК Союза объединенных горцев и Войсковой казачий круг на своем совместном заседании решили вопрос о создании «смешанных отрядов» в области. В Тифлисе в штаб Кавказской армии был спешно командирован Караулов, чтобы вызвать с фронта три казачьих полка; 20 июля во Владикавказ прибыл кавалерийский дивизион.
Были приняты и другие меры для «спасения революции». Вслед за Карауловым по округам разъехались и его сподвижники. В Нальчик из Владикавказа прибыл старший помощник комиссара Терской области и товарищ председателя ЦК Союза объединенных горцев Кавказа и Дагестана Б.Шаханов.
На Кабардино – Горском съезде в Нальчике 20 июля 1917г. представители крестьянства Ахмат Мусукаев, Якуб Кушхов, Хамшик Камбиев, Рамазан Мамаев и другие открыто осудили политику Временного правительства. Однако съезд вынес решения в духе политики эсеров и меньшевиков.
Тем временем в Петрограде и других крупных городах России представители власти пытались установить в стране «порядок». Ставка делалась на генерала Корнилова, бывшего в то время верховным главнокомандующим. 26 августа 1917г. корниловские войска выступили с фронта для захвата Петрограда, разгрома большевистских организаций и революционного петроградского гарнизона. Узнав, что в авангарде корниловских войск идут казачьи дивизии и Кавказский туземный корпус – «Дикая дивизия», большевики с предельной ясностью поняли причины, зачем те идут на Петроград. Была одна цель: разгромить большевистские организации и задушить революционные силы.
Корнилов особые надежды возлагал на «Дикую дивизию», состоящую из горцев Северного Кавказа. В результате разъяснительной работы большевиков среди солдат «Дикой дивизии» она отказалась идти в Петроград. Горцы заявили, что отказываются поддерживать авантюру «монархически настроенных генералов - заговорщиков» и участвовать дальше в империалистической войне. Не лучше обстояло дело и в казачьих частях. Они тоже отказались поддерживать Корнилова. Корниловщина потерпела поражение.
После этого началась чистка Советов от эсеров и меньшевиков. К сентябрю почти все Советы были большевистскими, и они поставили вопрос о немедленном переходе власти к Советам.
Волна большевиков за Советы достигла и Терскую область. В сентябре и начале октября 1917г. во Владикавказе, Нальчике, Пятигорске, Прохладной и других городах проходила кампания чистки Советов. В центре и на местах шла острая политическая борьба за власть. Меньшевики и эсеры противопоставили требованиям большевиков о переходе власти Советам идею созыва «общедемократического парламента» для решения вопроса о власти. Одновременно они провели через Советы решения, дающие право Коренскому сформировать новое правительство, и он учредил для управления страной директорию (совет пяти) под своим представительством.
Меньшевики и эсеры Терской области поспешили последовать за Керенским и укрепить свою власть. 18 сентября 1917г. они опубликовали постановление о создании Терского областного «конвента» (собрания шести), в который вошли председатель ЦК Союза объединенных горцев Кавказа Чермоев, наказной атаман Терской области Караулов, председатель Владикавказского Совета рабочих и солдатских депутатов меньшевик Скрынников, комиссар Временного правительства в Терской области полковник Михайлов, представитель Временного правительства Звонарев и командующий войсками Терской области генерал Цуликидзе. Последний был назначен председателем «конвента».
Но уже в Октябре 1917г. под напором революционных сил Терека Областной гражданский исполнительный комитет вынес решение о ликвидации «конвента». К Октябрю Советы на Тереке были уже большевистскими.
Большое значение в борьбе за массы имел I съезд большевистских организаций Кавказа, состоявшийся в Тифлисе 2 - 7 октября 1917 г. Съездом руководил член ЦК партии С.Г.Шаумян. На этом съезде было принято решение о вооруженном восстании и захвате власти. ЦК партии придавал большое значение этому съезду и выразил свою поддержку его делегатам. Все это имело большое значение в последующем для взятия власти в Терской области большевиками и провозглашения Советской власти.