Правовое государство. Понятие, сущность, принципы его организации.
Правовое государство тесно связано с ГО и не существует без него. Без развитого ГО не будет и ПГ, а будет тирания, и наоборот, без ПГ не будет и ГО, а будет анархия, хаос. Понятие ПГ введено немецким философом 19 в. Велькером.
Основные принципы ПГ:
1. Верховенство закона над всеми другими нормативными актами (декретами, указами). Приоритет международного права над национальным. Отсутствует расширительное толкование законов. Закон должен быть правовым.
2. Незыблемость гражданских прав и свобод личности, ее интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантия со стороны государства.
3. Взаимная правовая ответственность государства и личности.
4. Организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.
5. Наличие эффективного механизма контроля за исполнением закона и иных нормативных актов (разделение властей, отсутствие телефонного права, конституционный суд, прокуратура, негосударственные СМИ, инакомыслие, легальная оппозиция).
22. Парламент – высший представительный и законодательный орган власти.
Государственная власть – особая форма политической власти, осуществляемая чиновниками. В демократическом государстве три ветви власти должны удерживать друг друга. Идею разделения властей высказал Д. Локк.
Парламент избирается народом, поэтому он представительный и издает законы, поэтому законодательный.
Представительные органы в Древнем Риме в 6 в. до н.э. – народное собрание, в современной понимании парламент появился в Англии в 1215 г. Парламент с англ. – говорить. Подлинно народным представительством парламент становится после буржуазных революций.
Парламент может состоять из двух или одной палаты, реже из 3-х. Двухпалатный парламент чаще всего в федерациях – верхняя палата (Совет Федерации России – интересы каждого члена федерации) и нижняя палата. В верхнюю палату избираются люди постарше (в РБ – не моложе 30 лет). В большинстве стран парламент работает на профессиональной основе – постоянно действующий орган. В большинстве западных стран большинство чиновников и представителей военной власти не могут входит в парламент.
Основные функции парламента и его полномочия:
1) обсуждение и принятие законопроектов, резолюций
2) обсуждение и принятие госбюджета страны и отчета
3) ратификация и денонсирование международных договоров, обсуждение внутренней и внешней политики
4) участие в формировании правительства парламентских республик и анархий или утверждение правительства в президентских республиках
5) контроль за действиями правительства.
Парламент обычно создается многопартийностью, делится на ряд комиссий (по культуре, экономике, здравоохранению).
В РБ: Совет Республики (64 человека, на 4 года) и нижняя палата (110 человек)
Нет запрета избираться государственным служащим. Сессии собираются 2 раза в год. Не зафиксирована независимость одной власти от другой. Рассматривает, но не утверждает законопроекты. Только во Франции, России, РБ президент может распустить парламент.
23. Правительство – высший исполнительный орган: его статус и полномочия.
Правительство – центральный институт управления государственными делами. Ни одно государство не может обойтись без правительства. Центральный орган государственного управления, осуществляет исполнительную и разделительную власть в стране, ответственно за конкретное осуществление выбранного парламентом и президентом курса, т.е. осуществление выполнения закона.
Роль правительство в системе государственных органов зависит от формы правления (занимает решающую роль при парламентских монархиях и республиках). Порядок формирования правительства зависит от формы правления. При парламентских формах правительство формируется на партийной основе, т.е. на основе партии, получившей большинство голосов на выборах. Италия, Голландия, Австрия – правительство формируется на многопартийной основе (коалиционное правительство) – не стабильно. Пре президентской республике правительство формируется президентом.
Полномочия правительства:
1. Осуществляет общее руководство и управление всеми внутренними и внешними делами государства.
2. Координирует, согласовывает и направляет деятельность министерств, социального обеспечения.
3. Правительство разрабатывает проект госбюджета и обеспечивает его выполнение.
4. Через министерства и ведомства (главки, комитеты) осуществляется общее руководство экономикой, управление здравоохранением, социальной и культурной сферами, обороной страны и т.д.
5. Направляет законотворческую деятельность парламента через законодательную инициативу, т.е. само имеет право предлагать проекты закона. Премьер-министр представляет страну на международной арене.
Правительство РБ формируется и подотчетно только президенту, конституция не указывает, сколько и какие должности должны входить в состав правительства. Вотум недоверия правительству не предусмотрен. Срок полномочий правительства не ограничен. Постановления правительства должны соответствовать конституции.
Правительство включает министерства, департаменты, комитеты, ведомства, главки. Количество структур обычно определяется законодательством страны (в РБ – 45 государственных структур – значительно больше, чем в других странах, только в России – 14 министерств и 62 службы-агентства). В РБ 110 тыс. чиновников различного уровня.