Государственный (политический) режим
Категория «политический режим» появилась в научном обороте в 60-е годы прошлого века.
Сущность государственной власти во многом выражается в средствах и способах властвования, в характере ее воплощения в жизнь. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) — испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Суть всего этого сосредоточена в понятии «государственный режим».
Для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности) демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).
Видов политических режимов существует много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества.
Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами.
На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.
Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах — клерикально-фундаменталистский.
Опыт социализма свидетельствует о возможности проявления народно-демократических, общенародных политических режимов, либеральных, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.
Известная преемственность и наличие некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разновидностям: демократическому и антидемократическому политическим режимам.
Демократический режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осуществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д.
Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Демократия была хорошо известна в Античном мире (Древняя Греция и Древний Рим). Классическим образом античной демократии считаются Афины. В европейском Средневековье также неоднократно возникали демократические города-государства (например, Новгород, Венеция, Женева).
Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический политический режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений. Демократический политический режим невозможен без многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами. Практика демократического развития государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов.
Либеральный режим - это переходный режим от недемократического режима к демократическому.
Для либерального режима характерно отсутствие стабильных политических структур, слабость социально-экономических программ, невысокая активность граждан в общественно-политической жизни, отсутствие гласности. Насильственные методы решения той или иной проблемы не используются.
Антидемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствлении общественных организаций; милитаризации общества и т.д.
Антидемократические политические режимы также отличаются разнообразием, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень основных слоев народа; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике. Антидемократические режимы подразделяются на: авторитарные, тоталитарные и военные.
Авторитарный режим - это власть одного человека или группы людей.
Авторитарный режим – политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль за политической жизнью государства, но не претендующий на тоталитарный контроль над обществом.
При авторитарном режиме существенно ограничены демократические свободы граждан, запрещены оппозиционные партии и движения, оппозиционная пресса, запрещены профсоюзы и т.п.
Авторитарный режим носит переходной характер между тоталитарным и демократическим. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью, так как в них еще отсутствуют необходимые предпосылки для демократии: политическая культура масс, уважение к закону. Попытка перескочить авторитарный режим приводит к монархии и, как следствие, к новой диктатуре.
Тоталитарный режим - крайняя форма авторитаризма.
При тоталитарном режиме существует одна партия, одна государственная идеология, осуществляется монопольный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью. Государству подчинена общественная и частная жизнь, отсутствуют гласность, плюрализм, устанавливается жесткий идеологический пресс над людьми, отсутствует принцип разделения властей и т.д.
Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии. Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально однородного общества, на самом же деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.
Тоталитарный режим можно подразделить на:
- фашистский;
- полуфашистский;
- военно-диктаторский.
Они различаются степенью применения насильственных методов и средств осуществления власти, контроля за общественной жизнью населения.
Военный режим – политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.
Признаки военного режима выражаются в следующем:
Переход власти в результате военного переворота к хунте;
Отмена конституции и замена ее активами военных властей;
Роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;
Ограничение действия политических прав и свобод человека;
Создание при хунте консульских органов их технократов.
Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает важной составной частью политического режима, который охватывает не только государство, но и другие элементы политической системы общества.
Кроме того, между различными элементами формы государства существует определенная взаимосвязь.
Например, республиканская форма правления часто «тяготеет» к федеративному государственному устройству и демократическому политическому режиму. Республиканские формы правления хорошо вписываются в условия либерально-демократического политического режима, а при наличии двух- или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство.
Монархическим формам правления в определенных случаях свойственны унитарные централизованные формы государственного устройства и недемократические политические режимы. Монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому политическому режиму.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Форма государства представляет собой устройство государственной власти, ее организацию.
Форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима.
Форма правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика).
Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части - административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных ее частей.
Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит структура государства; каково положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой проживающей в стране нации.
Существуют две основные разновидности форм государственного устройства. Наиболее простая из них - унитарное государство. Это - единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой системы и конституции. Унитарными государствами являются Англия, Франция, Венгрия, Монголия и др.
Более сложной формой государственного устройства является федерация. Федеративное государство состоит из ряда других государств или государственных образований - членов федерации (штатов, кантонов, союзных или автономных республик и др.). Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. На территории каждого из них, наряду с деятельностью общих для всей федерации высших органов власти и управления, действуют также свои собственные высшие и местные органы государственной власти и управления. Аналогично обстоит дело с конституцией и другими федеральными законами, с судебными, прокурорскими и иными органами.
Менее распространенной по сравнению с другими формами государственного устройства является конфедерация. Она представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства - члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных целях.
Политический режим – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти (демократический и антидемократический.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М., 2007.
3. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М «ФОРУМ», 2011.
4. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: «Проспект», 2010.
5. Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция. 2011.
6. Гомеров В. И. Государство и государственная власть. - М., 2010.
7. Гречко Л.В., Шинкарецкая Г.Г. Понятие конфедерации и СНГ.// Московский журнал международного права. – 1994. - №2.
8. Демидов В.Н. Конституция РФ и единство конституционно-правового пространства Российской Федерации // Журнал российского права. – 2011. - № 6.
9. Денисов А.И. Сущность и формы государства. – М.: Изд-во МГУ. – 1960.
10. Джунусов М.С. Суверенитет: терминологизация и детерминологизация. Пагубность ложной стереотипизации суверенитета в массовом сознании: Доклад, представленный в Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации РФ. - М. - 2007.
11. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов. - М., 2010.
12. Комаров. С. А. Общая теория государства и права. - М., 2010.
13. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.В. Лазарева. – М.: ООО «Новая правовая культура», 2011.
14. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. /под. ред. Страшун Е.Г. – в 2х томах: Т. 2. – 2011.
15. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.: «Деловой двор», 2011.
16. Кочев В.А. Государственная власть в Российской Федерации. Конституционно-правовые основы корреляции. – Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2011.
17. Лазарев Б.Е. Федерация или конфедерация? / Новый союзный договор: поиски решений. – М., 1990. – С.72.
18. Лафитский В.И. Дорога, ведущая в тупик? О конфедеративной форме государственного устройства.// Народный депутат. – 1991. - №4.
19. Лашин А.Г. Возникновение и развитие форм социалистического государства. – М.: Изд-во МГУ. – 1965.
20. Лебедев А. Общая теория права. - СПб., 2007.
21. Левин И.Д. Современная буржуазная наука государственного права. – М.: Изд-во АН СССР. – 1961.
22. Манов Г.Н. О понятии формы государства //Уч. зап. Таджикского гос. ун-та, Т. IX. Труды юридического факультета, вып.4. – Душанбе: Изд-во Таджикск. Гос. ун-та. - 1956.
23. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева. - М., 2010.
24. Петров В.С. О понятии формы государства. //Уч. зап. ЛГУ, №187, вып.6. – Ленинград: Изд-во ЛГУ. 1955.
25. Петров В.С. Тип и формы государства. – Ленинград: Изд-во ЛОЛГУ. 1967.
26. Ржевский В.А. О юридической природе форм нового Содружества Независимых Государств.// Государсво и право. – 1992. - №6.
27. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов./ под ред. В.М. Корельского и В.Д. Превалова. – 2-е изд., изм. и дополн. – М.: Изд. группа Норма – Инфра-М. – 2007.
28. Теория государства и права: Курс лекций./ под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Юристъ. – 2010.
29. Тепс Д. Конституционные основы федерализма. /Д. Тепс. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2010.
30. Тихомиров. Ю.А. Государственность: крах или воскрешение.// Государство и право. – 2002. - №9.
31. Ушаков Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве.// Московский журнал международного права. – 2011. - №2.
32. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., 2010.
33. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Юрист. – 2010.
34. Чистяков О.И. Становление Российской Федерации. - М.: Изд-во МГУ. 2006.
[1] Петров В.С. О понятии формы государства. //Уч. зап. ЛГУ, №187, вып.6. – Ленинград: Изд-во ЛГУ. – 1955.; Манов Г.Н. О понятии формы государства //Уч. зап. Таджикского гос. ун-та, Т. IX. Труды юридического факультета, вып.4. – Душанбе: Изд-во Таджикск. Гос. ун-та. - 1956.; Денисов А.И. Сущность и формы государства. – М.: Изд-во МГУ. – 1960.; Лашин А.Г. Возникновение и развитие форм социалистического государства. – М.: Изд-во МГУ. – 1965.
[2] Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция. 2011. – С.120.
[3] Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция. 2011. С. 146.
[4] Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция. 2011. С. 124.
[5] Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов. - М., 2010. С. 158.
[6] Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева. - М., 2010. С. 146.
[7] Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева. - М., 2010. С. 185
[8] Гомеров В. И. Государство и государственная власть. - М., 2010. С. 146.
[9] Петров В.С. Тип и формы государства. – Ленинград: Изд-во ЛОЛГУ. 1967. С.48.
[10] Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – 2-е изд. испр. и доп. М.: Юртстъ. 2010. С. 143.
[11] Левин И.Д. Современная буржуазная наука государственного права. – М.: Изд-во АН СССР. – 1961.
[12] Петров В.С. О понятии формы государства. М., 2010. С. 57.
[13] Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – 2-е изд. испр. и доп. М.: Юртстъ. 2010. С.157.
[14] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. /под. ред. Страшун Е.Г. – в 2х томах: Т. 2. – 2011. - С. 352-353.
[15] Чистяков О.И. Становление Российской Федерации. - М.: Изд-во МГУ. 2006. - С.15.
[16] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов./ под ред. В.М. Корельского и В.Д. Превалова. – 2-е изд., изм. и дополн. М.: Изд. группа Норма – Инфра-М. 2007. С.187.
[17] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Юристъ. 2010. С.86.
[18] Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция. 2011. С.104-105.
[19] Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – 2-е изд. испр. и доп. М.: Юртстъ. 2010. С.158.
[20] Джунусов М.С. Суверенитет: терминологизация и детерминологизация. Пагубность ложной стереотипизации суверенитета в массовом сознании: Доклад, представленный в Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации РФ. - М. - 2007. - С.15-16.
[21] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., 2010. – С. 95.
[22] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М., 2011. – С. 140.
[23] Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М «ФОРУМ», 2011. – 483с.
[24] Тепс Д. Конституционные основы федерализма. /Д. Тепс. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2010. – С.18-19.
[25] Лебедев А. Общая теория права. - СПб., 2007. – С. 36.
[26] Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева. - М., 2010. – С. 110.
[27] Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов. - М., 2010. – С. 63.
[28] Ушаков Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве.// Московский журнал международного права. – 2011. - №2. – С.14.
[29] Ржевский В.А. О юридической природе форм нового Содружества Независимых Государств.// Государсво и право. – 1992. - №6. – С.34.
[30] Лазарев Б.Е. Федерация или конфедерация? / Новый союзный договор: поиски решений. – М., 1990. – С.72.
[31] Лафитский В.И. Дорога, ведущая в тупик? О конфедеративной форме государственного устройства.// Народный депутат. – 1991. - №4. – С.15.
[32] Гречко Л.В., Шинкарецкая Г.Г. Понятие конфедерации и СНГ.// Московский журнал международного права. – 1994. - №2. – С. 63.
[33] Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция. – 2011. – С.124.
[34] Тихомиров. Ю.А. Государственность: крах или воскрешение.// Государство и право. – 2002. - №9. – С.17.
[35] Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 2010. С. 303.