Переворот 3 июня 1907 года и новый избирательный закон.

16 июня (3 июня ст. ст.) 1907 года издан царский манифест о роспуске Государственной Думы и введении нового избирательного закона. На языке левых этот акт получил название «Третьеиюньского переворота». Правительство вынуждено было пойти на эту меру, так как Государственная Дума и первого и второго созыва неспособна была занять конструктивную позицию, отказывалась работать с властью на основе испытанного парламентского инструментария – выработки компромиссов, и по каждому вопросу устраивала антиправительственную обструкцию. Непосредственно перед принятием закона депутат от социал-демократической партии Зурабов публично оскорбил армию, правые депутаты потребовали осудить его, но голоса левых и польских представителей не дали этого сделать. Кроме того, социал-демократические депутаты, пользуясь парламентской неприкосновенностью, вели агитацию в армии, где сформировали «военную организацию социал-демократической партии»; это было уже похоже на военный заговор. Когда на квартире одного депутата от с. – д. партии было арестовано несколько солдат, левые подали протестный запрос. По новому закону никто не лишался избирательных прав, за исключением Средней Азии (было признано, что она еще «не созрела» для выборов). Однако существенно менялся удельный вес отдельных групп избирателей. В Европейской России по старому закону крестьяне избирали 42 процента выборщиков, землевладельцы 31 процент, горожане и рабочие 27 процентов. По новому закону эти показатели менялись: соответственно 22,5 процента, 50,5 процента и те же 27 процентов. Сократилось число представителей национальных окраин: Польши с 36 до 12, Кавказа с 29 до 10. Важно отметить, что принятие манифеста не нарушало законов Российской империи. Большинство историков полагает, что именно с этого дня, с 3 июня 1907 года, Россия окончательно сформировалась как думская монархия. В таком состоянии она досуществовала до Февральской революции 1917 года. После прошедших на основе нового закона выборов Дума поправела, но это было объективным отражением спада революционных процессов в стране. Впоследствии даже лидеры тогдашней оппозиции признавали в мемуарах (написанных как правило в эмиграции), что лишь в III Думе началось конструктивное сотрудничество двух ветвей власти в России.

Вопрос 40. Милитаризация государственного аппарата в годы первой мировой войны. Особые совещания, «земгор», военно-промышленные комитеты.

Началась стремительная перестройка государственного аппарата, прежде всего его военных и хозяйственных отраслей.

Еще осенью 1906 г. началась разработка Положения о полевом управлении в военное время, сразу после вступления России в войну оно было утверждено царем. По Положению определялся статус Ставки верховного главнокомандующего, ответственного только перед императором. Изменения произошли в аппарате Военного министерства. Мобилизацию осуществляли Главный штаб, управления воинских начальников, воинские присутствия и военно-окружные штабы.

Общественные организации.

Созданный в конце июля 1914 г. Всероссийский земский союз объединил земскиеучреждения более чем 40 губерний. Высшим органом Союза являлся съезд уполномоченных земств. Междусъездами действовал Главный комитет во главе с главноуполномоченным.

Роль местных органов выполняли губернские земские управы, в начале1915 г. были созданы фронтовые комитеты Земского союза.В начале августа 1914 г. на совещании городских голов был сформирован Всероссийский городской союз, состоявший из съезда уполномоченных, главного комитета, городских и фронтовых комитетов.В структуре союзов были созданы заготовительный, продовольственный, эвакуационный, санитарный и другие отделы.

Союз земств, Союз городов (они слились к 1917 г.) и Центральный военно-промышленный комитет сохраняли свою обособленность и проводили собственные совещания и съезды. Объединяли их деятельность общие цели и требования: все они требовали создания ≪правительства народного доверия≫, ответственного перед Думой. При наиболее крупных военно-промышленных комитетах учреждались рабочие группы, состоявшие из рабочих оборонных предприятий.

Предполагалось созвать Всероссийский рабочий съезд, который изберет Всероссийский рабочий союз. Поддержку и финансирование этого синдикалистского движения осуществляли крупные российские промышленники и финансисты (Гучков, Коновалов, Терещенко и др.). Кроме собственно экономических требований (государственное страхование, восьмичасовой рабочий день и т.п.) в среде ≪рабочих групп≫ формулировались политические требования к режиму: конфискация помещичьих земель, свобода стачек, всеобщая амнистия, демократическая республика и Учредительное собрание.

Чрезвычайные меры.

В конце июля 1914 г. Совет министров получил чрезвычайные полномочия. Большинство дел решались им самостоятельно от имени императора. Почти все чрезвычайные указы военного времени проходили через Совет министров.

Война с Германией обусловила милитаризацию экономики России. Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы. Правительство стало осуществлять курс, разделяемый большей частью российской буржуазии, — на победу в войне и мобилизацию капитала. Происходило сокращение посевных площадей и товарооборота, финансовые трудности были связаны с резким повышением налогов, увеличением эмиссии и государственных займов. Транспортные затруднения правительство пыталось регулировать путем создания межведомственных комиссий

Наши рекомендации