Основные подходы к определению понятия «паблик рилейшнз»
КОММЕНТАРИИ
Термин «паблик рилейшнз» (PR) в переводе на русский язык означает «связи с общественностью».
В своем исходном значении PR – это специализированная деятельность государственных, политических, общественных, экономических, культурных и других структур, направленная на усиление открытости, взаимопонимания и взаимозависимости между структурами, осуществляющими PR, и обществом, группами людей. В таком духе определяют PR Р. Харлоу, С. Блэк и др.
Европейская конфедерация PR (CERP) предлагает следующее определение: «PR – это сознательная организация коммуникации. PR – одна из функций менеджмента. Цель PR – достичь взаимопонимания и установить плодотворные отношения между организацией и ее аудиториями путем двусторонней коммуникации».
Сегодня насчитывается около пятисот определений «паблик рилейшнз», многие из которых носят откровенно оценочный характер, прикрывая благозвучными понятиями достаточно жесткие функциональные цели современного PR, часто сводящиеся к влиянию, манипулированию мнением групп или масс населения.
Существующие определения «паблик рилейшнз» содержат следующие основные положения, касающиеся природы и сущности связей с общественностью:
?PR – это идеология и технология управления, влияние на состояние общественного мнения, сознание человека, определенных групп, общества в целом, то есть по своей сути это составная часть системы управления, политического менеджмента;
?PR – деятельность, направленная на соглашение, согласие, сотрудничество между организацией и общественностью;
?PR – это специальный вид деятельности, планируемые и продолжительные усилия по сбору, анализу и передаче информации, организации общения;
?PR – разработка рекомендаций для организации и осуществление программ действий, способствующих взаимопониманию с ее общественностью;
?деятельность соответствующих PR-структур направлена не только вовне, но и внутрь, для достижения корпоративного взаимопонимания.
Перечисленные положения касаются деятельности PR-структур в различных сферах – в экономике, политике, культуре и др.
Задача политического PR состоит в том, чтобы установить плодотворные отношения между государственными и политическими органами, с одной стороны, и общественностью – с другой. PR – это механизм, регулирующий отношения власти и народа, призванный обеспечить легитимацию (общественное признание) и формировать привлекательный имидж власти. Политические партии также не смогут рассчитывать на поддержку избирателей, если не завоюют их доверие.
Модели политического PR
Модель одностороннего информирования без обратных связей
Модель одностороннего информирования через СМИ («модель пресс-агентства»)