Модели политических коммуникаций К. Шеннона, У. Уивера и М. Дефлера
КОММЕНТАРИИ
А
Формула Лассуэлла не учитывала те помехи, которые могут возникать в процессе коммуникации.
На это обстоятельство обратил внимание К. Шеннон – известный математик, один из основоположников теории информации. В конце 1940-х гг., будучи сотрудником знаменитой лаборатории «Белл Телефон», он занимался решением прикладных инженерно-технических задач, связанных с проблемами передачи информации по различным каналам связи.
В своей книге «Математическая теория коммуникации» К. Шеннон и его коллега инженер-электронщик У. Уивер выделили пять составляющих процесса коммуникации: 1) источник; 2) послание; 3) преобразователь сигнала (кодирование и декодирование информации); 4) получатель сигнала; 5) цель.
Б
В предложенной К. Шенноном и У. Уивером модели источник информации создает сообщение, которое поступает в передатчик, становясь сигналом, приспособленным для передачи по каналу связи, ведущему к приемнику, который восстанавливает сообщение из полученного сигнала и доставляет его адресату. В процессе передачи, к примеру, нескольких сообщений по одному каналу могут возникать помехи. В результате сообщение, переданное источником информации, может не совпадать с сообщением, которое получил адресат. Модель Шеннона-Уивера наглядно демонстрирует, что передаваемые по каналам связи сообщения отнюдь не всегда приводят к ожидаемому результату.
Данная проблема успешно была решена М. Дефлером в 1970 г., дополнившего модель коммуникативного процесса петлей обратной связи.
М. Дефлер обратил внимание на соответствие двух смысловых значений – первоначального сообщения, отправленного «источником» коммуникации и восстановленного сообщения «управляемым адресатом». В этом случае существо коммуникации выражается в соответствии между исходным и конечным «значениями».
По М. Дефлеру, коммуникация проходит ряд стадий:
?источник коммуникационного акта формулирует значение, которое в форме сообщения направляется в передатчик;
?сообщение, преобразованное в передатчике в информацию, по каналам (в роли которых могут, в частности, выступать средства массовой информации) поступает в приемник;
?в приемнике происходит расшифровка «информации»: она превращается в «сообщение», которое преобразуется «управляемым адресатом» в значение;
?линия обратной связи позволяет решить проблему возможного несоответствия между исходным и восстановленным «значениями».
Модели политической коммуникации Ж.-М. Коттре и К. Сайнне
КОММЕНТАРИИ
А
Политическая коммуникация во многом представляет собой отношение между управляющими и управляемыми. Соответственно между управляемыми и управляющими могут складываться как симметричные, так и несимметричные отношения.
Ж.-М. Конттре выявил между ними следующие линии взаимодействия:
?все управляющие являются членами политического сообщества, но не все управляемые входят туда;
?эти отношения заключают в себе взаимопроникновение и взаимовлияние управляющих и управляемых;
?в условиях расширения политического сообщества отношения между управляющими и управляемыми становятся отношениями пересечения.
Конттре акцентирует внимание на то, что обмен политической информацией между управляющими и управляемыми регулируется посредством таких социальных институтов, как выборы и референдум, поскольку в условиях демократии именно выборы являются кульминацией процесса политической коммуникации. Политическая коммуникация осуществляется по каналам средств массовой информации. Активными участниками коммуникативного процесса являются различные политические и неполитические организации.
Б
Значительное место в системе политической коммуникации принадлежит элитам, осуществляющим свою власть над остальной частью общества через промежуточные звенья – бюрократический аппарат и СМК. В модели К. Сайнне отражается, что между элитой, бюрократией и массами происходит непрерывный информационный обмен, причем элиты стремятся к тому, чтобы передаваемая в массы информация укрепляла бы их собственную легитимность.
В информационном пространстве ведущее положение занимают представители господствующего социального слоя. Они, направляя деятельность государственных институтов, стремятся контролировать основные средства коммуникации. Однако чем демократичнее общество, тем большее значение приобретает горизонтальный уровень обмена потоками политической информации, сопряжение господствующего коммуникационного потока, инициируемого государством, с информационными потребностями и приоритетами гражданского общества, формирующимися на более широкой ценностной основе. Кроме того, следует учитывать и влияние новых электронных средств связи, которые позволяют своим пользователям более свободно отправлять и принимать информацию как личного, так и общественного характера.