Концепция «баланса сил» истоки и современные трактовки «жесткого» и «мягкого» балансирования.
Баланс сил может рассматриваться как:
· политика какой-либо страны или группы стран, направленная на достижение определенного состояния системы,
· само состояние системы, характеризующееся некоторым соотношением сил между ведущими державами, и
· механизм, действующий в международной системе независимо от воли ее участников.
«Баланс сил» - концепция, согласно которой международный мир и порядок можно обеспечить только при условии примерного равенства (баланса) военных и экономических возможностей наиболее крупных государств. Одна из наиболее широко распространенных и универсальных концепций теории международных отношений.
В наиболее общем виде суть этой концепции применительно к международным отношениям состоит в том, чтобы не допустить такого усиления какого-либо государства в рамках системы, которое бы угрожало независимости и безопасности остальных. Механизмом предотвращения подобной ситуации является создание противовеса – коалиции, противостоящей потенциальному претенденту на гегемонию.
Концепция. В основе развития концепции «баланса сил» в новое время лежала политическая теория, учение о государстве, сформулированные европейской общественной мыслью в XVI – XVII в. Представления о природе государств и характере международной системы, на которых она базировалась, были заимствованы у Н. Макиавелли и Т. Гоббса. Новым же в ней являлась идея о возможности поддержания порядка, регулирования развития системы в целях обеспечения мира и спокойствия. Таким образом, создание концепции «баланса сил» стало результатом поиска формы примирения государственного эгоизма и безопасности каждой отдельной страны с устойчивостью и мирным развитием системы в целом. Быстрое и широкое распространение идеи международного равновесия в XVII-XVIII в. было связано с ее простотой и наглядностью: уравновешивая друг друга, силы возвращаются в состояние покоя, т.е. мира. Кроме того, равновесие и его главная метафора весы – как нельзя лучше отвечали духу эпохи с ее пристрастиям к гармонии и механике.
Принцип «баланса сил» универсален и присущ любой системе, состоящей из двух или большего количества приблизительно равных по своему потенциалу независимых государств или других политических единиц. Наряду с этим, как правило, выделяются еще три условия необходимые для его функционирования:
· стремление каждой из держав к сохранению своего суверенитета,
· способность государств вступать в союзы на базе краткосрочных интересов,
· признание войны как приемлемого средства ведения политики
Современными исследователями признается концепция soft power или «мягкой силы» (вариант – «гибкой силы). На совещании послов и постоянных представителей России за рубежом 9 июля 2012 г. Президент РФ В.В. Путин также обратил внимание отечественной дипломатии на необходимость использовать в работе «мягкую силу», подразумевая под этим «продвижение своих интересов и подходов путем убеждения и привлечения симпатий к своей стране, основываясь на ее достижениях не только в материальной, но и в духовной культуре и интеллектуальной сфере».
«Мягкую силу» обычно противопоставляют hard power или «жесткой силе», понимаемой, главным образом, в терминах военной и экономической мощи. Разъясняя свое понимание соотношения «жесткой» и «мягкой» сил, Дж. Най также пишет, что «сила - это способность влиять на других с тем, чтобы получить желаемый результат, а этого можно достичь, главным образом, тремя способами – принуждением, за счет оплаты или притягательности. Если вы сумеете дополнить этот инструментарий мягкой силой, это даст экономию на кнутах и пряниках». При этом фундамент «мягкой силы» составляют культура, политические ценности и внешнеполитическая деятельность.
«Жесткая сила»
· экономическую мощь (роль экономики в международном разделении труда, соотношение объемов экспорта и импорта, темпы роста ВВП, в том числе и на душу населения, инвестиционная привлекательность и благоприятные условия для иностранного бизнеса. То есть все те факторы, которые так или иначе способствуют повышению значимости государства в мировой экономике, ведут к росту заинтересованности в ней со стороны внешнеполитических партнеров, в том числе и по экономическим основаниям)
· военную мощь - материальный фундамент внешнеполитического имиджа государства (численность вооруженных сил и количества вооружений. Более существенными представляются с этой точки зрения параметры не количественные, а качественные. В первую очередь, это адекватность мобилизационной системы и структуры вооруженных сил с точки зрения их соответствия современным требованиям и вызовам. Здесь важны такие, например, параметры, как мобильность, компактность, время оперативного развертывания, эффективность систем управления, оснащенность войск материально-техническими ресурсами и т.п. Огромное значение также имеет наличие высокотехнологичных систем вооружений, степень оснащенности ими войск, а также способность оборонной промышленности производить такое оружие серийно, а не штучно.)
· геополитическую положение
С «мягкой силой» соотносятся детерминанты, на наш взгляд, до некоторой степени вторичные или надстроечные, такие, как:
· национальная идея;
· государственное устройство и политическая система;
· уклад жизни;
· уровень развития технологий;
· достижения науки, здравоохранения;
культурное наследие и вклад в современную мировую культуру