Теории международной интеграции. Федерализм, функционализм, неофункционализм и коммуникативный подход.
Следует выделить четыре основополагающих подхода к исследованию и анализу европейской интеграции, получивших наибольшую известность в рамках политической науки и сыгравших заметную роль в становлении и развитии интеграционной теоретической мысли. По сути, упомянутые подходы представляют собой различные точки зрения на проблему международной политической интеграции. Однако между ними есть и много общего: почти все теории политической интеграции содержат гипотезу о путях дальнейшего развития европейского интеграционного процесса, пытаются предсказать его конечный результат, как-то: создание наднационального образования, сохранение традиционной межгосударственной структуры либо иное распределение полномочий между национальным и общеевропейским уровнями. Вместе с тем, необходимо четко представлять, что политика Евросоюза, уже сегодня объединяющего пятнадцать суверенных стран Европы, всегда будет оставаться политикой компромиссов. А это значит, что политическая интеграция неизбежно будет ограничена политической реальностью и собственными интересами государств-участников.
"Федерализм"
Первым и, пожалуй, в наибольшей степени политическим подходом к исследованию и анализу европейского интеграционного процесса явился "федерализм". Лишь резкий поворот в сторону федеративной модели, по убеждению A. Спинелли — известного итальянского федералиста, лидера европейского федералистского движения, — мог бы привести к успеху в объединении всей Европы13. Согласно мнению некоторых авторов, данный подход по своей сути не является теорией, хотя и стремится к объяснению существенных связей и закономерностей процесса, лежащего в основе объединения отдельных политических единиц в единое целое14. Применительно к европейскому интеграционному процессу представители "федерализма" выдвинули тезис о появлении особого (федерального) институционального устройства, определяющего как характер взаимоотношений между самими интегрирующимися единицами, так и распределение полномочий между ними, с одной стороны, и возникающим "единым центром", с другой. Характеризуя специфику такого распределения полномочий, A. Спинелли утверждал, что ни одна из властей соответствующего уровня не должна располагать какими-либо преимуществами, а полномочия местных, региональных, национальных органов и органов европейского масштаба должны сочетаться и дополнять друг друга15. Иными словами, межгосударственные органы будущей "новой" Европы не должны наделяться полномочиями исключительно широкими, отличающимися от полномочий отдельных государств в сторону увеличения. По мнению Э. Уистрича, "сущность федерализма заключается в децентрализации власти везде, где это необходимо..."16. При этом стоит обратить внимание на то, что децентрализация там, "где это необходимо", по сути, представляет собой содержание одного из основополагающих принципов Маастрихтского договора о Европейском союзе — принципа субсидиарности17.
"Федерализм", как, пожалуй, ни одна другая из теорий политической интеграции, имеет весьма глубокие философские корни, берущие свое начало еще в древнегреческой Античности и средневековой европейской политической мысли. И все же в качестве основополагающих источников федералистского мышления чаще называют два нижеследующих: 1) обилие планов по укреплению мира в Европе XVII—XVIII столетий и 2) американскую Конституцию18. Что касается последней, то ее появление, вне всяких сомнений, послужило мощным импульсом к развитию и широкому распространению федералистских взглядов и теорий. Однако, пожалуй, трудно дать однозначный ответ на вопрос о том, может ли американская (или, например, швейцарская) модель федерации быть взята за основу, если речь идет об углублении интеграции существующих не одно столетие суверенных и независимых государств, и, в частности, может ли такая модель объединить на федеративных началах многочисленные государства современной Европы?
Будучи теорией международной интеграции, "федерализм" отстаивает точку зрения о том, что в основе взаимоотношений между интегрирующимися странами должна лежать модель союзного государства, учреждение которого одновременно рассматривается и в качестве конечного продукта, результата интеграции. В контексте европейского интеграционного процесса идеи "федерализма" ассоциируются с созданием единой федеральной Европы. Более того, федералисты считают, что именно создание федерации поставит точку в использовании насилия при разрешении спорных вопросов между государствами, ибо ее (федерации) высшими ценностями, по их убеждению, как раз и являются мир и безопасность. Именно федерация, как они полагают, может служить образцом "целесообразной, демократической и эффективной организации"19. Европейская интеграция, по мнению федералистов, не может быть революционным процессом. Это должно быть эволюционное, поступательное развитие20. Как отмечал в свое время известный западноевропейский деятель, активный поборник межгосударственной интеграции в рамках ЕС Ж. Моннэ, "...политический союз Европы должен строиться шаг за шагом, так же как и осуществление экономической интеграции. В один прекрасный день этот процесс приведет нас к Европейской федерации..."21. Вместе с тем, он не может ограничиваться лишь сферой политических отношений между государствами, хотя без политической интеграции, по мнению федералистов, не может быть реальной интеграции вообще22.
"Функционализм"
Теория "функционализма" в значительной степени отличается от федералистского подхода к исследованию и анализу межгосударственной интеграции. В своем классическом виде она представлена в работах Д. Митрани, ратовавшего за трансформацию и обновление сложившихся за многие десятилетия представлений о системе международных отношений и предлагавшего так называемую "функциональную альтернативу", имеющую своей конечной целью всеобъемлющее мировое единство23. Необходимо отметить, что появление этой теории не только в значительной степени повлияло на все последующее развитие интеграционной теоретической мысли (в особенности это касается "неофункционализма"), но и существенно активизировало практические действия, направленные на реальное сближение европейских государств.
Одна из основополагающих идей "функционализма" состоит в том, что международная интеграция должна быть в максимальной степени деполитизирована, а эффективное сотрудничество государств и избежание конфликтов могут и должны быть достигнуты путем концентрации усилий в первую очередь на общих для всех вопросах благосостояния (как во всемирном масштабе, так и на национальном уровне)24. Согласно "функционализму", интеграционная динамика приводит к появлению функциональных организаций, располагающих определенными полномочиями, предоставленными непосредственно самими государствами. Конечным продуктом интеграции становится образование "функциональной системы, элементы которой могут начать работать и без общей политической надстройки..."25. Представители "функционализма" рассматривают международную интеграцию как процесс постепенного перехода от традиционной межгосударственной системы отношений к некоему функциональному сообществу, процесс перераспределения властных полномочий отдельных государств в пользу создаваемой надгосударственной структуры, обладающей функциональной эффективностью.
Некоторые специалисты, критически относящиеся к данной теории, отмечают, что в целом последующее развитие европейского интеграционного процесса серьезно разочаровало представителей "функционализма". К глубокому сожалению последних, те функциональные организации, на которые ими возлагались особые надежды, так и не смогли избавиться от чрезмерной политизированности и сконцентрировать свои усилия на решении исключительно функциональных задач26. Вместе с тем, некоторые из фундаментальных идей Д. Митрани были впоследствии существенно переработаны и легли в основу создания одной из наиболее влиятельных теорий международной интеграции — "неофункционализма".
"Неофункционализм"
Появление "неофункционализма" было связано с периодом так называемого "евроэнтузиазма" в 60—70 гг. XX столетия, когда неизбежность дальнейшей интеграции государств — участников Европейских сообществ представлялась все более очевидной. Наибольший вклад в становление и развитие этой теории внесли такие известные личности, как Э. Хаас, Л. Линдберг, A. Этзони.
Последовательность и структура интеграционного процесса предполагают, согласно "неофункционализму", создание системы мощных центральных институтов и постепенную передачу государствами-участниками принадлежащего им суверенитета на уровень Сообщества в целом. При этом и государства-участники, и их правительства рассматриваются неофункционалистами как играющие в этом процессе весьма пассивную роль и не выделяющиеся из общей массы действующих лиц. Комиссия ЕС, напротив, выступает в качестве активного организатора и вдохновителя интеграционного процесса, а организованные группы, партии, политические элиты выполняют роль своеобразного "катализатора" интеграции27.
"Неофункционализм", в отличие от других теорий политической интеграции, абсолютно не стремится предсказать, каков будет ее (интеграции) конечный результат, уделяя гораздо большее внимание исследованию самого процесса, механизма интеграции. Вместе с тем, представители данной теории отстаивают точку зрения о неизбежности появления некоего наднационального образования28 — "нового политического сообщества"29, находящегося, с точки зрения иерархии, как бы над государствами. Стоит отметить, что именно с "неофункционализмом" связывают появление идеи "наднациональности" в международном праве.
Некоторые авторы отмечают, что по сравнению с "функционализмом" Д. Митрани "неофункционализм" в гораздо большей степени представляет собой теорию региональной политической интеграции, ибо предметом его исследования являются интеграционные взаимоотношения государств, относящихся к отдельному региону планеты30. Более того, обращает на себя внимание непосредственная и существенная взаимосвязь между взглядами неофункционалистов и практикой Европейских сообществ: весьма часто "неофункционализм" характеризуют как "метод интеграции в рамках ЕС"31.
Теория "сообщества безопасности"
Еще одним подходом к исследованию и анализу европейской интеграции, имевшим достаточно широкое распространение и значительное влияние в рамках политической науки, является теория "сообщества безопасности", в основе которой лежит изучение последовательности исторических событий в контексте достижения и обеспечения мирного сосуществования и дружественных отношений между государствами. K. Дойч, являющийся основателем этой теории, выдвинул тезис о необходимости создания так называемого "сообщества безопасности", представляющего собой "группу государств, достигших значительного уровня интеграции друг с другом и осознавших необходимость определенной общности (единства)"32. Межгосударственная интеграция, по мнению представителей данного направления, — это многовекторный, многоаспектный процесс, и для того, чтобы получить о нем максимально полное представление, необходим достаточно большой набор методов и средств познания. В этой связи K. Дойч предлагает использовать определенную систему критериев для выяснения того, как далеко продвинулись государства в реализации их интеграционных инициатив, насколько быстро может осуществляться их взаимодействие в той или иной сфере, что мешает активизации их усилий в этом направлении и т. д.33
Теория "сообщества безопасности" обнаруживает динамику политической интеграции, прежде всего во взаимоотношениях, складывающихся между отдельными личностями, элитами, социальными группами, культурными общностями и т. п. Интеграция рассматривается как процесс непрерывного движения к определенному единству, регулируемый взаимодействием людей34. Конечный продукт интеграции и есть создание самого "сообщества безопасности".
В целом стоит отметить, что данное направление, хотя и относится к числу многочисленных теорий политической интеграции, тем не менее, имеет много общего с социологическим подходом к изучению европейского интеграционного процесса (см. далее) и, по мнению некоторых специалистов, "тесно переплетается с общесоциологическим анализом"35.