Международной экономической интеграции. В современной теории различают пять ступеней или последовательных этапов развития интеграционных процессов:

В современной теории различают пять ступеней или последовательных этапов развития интеграционных процессов:

- зона свободной торговли;

- таможенный союз;

- единый или общий рынок;

- экономический союз;

- экономический и валютный союз.

У всех этих ступеней или видов интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступающими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства.

Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а также на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями.

В настоящее время лишь одна международная интеграционная группировка реально прошла первые четыре из указанных этапов - Европейский Союз (ЕС). Другие группировки преодолели в лучшем случае первый и частично второй этап. Для лучшего понимания необходимо рассмотреть особенности этапов или форм развития интеграции, поскольку каждый из них имеет свои специфические черты.

Зона свободной торговли(ЗСТ). В современном понимании это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. При этом в условиях ЗСТ страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник ЗСТ устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и др.

Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и нетарифных ограничений. В конечном счете ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами - участниками.

Следует отметить, что взаимодействие стран в рамках ЗСТ происходит без создания постоянно действующих наднациональных органов управления или принятия специальных общих решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран - участниц по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) - по экономическим. С момента подписания все они носят обязательный характер.

Таможенный союз(ТС) - это соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. ТС предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри Союза и создание единого внешнего таможенного союза. В рамках этого объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Тем самым участники Союза возводят совместно единый таможенный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защищать формирующееся единое рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники ТС теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета.

Таможенный союз представляет собой более сложную и более завершенную, чем ЗСТ, интеграционную группировку. Так, в рамках Союза происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран - участниц. Проводя единую внешнеторговую политику, они регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это, в свою очередь, дает толчок в переориентировке ресурсов, в изменении процессов производства и потребления.

Если на внешних границах ТС устанавливается тариф на какой-либо товар выше средневзвешенного тарифа, то странам - участницам приходится отказываться от более дешевого внешнего источника снабжения в пользу более дорогих внутрисоюзных ресурсов. Такие меры могут применяться исходя из самых различных соображений, например, из стратегических посылок: страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых технологий, материалов, энергоносителей и т.п. с тем, чтобы изыскать дополнительные резервы и избавиться от внешней зависимости.

Если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф стран - участниц ТС, то с учетом результирующих цен происходит переориентация их внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть предприняты для усиления конкуренции внутренних и внешних производителей, если необходимо "подтолкнуть" собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной продукции.

Опыт показывает, что регулирование внешнего тарифа в целом благоприятно сказывается на развитии внутреннего рынка товаров и услуг. Происходит снижение или замедление роста цен, усиливается конкуренция между товаропроизводителями, создаются более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций.

Функционирование ТС требует изменений в подходе к управлению интеграционными процессами. В частности, встает вопрос о создании наднациональных органов, призванных координировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Необходимо однако отметить, что интеграция в рамках ТС не является всеобъемлющей.

Во-первых, деятельность Союза не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. Вне сфер ТС остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, энергетика и другие важнейшие отрасли инфраструктуры.

Во-вторых, хотя интеграция и охватывает валютно - финансовое сотрудничество, но оно играет роль обслуживающего фактора, а создаваемые в рамках ТС финансовые институты играют второстепенную роль.

Общий рынок. В этом интеграционном объединении все характеристики таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках общего рынка устраняются ограничения на перемещение факторов производства, что еще более усиливает экономическую взаимозависимость стран - участниц.

К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе. Здесь Общий рынок был в основном создан к концу 60-х годов. Однако свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы оказалось недостаточно для формирования зрелого единого рыночного пространства. Для этого необходимо было осуществить следующие мероприятия:

- выровнять уровни налогообложения;

- устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и тем более целым отраслям;

- преодолеть различия в национальных законодательствах;

- унифицировать национальные технические и санитарные стандарты;

- скоординировать национальные кредитно - финансовые структуры и системы социальной защиты.

Естественно, что для решения столь сложных задач необходимы были новые подходы и методы в управлении, значительное усиление наднациональных интересов. Были сформированы наднациональные органы управления и контроля. В ЕС - это Европарламент, Совет Министров, Европейская комиссия, Суд, Европейский Совет.

Экономический союз. Это качественно новая ступень интеграции, предполагающая создание подлинно единого экономического, правового и информационного пространства.

Формирование ЭС - процесс гораздо более длительный, чем создание Таможенного Союза или Общего рынка. Теоретических разработок, касающихся механизмов и инструментов ЭС, немного. Практически отсутствует опыт для обобщений и выводов.

В Западной Европе единый рынок был создан к началу 90-х годов. В феврале 1992 г. в г. Маастрихте (Нидерланды) 12 стран ЕС приняли решение о создании Экономического и Валютного Союза (ЭВС). В рамках этого процесса предусматривалось проведение единой внешней, оборонной и валютной политики, введение единой валюты - ЕВРО, создание Европейского Центрального банка, который вместе с Центральными банками стран - участниц образует Единую систему центральных банков стран, входящих в ЭВС.

По мере решения этих задач в Западной Европе складываются предпосылки для создания Политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно - политический организм.

В дальнейшем вопрос об ЭС и ЭВС применительно к практике Европейского Союза будет рассмотрен подробнее.

Наши рекомендации