Периодизация и формирование современной системы международных отношений.
Система МО формируется в период раннего Нового времени, когда международные отношения приобретают качественно новые черты, определившие их последующее развитие. Условной датой становления системы международных отношений считают 1648 г. – время окончания Тридцатилетней войны и заключения Вестфальского мира. Важнейшим условием возникновения системности явилось формирование национальных государств с относительно устойчивыми интересами и целями. Экономическим фундаментом этого процесса стало развитие буржуазных отношений.
В ходе развития системы международных отношений в новое и новейшее время выделяется ряд крупных этапов, существенно отличавшихся друг от друга по своему внутреннему содержанию, структуре, характеру взаимоотношений между составными элементами, господствующему набору ценностей. На основе этих критериев принято выделять:
1) Вестфальскую (1648-1789) – в ходе Тридцатилетней войны 1618 – 1648 гг. окончательно утвердилась секуляризация международных отношений как одна из их самых важных характеристик в новое время. Если раньше внешняя политика в значительной степени определялась религиозными мотивами, то с началом нового времени главным мотивом действий отдельного государства стал принцип государственных интересов.
2) Венскую (1815-1914) - «Двойная революция» конца XVIII в., т.е. начавшийся в Англии промышленный переворот и Французская революция, стали точкой отсчета для процесса модернизации, в ходе которого на смену традиционному аграрному обществу пришла современная массовая промышленная цивилизация. В XIX в. определенную роль начинают играть и негосударственные участники международных отношений – национальные и пацифистские движения, разного рода политические объединения. В начавшуюся эпоху демократизации государство постепенно теряло свою многовековую династическую подоплеку. В сфере международных отношений это ярче всего проявилось в полном исчезновении феномена войн за наследство, а на дипломатическом уровне в постепенном умалении вопросов первенства и ранга. Потеряв старые опоры, государство крайне остро нуждалось в новых. В итоге кризис легитимации политического господства был преодолен с помощью ссылки на новый авторитет – нацию.
3) Версальско-Вашингтонскую (1919-1939) - Международно-правовым оформлением результатов Первой мировой войны и сложившейся после ее окончания новой расстановки сил стала Версальско-Вашингтонская модель. Она формировалась как первая глобальная система – в клуб великих держав вошли США и Япония. Однако создать устойчивое равновесие на основе баланса интересов великих держав архитекторам Версальско-Вашингтонской системы не удалось. Она не только не устранила традиционные противоречия, но и способствовала появлению новых. Главным стало противостояние держав-победительниц и побежденных государств. Конфликт между союзными державами и Германией представлял собой важнейшее противоречие межвоенного времени, в итоге вылившееся в борьбу за новый передел мира. Противоречия между самими державами-победительницами не способствовали проведению ими согласованной политики и предопределили неэффективность первой международной организации по поддержанию мира - Лиги Наций. Органичным пороком Версальской системы было игнорирование интересов Советской России. В международных отношениях возник принципиально новый – межформационный, идейно-классовый конфликт.
4) Ялтинско-Потсдамскую (биполярную) (1945-1991) - Вторая мировая война стала своеобразной формой перехода от многополярной модели международных отношений к биполярной. Среди элементов системы появилась новая категория сверхдержав, конфликтное взаимодействие которых задавало вектор развития модели. Интересы сверхдержав приобретали глобальный охват, в зону которого попадали практически все районы земного шара, а это автоматически резко увеличивало поле конфликтного взаимодействия и, соответственно, вероятность возникновения локальных конфликтов. Огромную роль в развитии МО играл идеологический фактор. Биполярность мирового сообщества в значительной степени обусловливалась господством постулата о том, что в мире якобы существуют только две альтернативные модели общественного развития: советская и американская. Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на функционирование биполярной модели, явилось создание ракетно-ядерного оружия, которое кардинально изменило всю систему принятия внешнеполитических решений и в корне перевернуло представления о характере военной стратегии. Модель международных отношений, сложившаяся в результате Второй мировой войны, с самого начала была более структурированной, чем ее предшественницы. В 1945 г. была образована ООН – всемирная организация по поддержанию мира, в которую вошли практически все государства – составные элементы системы международных отношений. Начиная с 1949 г. США стали формировать сеть военно-политических блоков, призванных создать барьер на пути возможного расширения сферы советского влияния. СССР в свою очередь конструировал подконтрольные ему структуры.
4. «Системный подход и эволюция международных отношений в XX веке» (А.Д. Богатуров).
Системный подход базируется на достоверном и хронологическом изложении фактов дипломатической истории, и выведение логики важнейших событий МП во взаимосвязи между собой. Т. о. МО – целостная совокупность мировых политических процессов, внешних политик отдельных государств и т. д.
Основные принципы системного подхода:
1) Свойства целой системы и сумма свойств ее составных частей – не одно и то же.
2) Акцент на связях и отношениях между отдельными элементами международной системы.
3) Система становится системой только тогда, когда те или иные отношения приобретают устойчивость и достигают высокого уровня развития.
Развитие международной системы:
- Понимание мирополитического единства формируется в последней четверти 19 века.
- Международная система прошла в своем развитии множество войн: испано-американская, англо-бурская, японо-китайская и т. д., но мир все еще состоял из отдельных подсистем.
- Подсистемы раньше всего сложились в Европе, так как отношения между государствами здесь оказались наиболее развитыми.
- Между системами существовала иерархия: одна из подсистем была центральной, остальные – периферийные (до конца Второй Мировой войны центральной была европейская, азиатско-тихоокеанская или Вашингтонская – периферийной. Она же была «центральной среди периферийных», Ближневосточная, Латиноамериканская - периферийные).
- Европейская подсистема имела в разные периоды разные названия (по титулам договоров – Венская 1815 г., Парижская 1856 г. и т. д.
Для понимания логики международной системы 1918-1945 гг. ключевым является понятие многополярности. Вся история МО связана с борьбой за гегемонию в системе. Многополярность же характеризуется стремлением государств не допустить усиления др. государств и появления гегемона в системе. В связи с этой позицией в теории МО утверждается концепция «баланса сил», т. е. соотношение возможностей мировых держав в МО в тот или иной исторический период. Баланс ≠ равновесие, т. к. равновесие – частный случай баланса, который подразумевает равенство возможностей.
Главной задачей в МО после Первой мировой войны стало восстановление европейского «равновесия» или многополярной модели МО на европейской основе. Этот подход не соответствовал глобализации политических процессов. Это противоречие определило дальнейшее развитие международной системы.
В результате внутри многополярной системы МО начали формироваться предпосылки для ее разрушения и становления биполярной системы. К концу войны обозначился большой отрыв двух мировых держав – США и СССР – от других. Однако биполярная система установилась не сразу после окончания Второй мировой. Она окончательно сформировалась к 1955 г., ознаменовавшись созданием Организации Варшавского договора (противовеса блока НАТО). Причем, изначально биполярность не предполагала конфронтационности. Но фактор двудержавности в МО вызвал стремление более слабых государств разобщить лидеров.
В конце 1940-х сформировался вектор противостояния двух держав. Оно постепенно переходит в холодную войну, которая начинается с Берлинского кризиса. Страх перед противником сковывал действия США и СССР, что породило их стремление к гонке вооружений и поиску союзников. Это предрешило окончательный раскол. Перед остальными государствами встал выбор: либо выбрать сторону, либо действовать самостоятельно на свой страх и риск.
Однако преобладание военно-силовых методов борьбы не исключало элементов сотрудничества: например, параллельные шаги США и СССР в франко-британско-израильской агрессии в Египте; Вьетнамская война, которая стала началом советско-американского диалога о глобальных проблемах и завершилось подписанием договора о нераспространении ядерного оружия в 1968 г. В 1972 г. стороны подписали документ об «Основах взаимоотношений между СССР и США» и ряд др. договоров, позволивших укрепить взаимоотношения.
В середине 1970-х гг. в мире начинаются глобальные экономические проблемы – «нефтяной шок», в результате которого в центр внимания на мировой арене попали вопросы экономической уязвимости, обеспечения их промышленного роста и т. д. На первый план в этом отношении начинают выходить такие государства как Япония и Западная Германия. В этот же период основания для разрядки в отношения СССР и США кончаются, начинается новый этап нарастания напряженности. Индустриально развитый Запад начинает борьбу за экономическое истощение СССР, которая совпадает с внутренним кризисом в управлении, что вынудило Горбачева начать переговоры и пойти на уступки. Ему удалось договориться с Западом о сотрудничестве ценой перестройки государственной системы, ликвидацией коммунизма в Восточной Европе и т. д.
В новых условиях СССР стал ключевым партнеров США в мировом управлении. Однако распад СССР и ялтинско-постдамской системы привет к кризису миросистемного регулирования, из которого выросла новая модель МО – плюралистическая однополярность, которая существует до настоящего времени.